Как встать спиной к России и сохранить лицо

У украинских правителей есть скверная черта менять стратегических партнёров, в зависимости от географии своих визитов.

В Пекине стратегическим партнёром Украины окажется Китай, в Вашингтоне – США, в Брюсселе – Евросоюз, в Москве – Россия. Но везде украинским визитёрам необходимо только одно – политическая поддержка и деньги. Потому что без денег, в какой бы форме они не были предоставлены, Украине грозит дефолт, а соответственно потеря власти президенту и правящей партии на ближайших выборах. Потому в любой столице мира представители Украины не скупятся на слова и обещания. Их словесная щедрость такова, что превращению слов в дела уже мало кто верит. Обманут, не сдержат свои обещания. Потому предоставление кредитов, приход инвестиций или снижение цен на газ происходит только после того, как от Киева добьются 100% гарантий выполнения взятых на себя обязательств. Не важно, речь идёт о России, Евросоюзе или Международном Валютном Фонде.

В мае 2012 года Виктор Янукович отправится с очередным визитом в Москву. Чтобы понять, что может «привезти» из этой поездки президент Украины, необходимо рассмотреть то, чего от него ждут в Кремле, на что может пойти Янукович, а на что нет и почему.

В первую очередь, надо отметить, что руководство России уже давно сделало свои предложения Украине, и добавить к ним особо нечего. Речь идёт о приватизации украинской ГТС, вступлении Украины в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство с дальнейшей перспективой вхождения Украины в Евразийский Союз. Это стратегическая задача России, решению которой Владимир Путин посвятит свой третий президентский срок. Только утвердительный ответ Виктора Януковича на важные для России вопросы позволит рассчитывать на снижение цен на газ, приход российских инвестиций на Украину, а также личную поддержку Януковича Владимиром Путиным. А сегодня она нужна Виктору Фёдоровичу как никогда.

Необходимо также подчеркнуть, что среди украинского руководства существует какое-то странное непонимание того, что внутренние проблемы Украины не касаются России и оплачивать их решение за свой счёт она не собирается. К примеру, проблема русского языка должна волновать в большей степени само украинское руководство, как и поднимающий свою голову украинский национализм. Россия может проявить озабоченность положением русскоязычного большинства (именно большинства) на Украине, но не более того. Точно так же на десятом месте стоят в повестке дня вопросы частных инвесторов, интересы которых регулярно пытаются ущемлять на Украине. Дело тут в том, что подобная политика идёт в разрез с общемировыми правилами игры и ухудшает и без того низкий уровень инвестиционной привлекательности Украины.

Наверное, российское руководство волнуют перспективы сближения Украины с Евросоюзом и НАТО, но в Кремле отчётливо понимают, что прозападная политика украинского руководства бьёт, прежде всего, по украинскому президенту. Избиратель юго-востока и Крыма не поддерживает ни европейскую интеграцию, ни тем более сотрудничество Украины с НАТО против России. На самом деле, «евроинтеграция Януковича» и попытки за счёт неё выторговать себе некие привилегии в Кремле выглядят глупо. Переживать о последствиях непопулярных шагов должен тот, кто их предпринимает.

Безусловно, в Кремле Виктор Фёдорович может оправдывать невозможность вступления Украины в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство отсутствием консенсуса в украинском обществе относительно интеграции с Россией, но и эти аргументы выглядят нелепо. Янукович пришел к власти под лозунгом развития добрососедских отношений с Россией. Вхождение Украины в ТС и ЕЭП является выполнением его же предвыборных обещаний. Это уже технический вопрос, как и чем Партия Регионов убедит западно-украинский электорат в выгодности интеграции с Россией. Тем более странно могут звучать слова, что вхождение Украины в ТС и ЕЭП не поддержат украинские парламентарии. Они поддержат всё, что надо Партии Регионов и лично Виктору Фёдоровичу, если не от всей души, то от любви американским ассигнациям, что они неоднократно доказывали, голосуя за необходимые регионалам законы. Было бы желание у Януковича наводить мосты дружбы с Россией, но его нет. Напротив, на Украине продолжается назойливая пропаганда так называемого «европейского выбора». То есть, если Януковичу что-то и мешает выполнить своё предвыборные обещания, то не националисты и русофобы, а он сам и работники его администрации.

Таким образом, набор аргументов Виктора Януковича, которые якобы сдерживают его от принятия решения о вступлении Украины в ТС и ЕЭП, выглядит неубедительно. Столь же неубедительными являются предложения украинского руководства изменить цены на российский газ, которые якобы превышают среднеевропейские цены. Позвольте, но на протяжении последних семи лет именно Украина была инициатором пересмотра всех договоров по газу. Кто виноват, что украинские переговорщики в своих расчётах регулярно допускали ошибки и при подписании газовых контрактов в 2009 году исходили из возможного падения цен на энергоресурсы? Тем более, после стольких газовых войн, очередная попытка пересмотреть газовые контракты выглядит, как неуместный каприз взбалмошного ребёнка. Впрочем, давно пора понять, что некоторые заявления украинских властей рассчитаны для внутреннего потребления и за пределами Украины вызывают лишь искреннее недоумение глупостью их авторов. Россию не волнует, почему украинские потребители не могут оплачивать сложившиеся цены на газ, это проблемы украинского руководства.

Без встречных шагов со стороны Украины, Россия не собирается пересматривать газовые контракты. Враждебная политика украинского руководства последних лет делает невозможными какие-либо уступки со стороны России, а напротив, даёт право действовать против Януковича и Партии Регионов предельно жёстко и всеми доступными политическими и финансово-экономическими средствами, включающими в себя так называемые «торговые войны». Поводов для них у России предостаточно. Ещё более ослабляет позицию Виктора Януковича на переговорах в Москве осенние парламентские выборы на Украине, результаты которых не так очевидны, как это кажется на первый взгляд.

Российское руководство прекрасно осведомлено о настроениях в украинском обществе. В Кремле знают, что Партия Регионов с каждым месяцем теряет свою электоральную поддержку, а их победа на выборах в Верховную Раду осенью 2012 года может быть достигнута только за счёт административного ресурса и созданием виртуальной угрозы прихода в парламент партии радикальных националистов из ВО «Свобода». То есть, по сути, политтехнологи от Партии Регионов рассчитывают завоевать голоса избирателя не по результатам своей деятельности за прошедший срок, а за счёт запугивания электората угрозой националистического реванша. Других причин проголосовать за Партию Регионов на Украине нет. Скорей всего, перед выборами будут инициированы провокации со стороны радикальных националистов, власть продемонстрирует свою силу, показательно их накажет, а избирателю не останется ничего лучшего, как проголосовать за регионалов. Этот сценарий разделения на «своих» и «чужих» всегда срабатывал на Украине безотказно.

Ситуация в корне меняется, если осенние выборы в Верховную Раду не будут признаны «мировой демократической общественностью», украинскую власть обвинят в массовых фальсификациях и потребуют провести перевыборы, разумеется до полной победы оппозиции, как это было в 2004 году. На мой взгляд, шумиха по поводу «дела Тимошенко» всего лишь повод для давления на Януковича и Партию Регионов, их дискредитации в глазах общества, с целью дальнейшего отстранения от власти и замены на умеренных националистов. На Западе хорошо понимают, что украинские партии, находящиеся ныне в оппозиции, ни при каких условиях не пойдут на сближение с Россией и при приходе к власти продолжат заниматься демагогией о вхождении Украины в Европу. Только если евроинтеграция Януковича шла вразрез с его предвыборными обещаниями, то для «посторанжевых политиков» нет. Каким образом сменщикам Партии Регионов удастся решить финансово-экономические проблемы Украины, никого не волнует.

В случае если Запад действительно сделал ставку на отстранение Партии Регионов от власти, за которыми с огромной вероятностью последует импичмент президенту Януковичу и полный переход всей полноты власти к оппозиции, то только от поддержки России зависит будущее ныне действующего президента. Возникает вопрос, зачем Кремлю поддерживать непопулярного и дискредитировавшего себя политика?!

Россия поддержала бы Януковича всего в двух случаях, если бы он проводил политику, не противоречащую интересам Кремля, и пользовался поддержкой большинства населения Украины. Всего этого, как я писал выше, нет. Ради чего России вступать в конфронтацию с Западом и признавать выборы состоявшимися? А если ни Запад, ни Россия, ни сами украинцы не поддерживают существующий режим, то удержаться у власти у него нет никаких шансов. Что касается МВД и СБУ, то и они, с учётом печального опыта 2004 года в случае «оранжевой революции-2» займут выжидательную позицию, так как прекрасно знают: одновременно противостоять Западу и России украинское руководство не в состоянии. Защищать Януковича и его семью, зная, что олигархи всё равно уступят давлению Запада и России никто не будет. Украина не Беларусь, а Янукович не Лукашенко. Следовательно, в настоящий момент не России нужен Янукович, а Януковичу нужна Россия, как единственная страна способная поддержать его в трудную минуту.

В России понимают, что гипотетический приход к власти националистов в конечном итоге только усилит позиции России на Украине. Если до 2010 года русские регионы Украины голосовали за пророссийского кандидата, то разочаровавшись в нём, они будут всё громче и резче выступать за полную и безоговорочную интеграцию Украины с Россией. Если киевские власти не способны защитить их права и интересы, то русские граждане Украины будут апеллировать непосредственно к Москве. Приход националистов во власть, пусть даже умеренных, в результате может закончиться неконтролируемыми процессами распада украинского государства.

Трудно сказать, догадываются ли в Администрации Президента Украины о возможных перспективах потери власти уже к 2013 году, но всё это вполне реально. Насколько описанный мной сценарий будет реализован, зависит во многом и от Виктора Януковича, и от встречи с Владимиром Путиным. Нечасто бывает, когда интересы России и интересы украинских элит совпадают, но кажется, что в настоящий момент наступил именно этот случай. Однозначное решение о присоединении Украины к ЕЭП и ТС, которое может принять Янукович на майской встрече в Москве позволит не только решить финансово-экономические проблемы Украины, но и вернуть утраченное доверие избирателя к Партии Регионов, что равнозначно сохранению ими власти. А это для нынешних украинских элит самый главный аргумент при принятии ими любых решений.

Самое главное, что должны понять на Украине это то, что нельзя добиться от России уступок, если стоять к ней задом. Оплачивать из своего кармана евроинтеграцию Украины никто в Москве не собирается, равно как и поддерживать политиков её проводящих.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

Луганск обратился к России и 14 республикам с просьбой о признании суверенитета
Луганская Народная Республика просит РФ, Абхазию, Никарагуа, Чечню признать ее независимость.

Литва: сложный путь к России и от России
Двести двадцать лет назад, 15 апреля 1795 года, императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении к Российской империи Великого княжества Литовского и Герцогства Курляндского и Семигальского.

КАРТ-БЛАНШ. Как восстановить доверие Запада к России, не отдавая Крым
Если до украинского кризиса и было какое-то доверие между Россией и Западом, то сегодня от него явно мало что осталось.

Россия и США поборются за Египет?
Пока российские туристы сдают путёвки в Египет и требуют от турагентов возврата денег, в стране пирамид озверелые исламисты громят коптские храмы.


  • Украина,
  • Янукович,
  • Власть,
  • Партия,
  • Москва
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: