Забытые проекты – тяжелые танки СТ-1 и СТ-II

Танк СТ-1
Обобщив имеющуюся информацию на 1945 год, отечественные инженеры приступили к созданию проекта тяжелого танка.


Данная конструкция танка – устранение известных недостатков и внесение новых решений в модель тяжелого танка:
— строенное орудие крупного или среднего калибра, плюс два пулемета – малокалиберные автоматические пушки;
— размещение в танке экипажа: механик-водитель – передняя часть танка, наводчик и командир машины – передняя часть башенной установки, заряжающие – задняя часть башни, за командиром и наводчиком соответственно (расположение командира машины не случайно — таким образом, обеспечивается более полный обзор, наличие в танке 2-х заряжающих должно обеспечить повышенную скорострельность);
— ниша башни имеет карман, в котором расположили боезапас для орудия. Данное расположение возможно для различных типов боеприпасов, что также приводит к повышению скорострельности;
— кроме того, ограждение гильзоотвода обеспечено центрирующим патроном, качающимся подпружиненным катком, что уменьшило действия заряжания и повышает скорострельность;
— в конструкции пушки использовали дальнюю сопловую спецнасадку, которая обеспечивает увеличение скорости боеприпаса при стандартных характеристиках орудия и боеприпаса;
— для стабилизации орудия по вертикали, применили подъемный спецмеханизм стабилизации артиллерийской системы подвижной части артустановки;
— для стабилизации башенной части в горизонтальной плоскости, применили поворотный спецмеханизм стабилизации;
— для противодействия воздушным целям на люке одного из заряжающих установили полубронированную мелкокалиберную пушку, обеспеченную наплечником шарнирного типа для улучшения наводки. Ведения огня из данного крупнокалиберного пулемета не сказывается на выполнении задачи экипажем танка – стрельбу ведет один из заряжающих. Такая конструкция осуществлена в образце тяжелого танка;
— спецподножка с качающимся рычагом ручно-ножного исполнения, обеспечивает удобный ножной привод поворотов по горизонтали башенной части в электро или гидро исполнении;
— для поворота башни использовали метод Ампледин или Вард-Леонардо. Дублирующие управление поворотом находится у командира машины;
— точно рассчитанная конструктивно-технологически установка орудия в башенной части танка – применена коробчатая рамка с установленной на цапфах люлька орудия. Сама рамка приварена к люльке, что значительно уменьшает возможные проблемы с установкой орудия внутрь башни;
— казнозарядный миномет установленный на танке обеспечивает дымомаскировку танка, а также возможность применения мин осколочного типа против живой силы противника;
— башенная часть имеет три люка – командирский и заряжающих, что повысило время выхода-входа экипажа и возможность обслуживания крупнокалиберного пулемета;
— имеется возможность установить для командира свободно вращающийся люк;
— прицелы вооружения — ломающийся монокулярный прицел с увеличением и широким обзором для орудия, визирный и коллиматорный прицелы для крупнокалиберного пулемета;
— для улучшения вентиляции применили отсос газов из боевого отделения от отстрелянных гильз, что вылетают из казенной части орудия из трубы ограждения гильзового отвода с применением вентилятора;
— для общей вентиляции применили нагнетающий вентилятор и расположили на орудием;
— снабжение воздухом агрегатов в башенной части, возможно, дополнительно от двигательной установки по воздушному ВУ;
— для командира машины установили сиденье вращающегося типа со спецподножкой;
— заряжающих обеспечили съемными сиденьями подвесного исполнения;
— практически весь боезапас расположили в башне, для повышения скорострельности;
— узел амбразур обеспечил повышенную бронезащищенность лобовой части башенного отделения;
— трубки надувные примененные в спецпазах обеспечили уплотнение юбки башенной части;
— возможен подводный ход танка, для чего применили гибкий шланг с поплавком для всасывающей трубы двигателя;
— при подводном ходе в танке предусмотрено повышение давления для минимизации попадания воды внутрь;
— возможно быстрое снятие орудия, для этого оборудовали башню люком в ее нише;
— для обеспечения живучести ходовой и увеличения ее динамики использовали катки опорного типа большого размера;



Танк СТ-II
Ведущие инженеры проекта – Часовников и Гарин. Танк СТ-II проектировался как мощная бронированная машина со скорострельным крупнокалиберным орудием. Данная конструкция продолжила развитие СТ-1 и главные отличия коснулись улучшения меткости огня и повышение скорострельности орудия:
— применяется установка в башне 2-х орудий крупного или среднего калибра, а также 2-х пулеметов (малокалиберных скорострельных орудий);
— орудия обслуживаются 2 заряжающими, что обеспечивает высокую скорострельность из двух орудий;
— танк может точно и быстро поразить цель из второго орудия, вследствие пристрелки из другого орудия;
— при возможных поломках одного орудия, стрельба продолжается вторым орудием – танк полностью дееспособен;
— броня, мощность ДУ, масса танка к одному орудию возросла вдвое – повышается меткость и стрельба на ходу;
По боевым характеристикам такой танк должен превзойти 2 однотипных танка. По остальным характеристикам, агрегатам и узлам СТ-II повторяет проект танка СТ-1.



Комментарии для проекта
В деле 395 ЦАМО РФ, где хранится данный проект, есть несколько комментариев, сделанных, скорее всего кет-то из военных:
— данный танк является осмысленным проектом, автором удалось, не внося критических изменений, создать танк с основной особенностью – повышенная скорострельность и вытекающие отсюда положительные моменты.
— грамотный и законченный проект, автор прекрасно разбирается не только в танкостроении, но и в вооружение для танков.

Ганин В.А. работал на «Большевике» с 1942 года по 1945 год. Был старшим инженером артиллерийского конструкторского бюро №92. Больше известный как инженер-ракетчик – автор подводного пуска ракет. Ганин является автором 62 работ по различным направлениям – артиллерия, авиация, ракеты, и т.д. Имеет 24 свидетельства об авторских правах. Грамотный и квалифицированный инженер. Но в случае с проектами СТ-1 и СТ-II, повторилась история ОСА-76 и башни Савина. Проект хорош, но у автора нет своего конструкторского бюро, нет помощи от известных тогда людей. Да и известная любовь танкистов к артиллеристам сыграла не последнюю роль – проект был «осмеян» и вскоре забыт. А ведь какой танк то мог быть …….



Основные характеристики:
— масса до 56 тонн;
— броня корпуса мм: 160 лобовая и 140 бортовая;
— броня башни мм: до 250 лобовая, маска до 300, 160 бортовая и верх крыша 30;
— вооружение 100 или 122 мм орудие, один 50 мм миномет, два 7.62 мм ДТ или один 12.7/14.5 мм ДШК или КПВТ;
— боезапас орудия до 80 боеприпасов;
— скорострельность до 16 выс/мин;
— двигательная установка до 850 л.с;
— скорость хода до 45 км/ч;
— дальность хода до 150 километров;
— команда машины – 5 человек;
— база шасси — объект 701 – танк ИС-4 в своей ранней версии.

По материалам сайта alternathistory.org.u

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Британские монстры Второй Мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2
Длительный период отсутствия в составе Королевского Танкового Корпуса (Royal Tank Corps — RTC) тяжёлых танков, вызванный острым финансовым кризисом, завершился лишь в конце 1930-х гг.

Проект тяжелого танка KRV Emil (Швеция)
Шведская оборонная промышленность известна своими оригинальными проектами.

Проект тяжелого танка майора Магрини (Италия)
В конце 1916 года итальянские инженеры начали работу над несколькими проектами перспективных танков.

Проекты тяжелых танков Testuggine Corazzata (Италия)
С 1916 года итальянская промышленность занималась разработкой собственных проектов танков.


  • Орудие,
  • ТАНК,
  • Башня,
  • Машин,
  • МЕНА
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: