Куда уходят герои? Петр Остапенко - память бессмертна

8 апреля текущего года скончался Герой Советского Союза, опытнейший пилот- испытатель Петр Максимович Остапенко.

Панихида по известному и уважаемому человеку, Герою СССР, заслуженному летчику должна начаться в 10 часов во Дворце культуры г. Жуковского.

Петр Максимович прожил удивительную жизнь и остался в истории России как верный сын и блестящий авиатор, рисковавший своей жизнью во благо Отечества. Остапенко происходил из казачьей семьи, раскулаченной в начале 30-х годов ушедшего столетия. Днем рождения покинувшего нас героя является 17 сентября 1928 году. Родился Петр Максимович в небольшом городе со звучным названием Прохладный в Кабардино-Балкарии. На четвертом году жизни вместе с родителями переехал в осетинский город Владикавказ. Детство и юношество Остапенко пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы, что сделало мальчика выносливым, терпеливым и ответственным. Сильный его характер был заметен еще в период обучения в школе г. Владикавказа № 1, названной впоследствии его славным именем.

По рассказам самого Петра Максимовича, интерес к авиации проснулся благодаря одному событию, навсегда запечатлевшегося в его памяти. Будучи четырнадцатилетним мальчишкой Остапенко стал невольным свидетелем воздушной битвы двух советских и двух немецких военных самолетов. Лишь спасшийся фашистский мессер открыв стрельбу по наблюдателю, смог заставить завороженного юношу покинуть театр событий. В 1947 году Остапенко поступает в авиационное военное училище в Армавире, где осваивает профессию летчика вплоть до 1951 года. После четырех лет прилежной учебы Петр Максимович становится летчиком-инструктором в оконченном им учебном заведении, а в 1957 году в звании капитана увольняется в запас.

Однако деятельная натура Остапенко требовала новых достижений, и уже в 1958 году он поступает в Школу для летчиков-испытателей, а в 1967 году успешно сдает выпускные экзамены в Жуковском филиале Московского авиационного института. Профессия летчика-испытателя – мечта едва ли не каждого советского мальчишки. Романтика неба притягивала и молодого Петра Максимовича. Однако небо допускает в свои объятия лишь самых отважных и целеустремленных людей, каким и оказался наш герой. Вся его сознательная жизнь прошла в подготовке к этому опасному и стремительному единению высоты и человека. С 1958 года плоть до 1981 он работал в опытном конструкторском бюро под руководством авторитетного в то время конструктора Микояна, где вскоре приобрел уважение коллег за умение полностью отдаваться любимому делу. Кроме Остапенко в бюро строили свою карьеру его товарищи по Школе летчиков-испытателей Александр Федотов и Игорь Кравцов.

4 января 1965-го года стало трагичным для коллектива испытательного бюро — команда летчиков потеряла Игоря Кравцова, который погиб при испытании Е-150. Риск как будто материализовался, повис в воздухе, стал осязаемым, но ни Осипенко, ни Федотов не ушли из профессии. К концу 60-х Петр Максимович был уже настоящим асом пилотирования на самых различных моделях авиатехники. За весь период он пилотировал свыше 60-ти видов самолетов, не считая их модификаций. Остапенко, по свидетельствам его коллег и учеников, обладал удивительным свойством сливаться с машиной в одно целое. Самолет становился его продолжением, телесной оболочкой, более десяти тысяч благополучных посадок, восемь мировых рекордов и пять тысяч часов в полете – сегодня служат неопровержимым доказательством его мастерства. Превосходство Остапенко признавали не только его соратники по испытанию легендарных Мигов, но и летчики, тестировавшие модели Су. Следует отметить, что свои рекорды Петр Максимович установил на таких машинах как МиГ-21 и МиГ-25, а также на печально известном Е-150. В отличие от современных моделей машины, поступавшие на испытания в 60-е годы, практически были лишены автоматики, поэтому умение «чувствовать» машину считалось ценнейшим качеством пилота.

Один из учеников и друзей Остапенко в своих работах описывает занимательный случай, характеризующий Петра Максимовича не только как сильную и решительную натуру, но и как настоящего профессионала. При испытаниях МиГ-23 с впервые установленным на нем двигателем конструктора А.М. Люлька, неожиданно возникли значительные сбои в работе мотора. Остапенко был вынужден сажать одиннадцати тонную машину на «малом газе», дававшем тягу не более чем 300 кг. Сложнейший заход на посадку был выполнен блестяще, а конструкторы, в том числе и Люлька лично жали испытателю руку.

Описывая Остапенко, нельзя не обратить внимание, на тот факт, что, не смотря на весь авторитет и многочисленные рекорды, звание Героя СССР он получил лишь по истечении тринадцати с лишним лет своей профессиональной деятельности. Однако, люди знавшие Петра Максимовича близко, легко объясняют этот странное обстоятельство. Блестящий летчик попросту не умел и не хотел угождать и льстить начальству, а свое мнение относительно качества испытуемой техники всегда высказывал прямо, порой, не стесняясь в выражениях. Именно за прямоту и недолюбливали Остапенко высшие чины. Острое слово и принципиальная позиция, часто шли вразрез с интересами бюрократического сообщества, поэтому дерзкого, «несгибаемого» летчика старались держать в стороне и замалчивать его успехи.

Мужественный человек, находясь в тени славы своего коллеги Федотова, не потерял индивидуальности и стремления к достижениям. Особенно ценили Остапенко за стремление спасти вверенную машину в самых сложных ситуациях. Не раз летчик катапультировался, но всегда делал это, только испробовав все возможные способы посадить самолет. Были в его профессиональной жизни и отказы двигателей, и возгорания, и прочие опасные ситуации, но ни разу Петр Максимович не потерял выдержки, ясности ума и мужества. Умение сохранять контроль над собой не раз спасало ему жизнь, но на земле сдерживать острые выражения он не мог, или не желал.

Оставил профессию Остапенко в 53 года, но будучи полным сил, работал с молодым поколением специалистов на летной станции. Ему не раз поступали предложения о продолжении профессиональной деятельности на транспортных самолетах, но амплуа пилота легендарных истребителей не позволило их принять. Множество званий и орденов было присвоено Петру Максимовичу, были в его жизни и международные награды за особый вклад в развитие авиации, но настоящей победой стало уважение и признание в кругах летчиков и благодарность молодого поколения. Его идеи, пронизанные духом патриотизма, чести и долга, были восприняты не только учениками, но многими из тех, кому посчастливилось общаться с этим мужественным летчиком.

11 апреля с героем будут прощаться не только его родные и близкие, но и простые граждане. Жизненный путь Остапенко оборвался на 84-м году жизни, но память о нем еще долгое время останется с нами.

По материалам сайта Военное обозрение.

Убеждения на звания не меняют, или Немного о непризнанных героях
Так уж вышло, что Родиной многие из нас именуют не конкретное государство, а всю территорию от Восточной Европы до Дальнего Востока.

Бессмертная память Донбасса
Наверное, не будет новостью то, что в Донецке 9 Мая прошел Парад Победы.

Литературный Новый год: война микробов и ведьмина кровь
С 30 ноября по 4 декабря в московском Центральном доме художника пройдет 18-я ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Non/fiction — главный книжный праздник года, своего рода литературный Новый год.

Куда уходит Ленин
В конце октября в Киеве снесли памятник «Булыжник — оружие пролетариата». Это копия работы скульптора Ивана Шадра, посвященная революции 1905 года. Изначально монумент не входил в список декоммунизируемых объектов.


  • Остапенко,
  • Максим,
  • ПЕТР,
  • Жизнь,
  • Машин
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: