Ваше благородие, госпожа Удача…

30 марта 1970 г.

, 42 года назад, на экраны страны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Работа над приключенческим фильмом «Белое солнце пустыни» началась в 1967 году. В первоначальном виде сценарий картины носил название « Басмачи», но руководству экспериментальной творческой киностудии (ЭТК) формулировка не понравилась. В результате Андрею Михалкову – Кончаловскому — автору сценария порекомендовали работать в соавторстве с Валентиной Ежовой и Рустамом Ибрагимбековым. Идею для фильма искали долго. Однажды в кругу авторов прозвучала история о побеге восточного разбойника, покинувшего свой гарем в безводной пустыне. Рассказ был изложен одним из бывших красноармейцев и отражал реальные события. При разработке сценария Кончаловский отказался от работы над проектом, так как ему поступило выгодное предложение в другом направлении. В августе 1967 года для будущей киноленты потребовался режиссёр. Специфический сценарий отпугивал известных персон, большинство из них опасались, что работа не пройдет цензуру. Наконец, согласился взяться за картину Владимир Мотыль. Сценарий долго согласовывали, дорабатывали и изменяли, съемки начались лишь в 1968 году.



Руководители киностудии встретили кандидатуру Мотыля негативно, так как за режиссёром закрепилась репутация неблагонадежного гражданина. Отец Владимира оказался репрессированным евреем, погибшим в лагерях, мать долгое время проживала в ссылке на Урале. Вырос Владимир Яковлевич вместе с матерью, и профессиональную карьеру развивал собственными усилиями, покровителей не имел. В 1948 году он закончил Свердловский театральный институт, а затем продолжил свое обучение в университете. Трудовую деятельность начал в роли режиссера, иногда выступал в качестве актера. С 1955 года занимал должность главного режиссера Театра юного зрителя, а с 1957 года стал режиссером в киностудии города Свердловска. Фильм «Белое солнце пустыни» был его третьей режиссёрской работой, и оказался самой популярной из всех десяти кинолент, снятых за весь период деятельности.

Съемки проходили в напряженной обстановке. Нередко выверенные, хорошо отснятые кадры приходилось выбрасывать, так как чиновникам не нравились те или иные моменты. Мотыль оказался требовательным режиссером, его даже пытались обвинить в перерасходе материалов и передать работу другому специалисту. К счастью попытка смены режиссера успехом не увенчалась. Съемки приостанавливали, меняли большую часть сюжета и, наконец, закончили в 1969 году в сентябре. Работа велась на производственной базе «Ленфильм», но заканчивать киноленту пришлось уже в « Мосфильме». На первом просмотре директор киностудии «Мосфильм» Сурин не принял работу. Судьба фильма, казалось, решена. Ему было предначертано вечно пылиться на полках киноархива. Однако произведение Мотыля увидел Леонид Ильич Брежнев, имевший привычку просматривать киноновинки. «Белое солнце пустыни» произвело на генерального секретаря сильное впечатление, получив тем самым дорогу в широкий прокат.

Роль красноармейца Сухова должен был играть Георгий Юматов, но через неделю съемок подвыпивший артист ввязался в драку, в результате чего сильно пострадала его внешность. Юматова вынуждены были заменить другим артистом, которым оказался Анатолий Кузнецов. Для нового актера, снявшемуся к этому времени в 21 картине, «Белое солнце пустыни» стало лебединой песней. Его герой Федор Иванович Сухов превратился в народного любимца на всей территории СССР.

Анатолий Борисович Кузнецов – коренной москвич, закончивший МХАТ- студию имени Немировича – Данченко, начал сниматься в кино еще студентом. За свою плодотворную карьеру Кузнецов сыграл свыше девяносто ролей в советских и российских кинолентах. В 1979 году ему присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1998 году за гениальную роль Сухова присуждена Государственная премия России. Среди высших наград: орден Дружбы, орден Почета, орден «за заслуги перед Отечеством».



Роль Саида получил выдающийся народный артист РСФСР Спартак Васильевич Мишулин -человек с очень сложной и бурной судьбой. Он родился и воспитывался до начала Великой Отечественной войны в Москве, далее жизнь забросила его в город Дзержинск. Совместно с друзьями он много раз пытался сбежать на фронт. Несколько лет провел в тюрьме за кражу, после чего работал в домах культуры деревень Тверской области. Мишулин поступал в ГИТИС, но не смог успешно сдать экзамены. Однако от мечты не отказался и поступил на работу в драмтеатр города Калинина. Здесь он окончил театральную студию, сыграв за 5 лет 40 разных ролей. В 1960 году появились приглашения из столичных театров, в одном из них, в театре Сатиры, Мишулин проработал 45 лет. Первая популярность появилась после выпуска тележурнала «Кабачок 13 стульев», в котором Спартак Васильевич сыграл Пана Директора. Известность актера стремительно росла. Кроме многочисленных ролей в театре, появились гениальные актерские работы еще 52-х кинолентах.

За период творческой деятельности Мишулину присуждены:
• звание народного артиста РСФСР;
• заслуженный деятель культуры Польши.
Кроме того, артист является:
• лауреатом премии имени И. Смоктуновского;
• лауреатом премии имени братьев Люмьер;
• лауреатом Государственной премии России за фильм « Белое солнце пустыни».
Скончался всеми любимый Спартак Васильевич в возрасте 78 лет, и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.



Роль таможенника Павла Верещагина досталась героическому человеку, заслуженному артисту РСФСР Павлу Борисовичу Луспекаеву. 15-ти летним юношей Павел ушел на фронт, где активно участвовал в разведке. Здесь он был тяжело ранен, и едва не лишился руки. В 1944 году Луспекаева демобилизовали из армии. После войны он поступил в Щепкинское высшее училище, где встретился с будущей женой Инну Александровну Кириллову. После окончания училища Луспекаев переехал с семьей в Тбилиси, затем в Киев и через несколько лет – в Ленинград. В 1962 году неожиданно появились осложнения фронтовых ранений. В военные годы, будучи в разведке, Павел Борисович сильно обморозил ноги, на этой почве хронический атеросклероз сосудов ног, обострился. Лечение оказалось безуспешным, вторая операция по ампутации лишила Луспекаева нескольких пальцев. Далее в 1966 году при съемках очередного фильма, болезнь снова проявилась, и врачи вынесли вердикт об ампутации обеих ступней. У артиста начались сильнейшие боли, справиться с которыми мог только сильнодействующий наркотик пантопон. Через некоторое время Павел Борисович понял, что оказался наркозависимым. Усилием воли Луспекаев отказался от приема наркотиков, но нестерпимые боли доводили его до безумия. Артист лежал в полуобморочном состоянии, перестал есть. Узнав о том, что в этом страшном состоянии, артист снимался в кино, министр культуры Фурцева выписала для него лекарства из-за границы. Фурцева способствовала также изготовлению протезов ног для Луспекаева во Франции. Наркозависимость Павел Борисович преодолел, но каждый шаг давался ему с трудом. Во время съемок «Белого солнца пустыни» в 1969 году, ему вновь стало хуже. Сил хватало только на 20 шагов, затем артисту требовался отдых. Его жена носила с собой маленький складной стул и постоянно находилась рядом с супругом. Гениальная роль Верещагина, сыгранная исключительно благодаря силе воли Луспекаева, стала его подвигом.

17 марта 1970 году Павел Борисович Луспекаев умер от разрыва аорты в Москве. Большой драматический театр Ленинграда отказался хоронить актера, отписавшись, что Луспекаев у них не работает. За похороны взялась киностудия «Ленфильм». В стране было объявлено празднование 100-летия со дня рождения Ленина, поэтому тело Луспекаева увезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище. Чиновники побоялись омрачить смертью великого актера торжественные мероприятия в столице. На могиле актера установлен памятник от петербургских таможенников с надписью: «С поклоном от таможенников Северо – Запада». Таможенники Петербурга ежегодно собираются в профессиональный праздник на его могиле. В порту Владивостока в 2000 году на таможенном патрульном судне «Павел Верещагин» состоялась церемония поднятия флага в честь героя фильма. Памятник Павлу Верещагину и, одновременно, Луспекаеву, вскоре появится в Москве по заказу таможенной службы РФ. Этот артист сыграл немало театральных ролей, он подарил телезрителям 27 колоритных киноперсонажей. Свою последнюю роль увидеть на экране он не успел. Фильм «Такая длинная, длинная дорога» вышел в прокат уже после смерти артиста. Звание Лауреата Государственной премии России присуждено в 1997 году посмертно за фильм «Белое солнце пустыни».



На роль молодого красноармейца Петрухи пробовались многие актеры: Савелий Крамаров, Юрий Чернов, но сыграл ее человек без актерского образования, работавший, в то время, слесарем. Годиков, случайно попавший на съемки фильма « Республика ШКИД», снялся еще в нескольких картинах. Однако именно роль Петрухи дала ему дорогу в кинематограф. С конца 1970 года народный любимец был осужден за тунеядство, а после заключения, его привлекали к уголовной ответственности еще дважды за кражи. Во многих фильмах он сыграл удачные эпизодические роли, был трижды женат, на сегодняшний день проживает в Санкт- Петербурге и работает в «Метрострое».

В фильме было много непрофессиональных актеров. Роль русской красавицы Екатерины Матвеевны сыграла Галина Лучай — редактор студии «Останкино». В некоторых эпизодах роли жен Абдуллы исполняли солдаты, так как восточных женщин склонить к сотрудничеству не удалось. Роли некоторых разбойников действительно играли местные бандиты. Часть фильма снята в Туркменистане, проходили съемки также на побережье Каспийского моря, а кроме того под Лугой. Песню «Ваше благородие, госпожа удача» специально для фильма написал Исаак Шварц, она сразу же приобрела известность и народную любовь.

Не смотря на то, что шедевр Мотыля не получил Государственной премии сразу после выхода на экраны, в сердцах миллионов людей он остался навсегда.

По материалам сайта Военное обозрение.

За что боролись, на то и нап...левали
Любопытная, я бы даже сказал знаковая информация под названием «Обращение главы ЛНР Игоря Плотницкого к землякам, желающим вернуться на родину» опубликована на днях в луганских газетах, что отнюдь не случайно ― заявление руководителя Донецкой народной республики Александра Захарченко для жителей Новороссии незамеченным не прошло, вызвав в обществе неоднозначную реакцию.

"Стингер" на заднем сиденье
Когда в 1986 году США начали поставлять «Стингеры» (переносные зенитно-ракетные комплексы – ПЗРК) афганским моджахедам и наши вертолеты стали падать на землю, как груши в пору созревания, командование Ограниченного контингента советских войск с подачи Главного разведывательного управления (ГРУ) пообещало любому, кто добудет действующий «Стингер», звание Героя Советского Союза.

Тайник "от Штирлица"
В популярном советском сериале «Семнадцать мгновений весны» курьер Штирлица, профессор Плейшнер, доставляет шифровку советского разведчика в капсуле, которую прячет во рту.

Компания недели: Nissan Motor
Право же, эту компанию (теперь ее называют альянс) очень любит Госпожа Удача.


  • Солнце,
  • Фильм,
  • Актер,
  • Павел,
  • Артист
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: