«Перезагрузка» и военный фактор в отношениях России и США

В марте 2009 года государственный секретарь Соединенных Штатов Хиллари Клинтон встретилась в Женеве с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Главы двух внешнеполитических ведомств договорились, что в отношениях между двумя странами надо перевернуть страницу и начать конструктивный диалог с чистого листа. Трехлетний период — достаточный срок для того, чтобы понять, удалось ли Москве и Вашингтону перезагрузиться. Или они все же застряли в пути?


Прежде всего, следует четко представлять себе, что перезагрузка не была чем-то принципиально новым для нашей страны и США. Ранее, даже в годы холодной войны, стороны также предпринимали попытки отказаться от конфликтного взаимодействия и найти новую формулу отношений. Самым ярким примером является разрядка 70-х годов прошлого века. Однако можно вспомнить и визит Никиты Хрущева в Америку в 1959 году, который также оказал пусть временное, но позитивное влияние на советско-американские отношения.
В середине 80-х годов Михаил Горбачев и Рональд Рейган практически создали новую платформу, на которой могли бы базироваться взаимоотношения СССР и Соединенных Штатов. Но и она оказалась недолговечной, пав жертвой утилитарного подхода администрации президента Билла Клинтона. Наконец, если взять более ранний период, разве не было похоже на перезагрузку восстановление дипотношений между нашими странами в 1933 году, когда молодой и энергичный президент Франклин Рузвельт отмел стереотипы и начал активно сотрудничать с Советским Союзом? Напомню, что это сотрудничество закончилось разгромом фашистской Германии в 1945 году и стало самым успешным в истории наших двух стран.
По сравнению с упомянутыми выше сюжетами, нынешняя трехлетняя перезагрузка не так уж успешна. Конечно, можно отметить отдельные позитивные подвижки в российско-американских отношениях. Если в 2008 году они были на грани новой «холодной войны», то в 2012 мы хотя бы разговариваем друг с другом нормальным, уважительным тоном. Если же говорить о фактической стороне дела, то перезагрузка стала своеобразным набором взаимных уступок между Россией и США: Москва поддержала Вашингтон в вопросе афганского транзита и разделила его озабоченность по поводу Ирана. Белый дом способствовал скорейшему завершению процедуры принятия нашей страны в ВТО, отказался идти от явной поддержки Грузии и пошел на компромисс с Россией по договору СНВ-3.
Однако на этом практически вся повестка перезагрузки исчерпывается. Фактически с момента подписания соглашения о сокращении стратегических ядерных вооружений она находится, используя компьютерную терминологию, в «подвисшем» состоянии. Сейчас перед двумя странами есть определенный выбор. Или остановиться на достигнутом, отведя перезагрузке в истории роль косметического ремонта российско-американских отношений (кстати, здесь ее успех очевиден). Либо выработать новую позитивную основу, на которой Россия и США смогут сотрудничать и двигаться вперед как партнеры, а возможно и союзники в будущем. К сожалению, хотя второй вариант намного предпочтительней, скорее всего события будут развиваться в другом направлении.
Что же настраивает на такой пессимистичный лад? Анализ сложившегося реального положения дел. Прежде всего, следует подчеркнуть, что Россия и США по отношению друг к другу — самодостаточные игроки. У них нет отношений экономической или политической взаимозависимости. Также Москва и Вашингтон до сих пор являются гарантами сложившегося стратегического баланса сил в мире. И единственной областью, в которой они действительно зависят друг от друга, остается военная.
Россия является единственным государством, которое может уничтожить Соединенные Штаты, и наоборот. Поэтому главным слагаемым любой формулы их взаимоотношений в этих условиях является военный фактор. И как раз в военном плане у России и США существуют большие проблемы. Прежде всего, потому что с распадом СССР Вашингтон вернулся к своей давней, казалось уже основательно позабытой с 50-х годов прошлого века, идее – получении абсолютного военного превосходства.
Такие шаги, как развитие американцами новых ударных систем высокоточного оружия, развертывание вблизи российских границ противоракетной обороны не могут не тревожить Москву. И она реагирует соответственно. Накапливаются новые взаимные противоречия, и под их грузом может быстро исчезнуть тот немногий позитив, который был накоплен с 2009 года. Таким образом, решение «проблемы безопасности» в отношениях между Россией и США является единственно верным путем разделаться с наследием прошлого и перестать смотреть друг на друга с большой долей подозрительности.
Следует сказать, что наша страна уже прошла в этом направлении свою половину пути. В 1991 году была распущена Организация Варшавского договора и советские войска покинули Европу. Казалось, на смену биполярному противостоянию должно, наконец, прийти сотрудничество. Однако беспрецедентные уступки СССР и России были истолкованы по-иному. Соединенные Штаты начали процесс поглощения «советского наследства», не демонтируя, а передвигая военную инфраструктуру НАТО на восток. В итоге Россия оказалась изолирована в рамках НАТО-центричной модели европейской безопасности. А ее попытки убедить Вашингтон и его союзников учитывать российские интересы пока не возымели успеха. У США сегодня просто нет стимулов учитывать в сфере безопасности ни интересы нашей страны, ни чьи-либо другие.
Именно поэтому нынешняя ситуация напоминает тупик. Сегодня невозможно представить, что Белый дом согласится пойти на какие-либо серьёзные уступки Кремлю в военно-стратегической сфере. А без прорыва в этой области и нынешняя, и все последующие перезагрузки останутся лишь временным явлением.

Источник: rus.ruvr.ru

Создание совместной системы ПРО позволило бы открыть принципиально новую страницу в отношениях России с США и НАТО - МИД РФ
Создание совместной системы ПРО позволило бы открыть принципиально новую страницу в отношениях России с США и НАТО.

Порошенко в США снова просит оружие и "требует" ужесточить санкции в отношении России
Украинский президент, находящийся с визитом в США, в очередной раз призвал Запад помочь Украине поставками вооружений.

Запад говорит о «русском вызове» и корректирует стратегию в отношении России
Продолжая оказывать давление на Россию с помощью санкций и иных недружественных действий, Запад одновременно углубляет разработку доктринальных основ своей антироссийской политики.

Движущая сила в отношениях России и Турции — Путин и Эрдоган
Заголовок этого обзора представляет собой лейтмотив статьи турецкого аналитика и политического обозревателя Гёкхана Баджика.


  • США,
  • Вашингтон,
  • ДРУГ,
  • Отношение,
  • Перезагрузка
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: