Генеральный директор ОАО «Уралтрансмаш» Юрий КОМРАТОВ: «К увеличению заказов готовы»

В начале осени 2012 года ОАО «Уралтрансмаш» отметит 195-летие с момента основания.

Старшему поколению, в первую очередь фронтовикам, предприятие известно тем, что в годы Великой Отечественной войны на его производственных мощностях собирали лёгкие танки Т-60 и Т-70, самоходно-артиллерийские установки СУ-85 и СУ-122, был налажен выпуск узлов и агрегатов для легендарной тридцатьчетвёрки. В послевоенный период в интересах военного ведомства заводчане выпускали гусеничный минный заградитель, шасси для зенитно-ракетного комплекса «Круг», САУ второго послевоенного поколения 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», 152-мм самоходную пушку 2С5 «Гиацинт». Но, пожалуй, самым узнаваемым изделием Уралтрансмаша считается 152-мм самоходная гаубица третьего поколения 2С19 «Мста-С».

Уралтрансмаш сегодня – динамично развивающееся предприятие, выпускающее сложнейшую наукоёмкую продукцию как в интересах Министерства обороны России, так и для нужд гражданского сектора машиностроения. О том, какие оно решает задачи, что выпускает и как в преддверии очередной памятной даты совершенствуются производственные мощности одного из старейших уральских оборонных предприятий, в интервью нашему корреспонденту рассказал генеральный директор ОАО «Уральский завод транспортного машиностроения» Юрий Комратов (на снимке). Кстати, даже по эмоциональному настрою при беседе было видно, что Юрий Сергеевич удовлетворён текущей ситуацией на предприятии. Что, впрочем, неудивительно.

– По итогам прошлого года можно сказать, что в производственной сфере нам удалось выйти на наилучшие показатели за последние лет двадцать-двадцать пять, – рассказывает Юрий Комратов. – Мы завершили год с объёмом представленной заказчикам продукции на 10 миллиардов рублей. Согласитесь, цифра существенная. Более того, нас радует и мы по праву гордимся тем, что в очередной раз предприятию удалось в полном объёме выполнить годовой гособоронзаказ. И это очень важно! Ведь ОАО «Уралтрансмаш» изначально предприятие оборонного сектора. Об этом в том числе свидетельствуют госнаграды – ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», вручённые коллективу завода за успешное выполнение заданий ГКО в годы войны и правительства в послевоенное время. Мы бережно храним наработанные предшественниками профильные традиции и делаем всё в интересах их активного развития. Что, в свою очередь, позволило к сегодняшнему дню обрести хорошо узнаваемый бренд.

– Известно, что в 2012 году госзаказ для ОПК Среднего Урала был увеличен как минимум на 20 процентов. Но это средняя цифра по отрасли. Какова настоящая доля ГОЗ в портфеле заказов ОАО «Уралтрансмаш»?

– Специфика предприятия заключается в том, что мы работаем в прочно сложившейся кооперации с отраслевыми направлениями, в частности противовоздушной обороны, Сухопутных войск, морской тематики. И в этом объёме текущей товарной продукции Уралтрансмаша доля гособоронзаказа занимает порядка 48 процентов. Хотя в целом культивируемая нами оборонная тематика превышает планку в 75 процентов.
В отношении размещённых заказов на 2012 год можно сказать, что в этот раз на фоне прошлогоднего объёма поставленных нами изделий заказчику к продукции Уралтрансмаша был проявлен удвоенный интерес. Рассчитываем, что к 2015 году пакет гособоронзаказа увеличится в 4,5—5 раз.

– Насколько успешно в ОАО «Уралтрансмаш» решаются вопросы модернизации производственной сферы и подбора рабочих кадров?

– Практической модернизацией и перевооружением мы занялись в 2009 году. Во многом обновлению производства способствовала успешная реализация федеральной целевой программы, которая была разработана в интересах завода ещё в конце прошлого века. Её появление более десятка лет назад было вызвано тем, что в те годы в силу всем известных причин уралтрансмашевская продукция мало интересовала основного потребителя. Заказов на изделия спецназначения не было. Трудовой коллектив (те, кто остался в цехах) выживал лишь за счёт случавшихся восстановительных ремонтов ранее созданной нами продукции.

Реализация ФЦП по поддержке предприятия не только удержала завод на плаву, но и дала шанс сначала подняться с колен, а затем всерьёз задуматься о перспективах. Причём таких перспективах, которые позволяли бы избегать радикальных потрясений. В итоге мы вышли на заветный рубеж модернизации.
Конечно, срок реконструкции полезных площадей и переоснащения производства пока небольшой – считаные годы. Хотя и за это время удалось сделать немало. Мы начали процесс не с закупки современного оборудования, а с оптимизации находившихся в нашем распоряжении производственных территорий и площадей, реконструкции цехов и замены изношенных коммуникационных сетей. Это было крайне необходимо. Судите сами. Завод не причислишь к тем предприятиям, которым повезло вести застройку в объёме одной территории. Наши производственные мощности наращивались поэтапно, в течение многих лет. Каждый последующий комплекс цехов возводился там, где на тот момент оказывались подходящие технические площади. В итоге завод закрепился на пяти городских территориях. Только чтобы управлять столь рассредоточенным производством, требовалось целый день перемещаться между объектами… Было очень неудобно, неэффективно и нерачительно в экономическом отношении.

Ситуацию в корне изменил процесс задуманной модернизации. Тщательные расчёты подсказали путь на оптимизацию прежнего производства. Перегруппировка материально-технической базы с её одновременным обновлением позволила отказаться от некоторых удалённых от основного производства территорий. Перемещая обособленные цеховые комплексы в периметр центральной территории, предприятие избавлялось от бремени ответственности за 12 высвобождавшихся гектаров земли.

Нам говорили: «Это невозможно! Неосуществимо!» Но мы знали, что делали. На центральной заводской площадке отказались от ненужных и малоэффективных строений. Демонтировали всё лишнее, устаревшее и ветхое. На их месте возвели современные корпуса под новый станочный парк. Одновременно заменили все энергетические линии, проложили новые технические коммуникации. Одно лишь обновление сети сантехнических труб дало нам шестикратную(!) экономию: вместо прежнего потребления в сутки 2,5 тысячи кубометров воды нам теперь достаточно 400. В 2010 году возвели новую котельную, стали независимыми в плане горячего водоснабжения и отопления. На новых производственных площадях разместили и включили в эксплуатацию более 130 единиц новейшего высокотехнологического металлообрабатывающего оборудования, которое и станками-то уже не назовёшь, – это, по сути, электронные обрабатывающие центры.

Видя столь радикальные производственные изменения, на Уралтрансмаш стали возвращаться квалифицированные рабочие. Более того, к нам потянулась образованная молодёжь. Заводской кадровый сектор впервые за два последних десятилетия вновь отметил очередь из желающих трудоустроиться. И я, как руководитель предприятия, могу уже сейчас с полной ответственностью заявить, что в ближайшем будущем на заводские должности будем принимать лишь дипломированных соискателей. Извините: подобной разборчивости в профессиональном уровне специалистов требует уже не работодатель, а созданные им условия производственного процесса. У нас и должности теперь звучат не как прежде: токарь, фрезеровщик, карусельщик, а по-новому, согласно аккумуляции трудозатрат, например оператор-инженер обрабатывающего центра.

В итоге рабочие осваивают по две-три профессии, что избавляет производство от содержания узких специалистов – технологов, инструментальщиков. В результате мы добились высочайшей производительности труда. Среднестатистическая производственная выработка на одного человека у нас уже достигает трёх миллионов рублей. Практически это показатель, сопоставимый с уровнем производительности труда в высокоразвитых зарубежных странах.

– Не страдает ли от такой интенсивности качество продукции Уралтрансмаша?

– Даже если допустить, что при столь высокотехнологичном обеспечении производства подобное всё же случилось, за периметр завода изделие, не отвечающее нормативным требованиям, не выйдет. Заводская команда военной приёмки никогда этого не допустит. Всё потому, что приёмщики знают наши изделия, что называется, до винтика. Благодаря их профессионализму и годами выработанной производственной дисциплине Уралтрансмаш не получает из войск рекламаций на качество продукции специального назначения.

– Это, видимо, касается и продукции гражданского сектора?

– Несомненно. Оставаясь единственным в России предприятием по производству самоходной артиллерии на уровне мировых образцов, Уралтрансмаш параллельно выпускает престижную гражданскую продукцию. Для этого в полном объёме используется мощная техническая база: собственное литейное, кузнечное, механообрабатывающее производства, производства защитных покрытий и сборочно-монтажных работ. Принадлежность завода к ОПК предопределило применение в интересах производства продукции гражданского назначения новейших видов обработки металлов: электронно-лучевой сварки, лазерной резки, газотермического напыления, литья по выплавляемым моделям и литья под давлением. Организовано производство деталей из пластмасс и порошков, созданы участки станков с ЧПУ, есть роботизированные линии.

Если вести речь о конкретной линейке продукции, то можно выделить станки-качалки для нефтедобычи. При этом мы в отличие от конкурентов выпускаем уже унифицированные изделия для всех глубин залегания углеводородов. Сегодня Уралтрансмаш – ведущий производитель данного оборудования в России.

В 1995 году предприятие включилось в выполнение федеральной программы по развитию общественного транспорта. На базе ОАО «Уралтрансмаш» был разработан трамвайный вагон «Спектр». Осенью 2003 года завод выпустил новую модель трамвайного вагона. Округлая форма кабины и панорамное лобовое стекло обеспечили изделию современный дизайн. Модифицированы салон и кабина водителя. Но и это не всё. В 2010 году успешно прошёл испытания и был запущен в серийное производство новый трамвайный вагон с частично низким полом. В 2011 году спроектирован и изготовлен опытный образец трёхсекционного сочленённого трамвайного вагона с низким уровнем пола на всей площади салона, для чего конструкторам КБ гражданской продукции потребовалось создать принципиально новую тележку. Из перспективных наработок – совместно с канадской машиностроительной компанией Bombardier работаем над проектом пятисекционного трамвая. Что получится из этого – увидим, когда изделие появится на рынке… Эти и ряд товаров народного потребления дают предприятию возможность не только нормально работать, но и развиваться.

– Некоторое время назад по страницам СМИ активно кочевали публикации о том, что...

– Я знаю, о чём вы хотите спросить. Мол, знаковое изделие ОАО «Уралтрансмаш» самоходная гаубица «Мста-С» – это старьё, железо и т.д. А я вот, что скажу: дай бог каждой державе иметь такое «железо»!

Конечно, наша самоходная установка в чём-то требует доводки до уровня лучших мировых образцов аналогичного класса. Не без этого. Но «Мста-С» сегодняшнего дня – это совсем не та боевая машина, что положила начало теперь всеми узнаваемому облику уральской САУ. Внешняя схожесть, соглашусь, осталась. Но по внутреннему оснащению – ничего общего.

Более того, в этом году в рамках гособоронзаказа мы приступили ко второму этапу модернизации изделия до уровня 2С19М1. Способны в процессе капитального ремонта довести до такого уровня все ранее выпущенные на предприятии САУ. На выходе «Мста-С» обретёт увеличенную дальность стрельбы, более надёжную систему наведения огня, повышенную скорострельность и более комфортные условия пребывания экипажа. Особо замечу, что с тех пор, как мы вывели 2С19 на Красную площадь (в этом году в параде Победы «Мста-С» примет участие в четвёртый раз), к нашему изделию проявляют повышенное внимание. В интересах потенциальных зарубежных заказчиков на базе самоходной гаубицы «Мста-С» разработана САУ с орудием калибра 155 мм. Установка с этим вооружением была представлена иностранным военным специалистам на нижнетагильской выставке вооружений и военной техники.

С 2009 года Уралтрансмаш производит бронекорпуса для ЗРК «Бук», зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь С1» и боевого модуля «Бахча».
В перспективе стремимся к унификации несущей платформы как под большинство существующих войсковых образцов «навесного» монтируемого оборудования различного назначения, так и отдельных видов вооружения. Проще говоря, надеемся разместить на единой ходовой базе всё, что ранее устанавливалось на разнотипные виды шасси. Такой базой вполне может стать гусеничная платформа САУ «Мста-С». Это, во-первых, существенно облегчит процедуру обслуживания и ремонта ходовой части, так как ремонтные бригады будут использовать однотипный для всех комплект запасных частей. Во-вторых, отпадёт необходимость в производственных мощностях, необходимых для обслуживания номенклатурной линейки разнородных носителей оборудования и вооружения. В-третьих, существенно удешевятся производство самой ходовой части и её войсковое содержание. Наконец, в-четвёртых, появится возможность дальнейшего совершенствования единого изделия.

Заинтересованность войск в унифицированном гусеничном шасси большая. Специалисты Уралтрансмаша уже заняты данной тематикой. В новой разработке найдут воплощение передовые идеи российских оборонщиков транспортного сектора. Появление шасси стоит ожидать в 2014 году.

На снимке: самоходная установка «Мста-С» – основное изделие завода по линии гособоронзаказа.

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

Интервью первого заместителя генерального директора ОАО "Концерн Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ)
Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью первого заместителя генерального директора ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Игоря Георгиевича Насенкова.

Генеральный директор «АвтоВАЗагрегата» задержан в Москве
Директора предприятия «АвтоВАЗагрегат» Виктора Козлова задержали в Москве по делу о махинации с налогами, сообщает ГУ МВД по Самарской области.

За неуплату штрафа арестован генеральный директор акционерного общества
РИГ SAKHAPRESS.RU Прокуратурой Нюрбинского района РС (Я) проведена контрольная проверка оплаты административных штрафов, назначенных по постановлениям прокуратуры.

Севмаш" пообещал флоту два "Борея" и "Ясень" в этом году
Последний день работы Международного военно-морского салона для специалистов завершился знаковым заявлением руководителя «Севмаша» Михаила Будниченко о том, что планы по сдаче трех атомных подводных лодок — «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Северодвинск» — в этом году будут реализованы.


  • Продукция,
  • Производство,
  • ОАО,
  • Интерес,
  • САУ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: