Под крылом — океан

По традиции авиаторы-тихоокеанцы отмечают свой профессиональный праздник 4 апреля.

Именно в этот день 80 лет назад в Дальневосточном регионе были сформированы бригада тяжёлых бомбардировщиков и две разведывательные эскадрильи.

В канун юбилея с начальником морской авиации Тихоокеанского флота полковником Петром КИСЕЛЁВЫМ встретился специальный корреспондент «Красной звезды».

— Пётр Анатольевич, в последние годы структура морской авиации флота претерпела заметные изменения. Что сегодня она из себя представляет, какие задачи авиаторам приходится решать?

— В ходе реформирования мы передали морскую ракетоносную авиацию в состав Дальней авиации ВВС, а истребительные части — третьему командованию ВВС Восточного военного округа. То есть от нас отошли функции ударной составляющей и истребительно-авиационного обеспечения войск. В результате чётко обозначился состав именно морской авиации, которая занимается противолодочной обороной, поисково-спасательным обеспечением кораблей, решает специальные задачи. Мы готовы вести боевые действия прежде всего в группировках разнородных сил.

При этом у нас уменьшилось число авиабаз, зато оставшиеся укрупнились. К примеру, ныне на Николаевскую базу в Приморье замыкается и гарнизон в Хабаровском крае.

— Ваш перевод с Северного флота на Тихий океан совпал со становлением авиабаз, которые были образованы после реформирования всех лётных и обеспечивающих частей. Наверное, непросто было руководить авиацией в этот период. Что удалось достичь?

— Подобные процессы всегда отличаются сложностью, тем более что прежде такого размаха здесь просто не было. Возникали трудности даже юридического порядка, связанные с оформлением массы документации в максимально сжатые сроки. И, конечно, были трудности с организацией полётов. Ведь мы начали практиковать совместные вылеты с подразделениями наших соседей из ВВС. Учитывали соответствующий опыт на Балтике.


В те годы все авиационные полки и эскадрильи летали, выполняли поставленные командованием авиации и флота задачи и одновременно реформировались. К примеру, на Камчатке под командованием полковника Александра Конистяпина была создана авиабаза в результате слияния смешанного авиационного полка с истребительным полком постоянной боевой готовности, все лётные экипажи которого были хорошо подготовлены для решения тех или иных задач. Этим прежде всего она и отличалась от остальных.

После длительного перерыва приступили к полётам воздушные экипажи стратегических Ту-142. В ходе лётных смен в любое время суток они восстановили свои профессиональные навыки.

Одним из самых серьёзных экзаменов для морской авиации было её участие в крупномасштабном учении Тихоокеанского флота совместно с силами и средствами нескольких флотов и военных округов России «Восток-2010». Нужно отдать должное, она выдержала его достойно.

И конечно же заметным явлением в жизнедеятельности авиации стало регулярное участие экипажей вертолётчиков в боевой службе в морской зоне Африканского Рога в составе отрядов кораблей Тихоокеанского флота. Каждый раз Ка-27 были верными помощниками военных моряков при проводке караванов, отражении нападений пиратов на гражданские суда.

По сути, в Аденском заливе моряки-тихоокеанцы воспользовались новой тактикой, активнее привлекая для решения разного рода задач корабельную авиацию. Именно благодаря господству в воздухе многое удалось сделать в борьбе с пиратством. А летать авиаторам приходилось и днём, и ночью, контролируя акваторию, ведя разведку на опасных направлениях, останавливая подозрительные плавсредства. На борту К-27 находились и группы антитеррористической деятельности, которые вели огонь по пиратским посудинам. Например, во время несения боевой службы у берегов Африки отряда кораблей во главе с БПК «Адмирал Виноградов» пришлось поднять в воздух по тревоге вертолёты первоклассных лётчиков-инструкторов полковника Игоря Шлыкова и подполковника Александра Воронина: было получено сообщение о нападении трёх пиратских судов на нидерландский контейнеровоз «Нэдмолд Баренс». Только благодаря предупредительному огню с борта Ка-27 бандитов остановили, а потом и разоружили, доставили на берег, сдали йеменским властям.

Вот и в одном из походов в Индийский океан ОБК ТОФ во главе с большим противолодочным кораблём «Маршал Шапошников» с помощью наших посланцев был освобождён захваченный сомалийскими пиратами танкер «Московский университет». Там была проведена операция, по характеру гораздо сложнее всех предыдущих. Обнаружил-то пиратов экипаж майора Александра Данилы, а когда у него стало заканчиваться топливо, над судном завис Ка-27 подполковника Владимира Ковальчука, держа противника на прицеле. Точку же в той операции по обезвреживанию бандитов поставил спецназ.

Ряд наших офицеров удостоен государственных наград за проявленное мужество в антипиратской борьбе. Среди отличившихся старший инспектор-лётчик отдела боевой подготовки подполковник Владимир Ковальчук (он получил орден Мужества из рук Президента РФ), штурман майор Юрий Игнатьев, который по итогам боевой работы у берегов Сомали отмечен орденом «За военные заслуги».

— Недавно подведены итоги боевой учёбы за прошлый год. Каковы они?

— Мы участвовали во всех мероприятиях боевой подготовки флота. В связи с крупными учениями у берегов Камчатки перебрасывали туда подразделения морской пехоты из Приморья, обеспечивали противолодочное прикрытие кораблей, вели воздушную разведку. Можно сказать, по пути на север обнаружили две иностранные подводные лодки в Японском море, одну субмарину — в районе Курильских островов. Наши самолёты вылетали и в Арктическую зону, демонстрируя там Российский флаг.

В ходе плановой учёбы вели подготовку экипажей, штурманов, командиров. Ставили на крыло молодых авиаторов. В 2011 году не удалось достичь желаемых 100 часов налёта на каждого, получилось в среднем 60 часов. Но это тоже вполне нормальный результат при наших возможностях, состоянии техники. Кстати, благодаря золотым рукам майора Вячеслава Максачёва и прапорщика Василия Дрозденко удалось модернизировать тренажёр на приморской авиабазе, что позволило улучшить профессиональную подготовку лётчиков.

В прошлом году из очередного дальнего похода к берегам Африки вернулись, вновь успешно выполнив задачи боевой службы, подполковник Владимир Ковальчук и майор Александр Ларин. Сегодня их работу в опасной морской зоне продолжают экипажи во главе с подполковниками Олегом Кудлаем и Валерием Романюком. А мы уже начали подготовку следующих экипажей для борьбы с пиратами — под командованием майоров Александра Зубарева и Олега Хоженко. Всех лётчиков — от 3-го класса до 1-го — постепенно готовим к участию в таком деле.

— Пётр Анатольевич, бывая в походах на кораблях флота, не раз слышал от опытных вертолётчиков сетования по поводу старения техники, уменьшения парка машин морского базирования. Может, наметились какие-то позитивные подвижки в этом направлении?

— Ситуация с поставкой новых летательных аппаратов такова, что ориентировочно до 2015 года мы можем рассчитывать лишь на ремонт и модернизацию имеющейся техники. Поэтому стараемся эффективно использовать, всячески поддерживая их состояние, самолёты и вертолёты, которые верой и правдой служат нам уже много лет.

К сожалению, ремонт в наше время — дело затяжное. К примеру, три года на одном из уральских заводов проходит модернизацию противолодочный вертолёт. Скоро, надеюсь, получим его с улучшенными характеристиками. А вот запланированный в прошлом году капитальный ремонт с глубокой модернизацией нескольких самолётов Ил-38 пришлось передвинуть на другие сроки. Тем не менее ждём заключения контрактов с СКБ Илюшина на запланированную модернизацию Илов.

Но в целом всё же радует, что процесс с восстановлением техники наконец пошёл. Сегодня на заводы отправлены, кроме вертолётов, самолёты Ан-12, Ан-26, Ту-134.

Сейчас вернулся с предприятия в родную эскадрилью после ремонта один из Ка-27, и сразу появилась реальная возможность интенсивнее готовить молодой лётный состав.

Визитная карточка
Пётр Киселёв родился 28 июня 1965 года в деревне Мордвиновке Тамбовской области. По окончании школы сельского паренька поманило небо. Мечта привела в Ставропольское высшее авиационное училище лётчиков и штурманов имени маршала авиации В.А. Судца. Пётр окончил учёбу с отличием и был распределён в систему противовоздушной обороны страны, начав летать на Су-15. В дальнейшем офицер освоил самолёты Миг-25, Миг-31, достиг звания лётчика-снайпера. В 1995 году окончил Военную академию ПВО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. В 2002 году принял должность командира истребительного полка на Камчатке, а позже, в 2008-м, по завершении учёбы в Военной академии Генерального штаба, — начальника штаба авиации Северного флота. В декабре 2009 года назначен начальником морской авиации ТОФ.


— А кто из авиаторов в последние годы смог повысить классность?

— К молодым мы относим ведь не только младших офицеров. Отлично освоив самолёты Ил-18 и Ил-38, стал первоклассным лётчиком заместитель командира эскадрильи майор Валерий Семигановский. В полном объёме прошли боевую подготовку и получили 2-й класс его товарищи майоры Николай Слюсарев, Александр Хотько, Игорь Добровольский.

В транспортной авиации стал лётчиком 1-го класса майор Вячеслав Мясников, 2-го класса — майор Руслан Губеров.
Стараемся, чтобы и лётчики, и штурманы, ежегодно прибывающие из авиационных училищ, летали регулярно, а не эпизодически поднимались в небо, как это было прежде. Инструкторский состав для их обучения есть. Желание летать, безусловно, есть. Не хватает только исправных летательных аппаратов.

— Чем живёт морская авиация в эти весенние дни?

— Всё идёт строго по плану боевой подготовки. Проводим, к примеру, лётные тактические учения на авиабазах. Готовимся к полётам для участия в крупных учениях разнородных сил флота. А вчера, например, экипажи Илов командиров эскадрильи и отряда майоров Александра Нечаева и Антона Дрожина вылетали в Японское море, где идут учения морских сил США и Республики Корея. Нормально слетали: вскрыли отряд их кораблей, провели воздушную разведку. Пусть «соседи» знают, что российские авиаторы не дремлют!

Кроме того, в последней декаде марта на авиабазе в Приморье организовали сборы по бомбардировочной, торпедной и минной подготовке. Начали с теории, поработали на тренажёре, и те, кто успешно сдал зачёты, были допущены к полётам. Среди лучших — камчатский и приморский экипажи капитана Николая Трегубенко и майора Александра Хотько. Совместно с нашими самолётами, знакомясь с полигоном, по морским целям поработали и представители ВВС 3-го командования округа.

— Вернёмся к предстоящему профессиональному празднику. Как намерены его провести?

— В нём примут участие не только военнослужащие и члены их семей. Это праздник для всех, кто отдал свои лучшие годы морской авиации флота. Значит, будет много ветеранов, в том числе и приезжих из других регионов страны. 4 апреля мы проведём в частях торжественные митинги, возложим венки к памятникам погибшим авиаторам. Основные же торжества перенесены на выходные дни, чтобы не смешивать службу с праздником. 7 апреля во Владивостоке соберёмся у мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота», отдадим дань памяти героям авиации, затем — на торжественное собрание в Доме офицеров. В тот же день намечен приём военным советом ТОФ наших ветеранов. 8 апреля участников ждут морская прогулка по акватории Амурского залива, культурные мероприятия. А на день завершающий планируем показ авиационной техники в районе базирования транспортной эскадрильи.

От души поздравляю своих коллег, всех, кто причастен к флотской авиации, с этим праздником. Отменного здоровья, крепкого семейного тыла и новых побед во благо родного Отечества!

На снимках: боевая учёба в море; за плечами бортового фельдшера-спасателя старшего прапорщика Эдуарда ДЕРКАЧА более десятка боевых служб.
Фото автора.

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Компания Flux Factory, вышедшая из под крыла Google X, получила почти 30 млн долларов инвестиций
Несмотря на огромный поток данных, касающихся компании Google, не обо всём мы успеваем рассказать и не всё успеваем отметить.

Порошенко: Блокада поможет жителям Крыма вернуться «под крыло» Киева
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что общественные активисты инициировали акцию по блокаде Крыма, чтобы как можно скорее восстановить украинский государственный суверенитет над территорией полуострова, сообщает РИА «Новости».

Под всеобщую шумиху вокруг развёртывания «THAAD» в Республике Корея США расставляют «полюса» в Передней Азии
Одной из главных причин создания наземных позиционных районов противоракетной обороны на территориях западных государств Аравийского полуострова, элементом которых станет и новый центр управления ПВО/ПРО в Катаре, является абсолютная невозможность действий «Иджис»-кораблей ВМС США из Персидского залива, который будет находится под полным контролем иранского флота.

Р-36 «Кертисс». Часть II. Под знамёнами разных стран
Крупнейшим заказчиком «Хока» за рубежом стала Воздушная армия Франции.


  • Авиация,
  • ФЛОТ,
  • БОЕВ,
  • Александр,
  • Корабль
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: