Оценка угроз внутренней безопасности государства до 2015 года

Позитивные изменения, произошедшие в последние годы в характере отношений Российской Федерации (РФ) с ведущими государствами мира, способствовали снижению угрозы крупномасштабной агрессии против РФ, сведя ее к минимуму.

Вместе с тем, начавшийся процесс активного геополитического переустройства мира окажет серьезное влияние на развитие и изменение военно-политической обстановки.

Угроза крупномасштабной войны против РФ остается минимальной. Однако угроза перерастания потенциальной военной опасности в непосредственную военную угрозу и последующего развязывания военных действий локального, а в случае если их не удастся локализовать и регионального масштаба, сохранится.

Оценка развития военно-политической и военно-стратегической ситуации в мире дает основание считать, что ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана в различных регионах мира не создает прямой угрозы военной безопасности РФ.

На Западе за счет расширения НАТО и дальнейшего формирования военной составляющей ЕС формируется военный потенциал, качественно меняющий соотношения сил не в пользу России и, с военной точки зрения, резко ухудшающий ее военно-стратегическое положение.

Концепция передового базирования и поступление в распоряжение блока важных объектов инфраструктуры восточноевропейских государств и стран Балтии позволит существенно повысить оперативную емкость зоны ответственности альянса и сократить сроки развертывания группировок войск (сил) блока в приграничных с Россией районах. При этом дислоцированные там оперативно-тактические и тактические вооружения НАТО по досягаемости станут играть роль стратегических средств.

Учитывая способность НАТО действовать самостоятельно и акцент в военном строительстве блока на формирование органов военного управления, улучшение мобильности и оснащенности вооруженных сил, можно считать, что фактор потенциальной военной опасности для РФ на западном направлении сохраняется.

На Юге ситуация характеризуется незавершенностью разгрома вооруженных формирований Исламского движения талибов и международной террористической организации «Аль-Каида», нарастанием партизанского движения в Ираке, активизацией подрывной деятельности международного терроризма против Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, предоставивших свою территорию и объекты инфраструктуры для создания военных баз США и их союзников в этих государствах СНГ.

Кроме того, сложившееся геостратегическое равновесие вблизи южных границ России может быть нарушено в результате вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном, в ходе которого не исключена возможность применения сторонами ОМУ. С учетом анализа и прогноза развития обстановки в регионе, продолжения США антитеррористической операции в отношении стран, содействующих распространению международного терроризма, возможно возникновение новых региональных конфликтов, затрагивающих интересы РФ.

На Востоке военно-политическая обстановка характеризуется дальнейшим усилением соперничества между США, Японией и Китаем. При этом Вашингтон и Токио рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального регионального соперника и предпринимают попытки оттеснить Россию от решения крупных региональных военно-политических проблем.

Тревогу вызывает политика Токио, направленная на укрепление военного союза с США и снятие ограничений на развитие японских сил самообороны, в том числе по созданию ядерного оружия.

Поводом для развязывания вооруженных конфликтов могут послужить территориальные притязания к РФ.

Такими территориями в Северо-Западном ФО могут стать прилегающие к Латвии, Литве и Эстонии районы Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, а также акватория Балтийского моря. Не исключается возможность обострения комплекса противоречий с Германией и Польшей по статусу Калининградской области. Кроме того, опасность представляют существующие в районе Кольского полуострова территориальные при¬тязания к России со стороны Финляндии и Норвегии, а также имеющиеся в Баренцевом море спорные акватории.

На юге страны из-за неопределенности границ акватории Черного моря в районе Керченского пролива могут обостриться разногласия между Россией и Украиной.

На Востоке немаловажную роль в своем внешнеполитическом курсе Япония отводит возвращению ряда Курильских островов.

В случае обострения военно-политической обстановки, Китай может предъявить претензии к приграничным районам Читинской, Амурской областей и Хабаровского края.

На ситуацию в регионах страны значительное влияние оказывают процессы миграции населения и отсюда, как следствие, – проявления национализма, активизация молодежных радикальных группировок, особенно в крупных городах страны. В этой связи районы компактного проживания мигрантов можно считать потенциально-конфликтными.

Бедственное положение в развитии экономики ряда государств постсоветского пространства может оказать отрицательное влияние на развитие ситуации в России. В связи с этим возможны массовые потоки переселенцев из стран бывшего СССР, прежде всего из республик Закавказья и Средней Азии.

Миграционные процессы жителей данных республик уже сказываются на дисбалансе населения, особенно в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах.

Определенную угрозу представляет проводимая Китаем политика «ползучей агрессии», в результате которой в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах легально и нелегально находятся около 120 тысяч китайцев. Районами наиболее компактного их проживания являются: Амурская область (более 8,5 тыс. человек), Еврейская АО (1,5 тыс. человек), Хабаровский край (более 13 тыс. человек), Приморский край (более 23 тыс. человек), Читинская область (около 50 тыс. человек), Республика Бурятия (20 тыс. человек).

Не исключено, что в случае обострения внешнеполитической обстановки китайская диаспора в Приморском и Хабаровском краях, а также в Амурской и Читинской областях может потребовать предоставления ей статуса национальной автономии.

Наибольшая плотность проживания некоренного населения отмечается в Сахалинской области, где проживает более 1 тыс. китайцев, 12,5 тыс. корейцев, около 1,2 тыс. японцев.

Продолжающиеся в стране широкомасштабные социально-экономические преобразования требуют принятия решительных мер по противодействию преступности. Криминальная обстановка продолжает оказывать разрушительное воздействие на все сферы жизнедеятельности государства и общества — экономику, государственные и муниципальные органы власти и управления, мораль и нравственность граждан, особенно подрастающего поколения.
Преступные группировки, действующие в различных регионах России, редко являются мононациональными по своему составу и, кроме того, вынуждены сотрудничать с теми структурами, которые действовали весьма активно на территории бывшего СССР, прежде всего с преступниками из Таджикистана, Казахстана, Грузии и Азербайджана.

Определенную угрозу безопасности России в Сибирском и Уральском федеральных округах может оказать деятельность организо¬ванных криминальных сообществ. На территории данных округов действуют около 1300 организованных преступных группиро¬вок. В их числе 71 группа с меж¬региональными и 32 с международными связями.

Среди множества острых проблем, стоящих сегодня перед российским государством и обществом, на одно из первых мест все увереннее выходят наркомания и наркопреступность. По существу они уже приобрели все признаки глобальной угрозы здоровью нации и, следовательно, национальной безопасности страны. Особую опасность создает появление новых синтетических наркотиков.

Основная часть наркотиков поступает в Россию из Центральной Азии и Закавказья, где границы с Россией более проницаемы. Анализ показывает, что больше половины изъятых наркотических веществ имеют зарубежное происхождение. Крупные партии наркотиков поступают из Узбекистана и Азербайджана, некоторая часть приходится на долю африканских поставщиков, но основной поток обеспечивают криминальные структуры Таджикистана.
Основными районами проникновения наркокурьеров на территорию России будут являться: на Востоке — Хабаровский край, Челябинская, Оренбургская области; на Юге — Астраханская область, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия; на Северо-Западе — Калининградская и Ленинградская области.

Одной из наиболее серьезных и болезненных проблем для государства и общества в настоящее время является дальнейшая активизация деятельности группировок террористического и экстремистского толка внутри страны, которые тесно связаны с международными террористическими организациями, а в ряде случаев непосредственно финансируются из-за рубежа.

Проблема терроризма в России обостряется и является главным источником внутренней угрозы национальной безопасности России.

Не исключено, что социальная база террористической деятельности будет расширяться. В основе этого процесса могут лежать неблагополучная ситуация в экономической и политической сферах, глубокие социальные противоречия в обществе, формирование движений экстремистского характера.
Исходящая от экстремистских мусульманских кругов за рубежом финансовая помощь способствует проведению терактов в различных регионах страны. Основной целью экстремистов является попытка показать мировому сообществу «несостоятельность» Правительства России контролировать ситуацию в стране и «беспомощность» силовых структур в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики (ЧР).

Ситуация в Чеченской Республике существенным образом оказывает влияние на общественно-политическую обстановку во всем Северо-Кавказском регионе. Благодаря активной деятельности федеральных и, в первую очередь, республиканских органов власти в ЧР отмечается устойчивый прогресс в улучшении общественно-политической и экономической обстановки, стабилизации миграционных процессов и повышении жизненного уровня населения.
Однако, осложняет обстановку продолжающаяся диверсионно-террористическая деятельность бандгрупп, криминализация экономики. Бандиты пытаются расширить зону проведения диверсионно-террористических актов, перенести наиболее жесткие и резонансные из них на сопредельные с Чеченской Республикой регионы, в Москву и другие города. Совершаемые бандитами теракты направляются, как правило, против обычного гражданского населения.
В связи с распространением ваххабизма в Северо-Кавказском регионе и продолжением действий экстремистов в ЧР, потенциально-конфликтными территориями также можно считать Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Адыгею.

Проявления национализма и экстремизма будут способствовать распространению террористической деятельности в регионы страны, где для этого существует определенная почва.

Усилению напряженности в Приволжском федеральном округе способствует наличие многочисленных неразрешенных проблем, острых социально-политических и экономических трудностей, противоречий на национальной и религиозной почве, а также активизация сторонников исламского экстремизма. На этом фоне отмечается стремление Татарстана постепенно выйти из политического и культурного пространства России, желание немалой части политической и культурной элиты республики дистанцироваться от России и усилить свою интеграцию в политическое, правовое и культурное поле Турции.

Распространение подобных процессов грозит России этноконфессиональным расколом и ставит под сомнение саму ее целостность, ибо объединенный по языковому принципу и далее консолидирующийся «волжско-тюркский анклав» (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, районы с преобладающим татарским и тюркским населением соседних регионов) неизбежно разделит Россию на западную и восточную части. В этой связи, в местах компактного проживания мусульманского населения, особенно в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в некоторых областях Поволжья возможна активизация мусульманских радикалов, которые могут получить поддержку от антироссийски настроенных исламистов Северного Кавказа, в особенности Чечни и Дагестана.

На обстановку в Сибирском федеральном округе может оказать влияние ситуация, складывающаяся в Республике Бурятия. Часть националистических сил республики, прежде всего Конгресса бурятского народа, при поддержке экстремистских кругов Монголии может выступить за объединение Бурятии с Усть-Ордынским Бурятским АО и Агинским Бурятским АО с возвращением республики названия «Бурят-Монголия». При этом велика вероятность, что очагом возникновения конфликтных ситуаций может послужить внутриполитическое положение Монголии, лидеры которой, в поисках внешнего источника финансирования, могут побудить руководство к пересмотру нынешней политики неприсоединения. Это приведет к усилению иностранного влияния на эту страну, превратит ее в потенциальный плацдарм антироссийских акций.

В ближайшей перспективе своего развития Россия может столкнуться с возрастанием угроз и вызовов национальным интересам в социально-экономической сфере.

Медленно снижаются масштабы бедности. Несмотря на увеличение в 2003 году реальных денежных доходов граждан на 14,5%, уровень бедности остается крайне высоким и составляет около 20% от общей численности населения страны. Более 29 млн. россиян или свыше 40% трудоспособного населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. При этом размер прожиточного минимума по сути дела является не «порогом бедности», а «порогом нищеты», поскольку не позволяет людям в полной мере оплачивать коммунальные услуги, приобретать минимально необходимые продовольственные товары, медикаменты и предметы первой необходимости для удовлетворения жизненных потребностей.

Проблема задолженности по выплате зарплат, существование которой противоречит принципам рыночной экономики, продолжает оставаться в России одной из главных экономических проблем и не решается уже длительный период времени.

Задержки зарплат являются одной из главных причин митинговой активности населения. В данном случае требования протестующих могут перерасти в политические. Наиболее сложная ситуация может сложиться в центральных городах Восточного, Сибирского, Приволжского и Южного федеральных округов, где главными причинами, оказывающими отрицательное воздействие, остаются большие задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, повышение тарифов на энергоносители, высокий уровень безработицы. При этом активную роль в организации массовых выступлений будут играть профсоюзные комитеты, региональные представительства различных партий и движений. Всплеск митинговой активности населения возможен перед выборами органов власти страны и субъектов федерации.

Проблемы устойчивого развития и экономического роста связаны также с состоянием природной среды и обеспечением экологической безопасности. Напряженная экологическая обстановка во многих субъектах Российской Федерации обусловлена чрезмерной концентрацией промышленных предприятий, техническим несовершенством основных фондов и значительной степенью износа технологического оборудования, а также отсутствием или низкой эффективностью работы очистных сооружений, что определяет высокий уровень загрязнения окружающей среды.

В современных условиях негативные факторы техногенного, природного характера представляют одну из реальных угроз стабильности социально-экономического развития страны, повышению качества жизни населения, укреплению национальной безопасности и международного престижа Российской Федерации.

Существенное влияние на обстановку в России будут оказывать стихийные бедствия, вызванные природными катаклизмами.

В осенне-зимний период в Дальневосточном федеральном округе ежегодным циклонам будут подвергаться жители Приморского края, Сахалинской и Камчатской областей. Кроме того, опасность вызывают действующие вулканы Камчатки.

На юге России, особенно в Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, может создаваться лавиноопасная обстановка.

Паводковая ситуация остается одной из причин нанесения значительного ущерба населению, а так же осложнения эпидемиологической обстановки. В весенний период наиболее подвержены подтоплению населенные пункты, расположенные в бассейнах рек: в Дальневосточном ФО – Лена, Амур; в Сибирском ФО – Обь, Енисей, Ангара, Селенга; в Уральском ФО – Тобол, Иртыш, Обь; в Приволжском ФО – Волга, Обь и Кама; в Северо-Западном ФО – Сев. Двина, Волхов, Нева; в Южном ФО – Кубань, Дон, Волга.

В результате паводков вероятна угроза возникновения эпидемии на территории Волжского бассейна и реки Иртыш на Урале. Здесь находится свыше 12 тыс. мест захоронения биологических отходов, из которых более половины содержат вирус сибирской язвы.

Помимо паводков, на территории РФ осложнению обстановки будут способствовать лесные пожары, охватывающие большие площади в Дальневосточном, Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах, особенно в летний период.

По материалам сайта Военное обозрение.

Путин призвал реализовать «дорожные карты» по инвесткимату до 2015 года
«Дорожные карты» по улучшению инвестклимата в РФ должны быть реализованы до 2015 года.

Мировое сообщество выделит Афганистану $16 млрд до 2015 года
Мировое сообщество до 2015 года выделит Афганистану помощь в размере 16 миллиардов долларов, такое решение зафиксировано в Токийской декларации, принятой международной конференцией по Афганистану, которая проходила в японской столице в воскресенье. Международная конференция по Афганистану проходила в Токио с участием делегаций из 80 стран. Форум проходил под сопредседательством министерств иностранных дел Японии и Афганистана, на ней присутствовали генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, премьер-министр Японии Ёсихико Нода, президент Афганистана...

На территории шести федеральных округов РФ начались учения внутренних войск МВД «Заслон-2015»
Глава пресс-службы внутренних войск МВД России Василий Панченков заявил, что со 2 по 10 апреля на территории шести федеральных округов, в числе которых Крым, проводятся масштабные оперативно-стратегические учения внутренних войск ведомства под руководством первого замминистра, главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ генерал-полковника Виктора Золотова.


  • Страна,
  • Население,
  • Влияние,
  • Безопасность,
  • Человек
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: