Энергетика должна быть эффективной, или Деньги, керосин и кондиционеры

Прошлым летом пресса всего мира наперебой перепечатывала заявление американского генерала в отставке, связанного в свое время со снабжением армии.

Стив Андерсон утверждал, что в бытность его на ответственном посту во время иракской операции одни только кондиционеры обходились Пентагону в очень круглую сумму. Закупка, установка и эксплуатация климатической техники «съедала» около двадцати миллиардов долларов в год. Основная причина этого – специфика логистики и энергоснабжения. Зачастую нет возможности подключить электросеть военных к общегражданской и приходится везти из Штатов за тридевять земель дизельные генераторы, а иногда и топливо для них. Климат Ближнего Востока в сочетании со стоимостью перевозок в итоге и приводит к весьма и весьма немалым затратам. Свое предложение по экономии на кондиционерах внес и сам бригадный генерал Андерсон – покрывать ткань палаток теплоизолирующим материалом. Таким образом, немного вырастут расходы на производство текстиля, но зато снизятся затраты на кондиционеры и «топливо» для них, а ведь палатка делается один раз и используется многие месяцы и даже годы.

Надо заметить, Андерсон был не первым, кто обратил внимание на низкую энергоэффективность современной американской армии. Немного ранее заявлений генерала Пентагон опубликовал примерный план повышения эффективности расходования топлива и энергоносителей. Любопытно, что американские военные решили начать эти работы не только из сугубо финансовых соображений. Как известно, США закупает большинство топлива за рубежом, поэтому оказываются зависимы от импорта. Если такая зависимость коммерческих предприятий более-менее приемлема, то вооруженные силы должны стать полностью «самостоятельными» или хотя бы меньше нуждаться в импортном сырье и готовом продукте. Без малого год военные аналитики Штатов потратили на проработку более подробного плана, как это называется у них, «Дорожной карты». 6 марта этого года новый документ появился на официальном сайте американского военного ведомства.



План OESY (Operational Energy Strategy Implementation Plan – План осуществления энергетической стратегии в операциях) имеет в своей основе три основных направления, без которых, по мнению светлейших голов Пентагона, в будущем не удастся улучшить ситуацию с топливом и энергетикой в целом. Эти три пункта выглядят так:
— Снижение зависимости войск от энергоресурсов при проведении операций, в том числе и на большом удалении от баз. Это направление подразумевает ряд мер по снижению потребления топлива при сохранении всех прочих параметров;
— Увеличение количества источников ресурсов, а также обеспечение их бесперебойных поставок. Учитывая тот факт, что современное человечество из всех ресурсов больше всего «любит» нефть, для некоторых стран данные намерения Америки могут выглядеть весьма зловеще;
— Гарантия энергетической безопасности американских вооруженных сил в будущем. Здесь планируется закреплять и развивать успех в сфере экономичности техники и создание совершенно новых технологий.

Если все меры, описанные в OESY, удастся воплотить в жизнь в самом лучшем их проявлении, то американские военные смогут вести боевые действия по всему миру, причем ровно с теми возможностями, с которыми они были туда отправлены, и будут менее зависимы от поставок. С одной стороны, можно порадоваться за «джи-ай», ведь им будет воевать гораздо легче, а с другой – где именно они станут воевать без зависимости от поставок ресурсов? На фоне последних разговоров о Сирии, Иране и других «неблагонадежных странах» все это выглядит, как минимум, неоднозначно.

Первым делом, пока нет соответствующих технологий, экономия будет достигаться простой оптимизацией работ и тому подобного. В итоге к 2020 году авиация должна снизить потребление горючего на 10%, а флот – на 15%. От морской пехоты план OESY требует еще больших цифр. КМП должны будут урезать свои расходы аж на четверть. Но и сроки у них другие – им нужно сделать это до 25-го года. Кроме того, в пересчете на одного солдата расход энергоносителей к 2025 году должен будет уменьшиться в полтора раза, в первую очередь это касается морпехов. Похоже, нелегко придется бравым парням из морской пехоты. Если снижение потребления ресурсов на 10-15 процентов для авиации или флота выглядит реальным и не очень трудным, то 25%, на которые придется затянуть пояса всему КМП, и минус треть для каждого отдельно взятого морпеха по причине некоторых особенностей этих войск можно воспринимать со здоровым скепсисом.

Однако одной только экономией, пусть даже и жесткой, много сэкономить не выйдет. Требуются кардинально новые технологии, например, переработка отходов. Для этого уже пару лет под эгидой Пентагона идут работы над проектом Net Zero. Основой концепции этого проекта являются три «субстанции» – вода, мусор и энергия, а их взаимодействие опирается на идею минимизации или даже полной ликвидации разницы между потреблением и производством. До 2020 года планируется развернуть серийное производство установок Net Zero. Они должны будут перерабатывать и очищать использованную воду, перерабатывать мусор и т.д. Стоимость готового такого аппарата по вполне понятным причинам пока не оглашалась. Да и начало испытаний пока что дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Скорее всего, в составе установки Net Zero будут системы для очистки воды подобные тем, что используются на Международной космической станции, а также мини-электростанция, сжигающая мусор и вырабатывающая электричество. Если электростанция не будет лишней где угодно, то очистка воды актуальна для жарких и засушливых регионов, таких как Ирак или Афганистан.

Помимо экономии и переработки американские военные намерены использовать и другие методы повышения энергоэфективности. Уже несколько лет в войсках в ограниченных количествах используются тенты и палатки системы Power Shade. На их ткани смонтированы солнечные батареи, подключенные к аккумуляторам и стабилизаторам напряжения. Благодаря «электрической начинке» такой палатки в ней можно использовать различную аппаратуру и оргтехнику, конечно же, в разумных пределах – солнечные батареи и аккумуляторы имеют ограничения по выдаваемой мощности. Кроме использования энергии Солнца предлагается использовать энергию атома. Еще в начале 80-х проверялась идея компактного атомного реактора, предназначенного для электроснабжения военных баз и подобных им объектов. Однако тогда все плюсы подобных систем так и не смогли перевесить минусы и конструктивные проблемы. На двадцать с лишним лет про эту идею забыли. В марте прошедшего 2011 года Пентагон опять вспомнил о компактных маломощных реакторах. В настоящее время ряд компаний и научных организаций пытается создать подобную энергетическую установку, но об успехах на этом поприще пока ничего не слышно. Скорее всего, дело опять дойдет до сравнения преимуществ и недостатков, после чего неустранимые проблемы снова отправят небольшие реакторы под сукно.

Еще одно направление современных разработок касается альтернативного горючего. В качестве «присадки», а в будущем возможно и в качестве замены, керосину и дизельному топливу рассматривается биотопливо. Самолеты и вертолеты в будущем должны будут летать на смеси авиационного керосина и топлива из семян рыжика. Пропорция смеси – один к одному. Во флоте горючее обновят не только в авиационных соединениях авианосцев. На новое топливо переведут и сами корабли. К 2017 году планируется начать перевод флота на дизельное топливо, наполовину разбавленное горючим из биологического сырья. Программа перевода флота получила индекс GGF (Great Green Fleet – Великий зеленый флот). Насколько эффективным будет эта замена топлива, сказать нельзя, но рвение командования позволяет предполагать большую пользу от нее. Только, надо заметить, у биотоплива пока есть один серьезный недостаток – существующие технологии производства еще не позволяют довести его цену до того значения, при котором выбор между нефтяным и биологическим сырьем будет весью самой собой разумеющейся. Зато аграрный сектор Соединенных Штатов сможет обеспечить такое количество сырья, которое позволит значительно снизить зависимость от иностранных поставок энергоносителей. За последние годы в развитие биотоплива Пентагон вложил несколько сотен миллионов долларов, а в ближайшие 3-4 года на эти нужды перечислят еще полмиллиарда.

Топливо для флота пока что находится на стадии проработки по причине особенностей дизельных двигателей. Дело в том, что далеко не каждый сорт биотоплива подходит для такого типа силовой установки. Зато с авиационной топливной смесью дела обстоят гораздо лучше. В теории турбореактивный двигатель может использовать любое распыляемое горючее. Поэтому в сфере авиационного альтернативного топлива работы уже дошли до стадии испытаний на реальных самолетах и вертолетах. На керосине с продуктом из семян рыжика уже летали истребители F/A-18 Hornet и F-22 Raptor, штурмовик A-10C Thunderbolt II и даже транспортник C-17 Globemaster III. Кроме того, на смеси углеводородного и биотоплива могут летать вертолеты семейства UH-60 Black Hawk. На данный момент завершаются испытания нового топлива и уже к концу текущего года планируется провести его сертификацию и начать применение в строевых частях.

Проекты OESY, GGF и Net Zero вполне вписываются в текущую стратегию Пентагона. Нынешний американский министр обороны Л. Панетта не успел пробыть на своем посту и года, но уже сделал ряд серьезных предложений. Среди прочего, он намерен сделать все, чтобы расходы на вооруженные силы максимально сократились, конечно, при полном сохранении обороноспособности. Это намерение понятно: освободившиеся финансы можно направить, к примеру, на социальную сферу или оставить «внутри» военного ведомства и вложить в повышение военного потенциала. Сейчас в программе на будущее Панетты и возглавляемого им Пентагона особым пунктом стоит глобальный план, рассчитанный на десять лет. К началу двадцатых годов текущего века на ненужных, бесперспективных и неэффективных направлениях планируется сэкономить почти полтриллиона долларов, которые будут направлены на перспективные и важные проекты. Да только эта экономия – палка о двух концах. На одном ее конце освобожденные финансы, а на другом уютно расположилась программа повышения энергетической эффективности. Американская военная энергетика, как и многие другие «отрасли», довольно консервативна и для заметного ее обновления потребуются немалые вложения денег. Причем польза от первых нескольких десятков, сотен миллионов или даже миллиардов долларов может проявиться только спустя некоторое время. Не станет ли программа экономии энергоресурсов жертвой экономии ресурсов денежных?

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

«Мы должны быть благодарны тем, кто воевал и победил»
К 120-летию маршала Победы Георгия Константиновича Жукова «В последние годы отец очень любил разводить розы.

Преподавательница БВШН: Я всегда должна быть в постоянном поиске инноваций и развития
Заргерова Севда Гусейн гызы родилась в 1987 году в городе Баку. В 2004 году окончила лицей с физико-математическим уклоном и информатики в Баку.

Александр Лукашенко: При любом развитии ситуации мы не должны быть втянутыми в противостояние Москвы и Киева
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил в ходе оперативного сбора командного состава Вооруженных сил о необходимости поддерживать баланс отношений с РФ и Украиной, который вырабатывался на политическом и дипломатическом уровне.

США должны быть разрушены. Мысли старого индейского вождя
Канадский журналист Арджил Тернер является едва ли не единственным репортером, которому иногда соглашается давать интервью Великий Вождь всех индейских племен Кагахи, который получил образование в Оксфорде, Кембридже и университетах Айовы, Оклахомы и Калифорнии.


  • Топливо,
  • Ресурс,
  • ФЛОТ,
  • Доллар,
  • Экмия
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: