Двигатель-мечта

Четыре года назад, 1 февраля 2008-го под эгидой Евросоюза был запущен проект DREAM.

Название проекта, похожее на английское слово «мечта» фактически расшифровывается гораздо сложнее: ValiDation of Radical Engine Architecture systeMs – Проверка радикально новой архитектуры двигателя. Целью проекта DREAM было создание кардинально новой конструкции авиационного двигателя, совмещающего в себе экономичность турбовинтового и мощность турбореактивного, но лишенного недостатков этих схем. Поскольку создание любой новой вещи дело непростое, Евросоюз привлек к проекту сразу 44 фирмы из 13 стран, в том числе и из России. Нашу страну в европейской программе представляли Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) и Центральный аэро-гидродинамический институт (ЦАГИ).

Работы по проекту DREAM с самого начала были разделены на шесть направлений, которые постоянно взаимодействовали, смешивались и «перетекали» друг в друга:
— SP0. Администрирование и согласование работ различных организаций;
— SP1. Проработка концепции новой архитектуры двигателя;
— SP2 и SP3. Исследования на тему альтернативных движителей;
— SP4. Изыскания в сфере новых технологий, которые можно применить на перспективных двигателях;
— SP5. Эксперименты с альтернативными топливами.



Из всех рассматривавшихся вариантов альтернативной перспективной компоновки авиационных двигателей уже на первом году работ ученые, занятые в DREAM, избрали схему с т.н. винто-вентиляторным открытым ротором. Это значит, что, в отличие от привычных винто-вентиляторных силовых установок, на новом двигателе саблевидные лопасти устанавливаются не на втулке перед двигателем, а на специальном подвижном кольце, связанном с турбиной собственно двигателя. Лопасти специальной формы в сочетании с их размещением в задней части мотогондолы и реактивной тягой самого двигателя помогают значительно улучшить характеристики двигателя. При той же тяге, что и у условного турбовентиляторного двигателя, мотор с открытым ротором создает меньше шума и потребляет на 10-15% меньше топлива. Надо заметить, эти самые 10-15 процентов были характерны для ранних стадий проекта. Дальше эта цифра понемногу возрастала.

Самый большой вклад в дальнейшее увеличение топливной эффективности сделали новые саблевидные лопасти. Проверка сразу нескольких их конструкций проводилась в российском институте ЦАГИ. Специально для исследования саблевидных винтов несколько европейских организаций создали ряд новых технологий для отслеживания воздушных потоков вокруг лопастей, снятия данных непосредственно с последних, а также для оптического контроля деформаций винта. Также для достаточной точности измерения шума, производимого новой силовой установкой, пришлось серьезно доработать уже имеющуюся аппаратуру.

В результате проведенных работ удалось значительно обновить имеющиеся сведения о функционировании газотурбинных двигателей с винто-вентиляторным открытым ротором. В частности, удалось скорректировать текущие представления о взаимодействии лопаточных аппаратов двигателя с винтом. В настоящее время двигатели, созданные в ходе проекта DREAM, существуют в единичных экземплярах и являются сугубо лабораторными образцами. Дорабатывать их для практического применения пока никто не собирается. В то же время, полученные в ходе исследований по программе данные будут использованы в самом ближайшем будущем для создания т.н. двигателя 2025 года. Согласно недавно опубликованному пресс-релизу, проект DREAM дал ученым все то, что они хотели получить от него. Поэтому после четырех лет успешных и плодотворных работ проект закрыт. В скором времени на смену ему придет тот самый Engine 2025.

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

Кемеровчанин украл двигатели от бензопилы ради мечты
В Кемерове задержали местного жителя, который ради мечты совершил кражу. Мужчина захотел усовершенствовать свой велосипед.

Разрушитель мечты: как "Зумвальт" не стал эсминцем будущего
В среду, 23 ноября, стало известно, что потерявший ход суперэсминец американских ВМС «Зумвальт» (Zumwalt) застрял в Панаме примерно на десять дней — пока специалисты не починят вышедшую из строя второй раз за два месяца силовую установку корабля.

"Без нас им "Мечту" не осуществить"
Украина продала китайской корпорации крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия» («Мечта»), построенный в СССР для перевозки многоразового космического корабля «Буран».

Школьники изобрели самый мощный в мире двигатель
Выходец из СССР, живущий в США, вместе с сыном изобрел, запатентовал и испытал самый мощный и эффективный в мире двигатель внутреннего сгорания.


  • Двигатель,
  • Проект,
  • Работа,
  • Ротор,
  • Лопасть
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: