Катастрофа Ка-52. Причины, версии, догадки

С любой летающей техникой рано или поздно случаются летные происшествия, иногда даже с человеческими жертвами.

Вечером 12 марта этот печальный список пополнил новейший российский боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор». Как известно из источников в министерстве обороны, командир вертолета подполковник Д. Ракушин и штурман лейтенант М. Федоров выполняли учебный полет в окрестностях 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (г. Торжок). Около девяти часов вечера прервалась связь с вертолетом. В район, где в это время должна была находиться боевая машина, отправили поисковую группу, но в итоге для поисков, как утверждается в некоторых СМИ, пришлось привлечь почти весь личный состав 344 ЦБПиПЛС. Прочесывание предполагаемого района аварии дало результаты только утром тринадцатого числа. Около 8:40-8:45 с воздуха удалось обнаружить пропавший вертолет. Останки машины лежали на опушке леса недалеко от поселка Большая Киселенка примерно в десяти километрах от аэродрома.



СПРАВКА — Вертолет Ка-52 («Аллигатор»)

Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» (Hokum B по классификации НАТО) разработан в начале 1990-х годов в ОКБ имени Камова. Является двухместной модификацией Ка-50 «Черная акула». Первый полет прототипа состоялся 25 июня 1997 года. В 2008 году вертолет принят на вооружение, тогда же на заводе «Прогресс» в Приморье началось его серийное производство.

Экипаж — два человека (летчик и штурман). Длина фюзеляжа — 14,2 м, ширина по размаху крыльев — 7,34 м, высота — 4,9 м, взлетная масса — 10,8 тонны, максимальная скорость при горизонтальном полете — 310 км/ч, статический потолок — 3,6 тыс. м, практическая дальность полета — 520 км. Ка-52 оснащен двумя газотурбинными двигателями мощностью по 2,5 тыс. л. с. Несет встроенную 30-миллиметровую пушку, на четырех-шести точках подвески могут устанавливаться управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-земля» и «воздух-воздух», пушки в контейнерах, бомбы. К началу 2012 года «Прогресс» изготовил 20 серийных Ка-52, которые поступили в центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке (Тверская область) и на авиабазу в Черниговке (Приморье). В августе 2011 года Минобороны заключило контракт на 120 млрд руб. на поставку до 2020 года 140 таких машин. Планируется, что корабельная версия Ка-52К станет основной ударной силой вертолетоносцев типа Mistral, которые должны поступить на вооружение в 2014-2015 годах.

Прибывшая на место поисково-спасательная группа первым делом приступила к поиску и оказанию помощи экипажу. Штурман, как сообщили в пресс-службе Минобороны, погиб при падении вертолета. Сообщалось, что командир был обнаружен живым и его даже удалось доставить в больницу, где он скончался. Однако уже к вечеру вторника выяснилось, что подполковник Ракушин тоже погиб при крушении. Экипаж Ка-52 уже ничего не сможет сказать о причинах аварии, но имеются бортовые самописцы (т.н. «черные ящики»). Их состояние удовлетворительное и расшифровать записи удастся за несколько дней. Для расследования катастрофы была создана комиссия, а на время расследования полеты вертолетов типа Ка-52 временно приостановлены.

Следует отметить, что министерство обороны в лице полковника Владимира Дрика, как всегда бывает в подобных ситуациях, пока немногословно. Можно понять военных – им нужно провести полноценное расследование и уже по его результатам делать соответствующие выводы и заявления. Однако, как говорится, народ хочет знать и на этой благодатной почве начинают распространяться версии, слухи и домыслы относительно произошедшей катастрофы. К примеру, у некоторых людей вопросы вызывает тот факт, что поиск пропавшего вертолета проводился «вручную», а не по аварийным маякам. Известно, что они включаются после катапультирования летчиков, но на упавшем Ка-52 они так и не сработали. Дело в том, что экипаж до последнего не дергал за спасительные ручки катапультных кресел. С крушения вертолета не прошло еще и трех дней, но на этот счет уже есть сразу несколько предположений, от вменяемых до откровенной ереси. В среде любителей авиации, которую авария заметно переполошила, муссируются самые разные версии: одни утверждают, что летчики до последнего пытались спасти вертолет, а другие «искатели правды» говорят-де «летчики были пьяными и поэтому не катапультировались». Пожалуй, можно сделать соответствующие выводы не только о правдоподобности версий, но и о «профессиональных навыках» некоторых доморощенных экспертов.

Однако даже из того, что летчики разбились вместе с вертолетом можно сделать соответствующие выводы. На имеющихся фотографиях места падения «Аллигатора» видно, что вертолет разрушился, но не загорелся и не взорвался. Также можно заметить, что на снегу вокруг обломков помимо человеческих следов нет никаких признаков длительной «езды» по поверхности земли. Таким образом, можно предположить, что вертолет падал вертикально или почти вертикально, с малой горизонтальной скоростью. В то же время, вертикальная скорость машины была достаточно для того, чтобы разрушить конструкцию и убить экипаж. Как известно, все вертолеты имеют возможность производить вынужденную посадку без двигателей при помощи явления авторотации. При такой посадке нагрузки на конструкцию больше, чем при нормальной, однако они явно недостаточны для разрушения конструкции – ее прочность рассчитывается со значительным запасом. Выходит, только выход из строя двигателей не мог стать причиной аварии. Можно было бы предположить, что произошло что-то с лопастями, например, перехлест и разрушение. Но и эта версия при подробном рассмотрении не выглядит правильной: во-первых, в учебных полетах летчики не должны выходить на критические режимы, при которых возможен перехлест лопастей, а во-вторых, среди обломков вертолета даже на имеющихся фото- и видеоматериалах можно разглядеть погнутые и разбитые лопасти. При перехлесте они бы буквально отрубили бы друг друга и на вертолете остались бы только корневые их части. Есть еще одна версия, связанная с материальной частью. Она касается, если можно так сказать, комплексных проблем с силовой установкой. Для обеспечения возможности авторотации в составе трансмиссии вертолетов имеется т.н. обгонная муфта. Она позволяет винту вращаться даже тогда, когда двигатель не работает. Если двигатель и муфта одновременно выйдут из строя, то вертолет обречен.



Помимо проблем с техникой могут быть и другие версии причины катастрофы. Следует отметить, что человеческий фактор или метеорологические условия действительно являются одними из самых частых причин авиационных происшествий. В частности, в некоторых СМИ со ссылкой на некий анонимный источник говорится, что в районе полета в понедельник вечером была плохая погода и вертолет мог попасть в так называемый снежный заряд. В таком случае летчики могли потерять ориентировку, что в итоге и привело к крушению. Однако и у этой версии есть свои минусы. Ка-52, в отличие от своего предшественника Ка-50, имеет возможность работы в сложных метеоусловиях. Также некоторые любители авиации, внимательно рассматривая фотографии с места катастрофы, выдвигают такое предположение: вертолет не просто упал, но еще и перекатился через себя. Это можно рассматривать как некий симптом сильного порыва бокового ветра. И снова версия может быть опровергнута техническими особенностями машины, ведь вертолеты сосной схемы менее чувствительны к боковым порывам, чем летательные аппараты с одним несущим винтом. Наконец, метеорологическую версию «добивает» информация о погодных условиях в районе полета. Вечером 12-го числа температура воздуха была около нуля, а северо-западный ветер имел скорость 3-4 метра в секунду. Это гораздо меньше, чем требуется для создания серьезных проблем пилотам.

Как видим, предполагать можно все что угодно, но для полноценного объективного расследования нам просто не хватает информации. Можно, конечно, уподобиться сыщику Дюпену из книг Эдгара По и пытаться провести собственное расследование на основе публикаций в средствах массовых информаций. Однако и тут есть масса загвоздок. По этой причине разумнее всего будет рассматривать свои и чужие предположения исключительно в качестве версий, но не более того. А вот выводы делать никак не раньше, чем военные опубликуют первые результаты своего расследования, к тому же ждать этого осталось недолго. Как говорят в Минобороны, черные ящики разбившегося вертолета почти не пострадали и их расшифровка завершится уже к концу этой недели. Тогда, будем надеяться, ответственные лица поделятся с общественностью новой порцией подробностей о происшествии, а загадка падения Ка-52 под Торжком хоть немного прояснится. В данный момент комиссия рассматривает три основных версии: конструктивные недостатки, ошибки пилотирования ил обслуживания и погодные условия.

В Торжке состоятся похороны погибших летчиков. Все расходы, связанные с погребением, на себя взяла фирма «Камов». Семьи пилотов – М. Федоров был женат, а у Д. Ракушина остались жена и двое детей – получат страховку в размере одного миллиона рублей. Коллеги погибших пилотов начали сбор средств для помощи их семьям.

По материалам сайта Военное обозрение.

Авария Ка-52 в Москве: первые сведения
Во вторник 29 октября на юго-западе Москвы, в районе Выхино-Жулебино произошла авария вертолета Ка-52 «Аллигатор».

Военный вертолет Ка-52 «Аллигатор» разбился в московском районе Жулебино
ЧП в столичном районе Жулебино: во вторник днем там рухнул боевой вертолет Ка-52, более известный как «Аллигатор».

Военный вертолет Ка-52 «Аллигатор» разбиля в московском районе Жулебино
ЧП в столичном районе Жулебино: во вторник днем там рухнул боевой вертолет Ка-52, более известный как «Аллигатор».

Под Торжком разбился новейший российский вертолет Ка-52 «Аллигатор»
Вертолет Ка-52 разбился в Тверской области, один пилот погиб на месте, второй – в больнице.


  • Вертолет,
  • Версия,
  • Вывод,
  • Расследование,
  • Катастрофа
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: