Качество оружия лежит в основе многих побед

Без общенациональной поддержки решить проблему обеспечения обороноспособности страны невозможно


Еженедельник «Военно-промышленный курьер» публикует доклад заместителя председателя правительства Российской Федерации, председателя Военно-промышленной комиссии Дмитрия Рогозина, сделанный в Государственной думе 28 февраля.




Статья Владимира Владимировича Путина о Вооруженных Силах и оборонно-промышленном комплексе «Быть сильными» носит исключительно программный и стратегический характер. Поэтому в настоящее время речь надо вести о том, как реализовать на практике тезисы, изложенные в этом доктринальном документе. И что уже делается в плане модернизации оборонно-промышленного комплекса и выполнения Государственной программы вооружения.

Современный оборонно-промышленный комплекс РФ – это 1300 предприятий и организаций в 64 субъектах России. В «оборонке» сегодня трудятся около двух миллионов человек. Практически завершена организационная реформа ОПК.

В настоящее время основной научно-промышленный потенциал сконцентрирован в интегрированных структурах, которые выпускают более 60 процентов всей продукции оборонно-промышленного комплекса. Реформа была продиктована необходимостью остановить развал интеллектуальных отраслей нашей промышленности, сохранить научный и производственный потенциал за счет консолидации ресурсов и централизации управления.

Под непосредственным контролем государства, в том числе через головные организации и интегрированные структуры, находится сегодня около 70 процентов организаций всего российского ОПК. Необходимость в дальнейшем увеличении госконтроля, на наш взгляд, отсутствует. Более того, для оптимизации системы корпоративного управления правительство сокращает число государственных гражданских служащих в советах директоров акционерных обществ.

Что же касается раскрытия структуры собственности частных предприятий, контрагентов (исполнителей гособоронзаказа), отмечу необходимость принятия для этого соответствующих обязывающих законодательных актов. Нами уже прорабатывается предложение, направленное на обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности организаций ОПК. По моему поручению в начале марта в правительство представлена информация о конкретных кредитных организациях, взаимодействующих с предприятиями ОПК. Здесь мы наведем железный порядок. В конечном итоге сделаем требуемые для интересов дела процедуры прозрачными.


Среднемесячная заработная плата в «оборонке» по итогам 2011 года составляет около 25 тысяч рублей. В том числе на промышленных предприятиях – 21 тысяча, а в научных организациях – более 32 тысяч рублей. Благодаря принимаемым мерам тенденция к сокращению численности работающих в ОПК несколько замедлилась. При этом в научной сфере с 2010 года наблюдаются стабилизация и некоторое увеличение числа занятых работников.

Отмечается устойчивая положительная динамика общего объема производства промышленной продукции и рост производительности труда. Темпы экономического роста ОПК существенно превышают общепромышленные. Так, например, в 2009–2011 годах объем военной продукции возрос почти в полтора раза, а производительность труда – в 1,6 раза. В последние годы доля военной продукции в общем объеме производства ОПК выросла и составила около двух третей. Из нее почти треть выпускается на экспорт по линии военно-технического сотрудничества.

По объемам экспортных продаж военной техники мы уверенно входим в тройку мировых лидеров. По предварительным оценкам, объем экспорта вооружения и военной техники из России в 2011 году перевалил за 12 миллиардов долларов, что вновь превысило уровень прошлых лет. То есть с 2000-го за девять лет он вырос примерно на 220 процентов. В настоящее время российское вооружение и военную технику покупают около 70 стран мира. Все это свидетельствует о том, что предприятия отечественного ОПК способны на равных конкурировать с иностранными производителями оружия на мировых рынках.

Оценивая конкурентоспособность отечественной и западной продукции военного назначения, следует отметить следующее. Если сравнивать однотипное российское вооружение и военную технику с передовыми зарубежными аналогами, то по некоторым системам и комплексам мы либо идем вровень, либо даже имеем преимущество. В этом плане в первую очередь следует отметить вооружение и военную технику, относящуюся к стратегическим ядерным силам, воздушно-космической обороне, некоторым комплексам ракетных войск и артиллерии, образцам ВВТ ВВС.

Однако есть отечественные системы вооружения и военной техники, которые отстают по своим характеристикам от передовых зарубежных разработок. А некоторые крайне необходимые для обороны страны системы вообще отсутствуют.

Образно говоря, если условно классифицировать оружие экономическим и бизнес-классом, то вооружение и военная техника уровня экономического класса (для ведения крупномасштабных войн) у нас на уровне лучших мировых образцов. А вот ВВТ для спецопераций, разного рода точечных ударов нам надо еще создавать.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, запуска масштабной технологической модернизации ОПК будут реализованы мероприятия федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса России до 2020 года, которая 22 февраля уже одобрена правительством.

В период 2011–2014 годов инвестиции в рамках государственных капвложений по данной целевой программе возросли почти в три с половиной раза по отношению к 2010-му. Подавляющая их часть (75 процентов) будет направлена на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного. Фактически мы начинаем тотальную модернизацию станочного парка российского оборонно-промышленного комплекса. По всей видимости, потребуется провести ревизию экономической деятельности всех предприятий ОПК, их материально-технической базы (с точки зрения фонда вооруженности).

В предстоящие десять лет «оборонка» должна сделать технологический рывок. Необходимо коренным образом модернизировать производственно-технологическую и экспериментально-испытательную базу. При этом будем откровенны – в нашей стране крупному капиталу, и в том числе вертикально интегрированным структурам, до сих пор свойственна определенная инертность в плане внедрения инновационных проектов.

Частный же бизнес способен более быстро и гибко откликаться на перспективные запросы рынка. Именно новые частные компании могут стать инициаторами технологических прорывов, способных радикально изменять ту или иную сферу деятельности в ОПК. У нас уже есть хорошие примеры в области стрелкового производства, основанные за счет привлечения частного капитала.

Не могу обойти вопрос о том, почему участились неудачи в ракетно-космической отрасли. Тем более что в этой связи звучат призывы показательно покарать коррупционеров и разгильдяев.

Сначала о «Булаве». Разработка изделия шла очень сложно. На этом этапе мы прошли через два экономических кризиса. Именно на то время пришелся апогей действия ряда деструктивных факторов экономического, производственного и технологического характера. Тем не менее в результате предпринятых правительством мер ситуацию удалось стабилизировать. Морская ядерная система в составе ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955 и корабельного ракетного комплекса стратегического назначения «Булава» войдет в боевой состав Военно-морского флота уже в этом году.

Что касается космических аппаратов, то Роскосмос разработал комплекс административных, технических и организационных мероприятий, направленных на исправление сложившейся ситуации. Мы провели представительное совещание в Воронеже на базе КБ Химавтоматики, где глава Роскосмоса предложил программу развития отрасли на период до 30 лет.

Проблемы, связанные с ракетно-космической техникой, не имеют никакой ярко выраженной коррупционной составляющей. Они вызваны и отсутствием отечественной электронно-компонентной базы с надлежащими характеристиками, и значительным сокращением института военных представительств на предприятиях. В целом речь идет о системном характере проблем в промышленности и в области подготовки кадров.

Меры по повышению ответственности руководителей организаций за выполнение поставленных перед ними задач и достижению измеряемых результатов нами уже предпринимаются. Безусловно, проявления халатности, игнорирование уже существующей нормативно-правовой базы не должны оставаться безнаказанными. Мы и впредь намерены уделять особое внимание уровню исполнительской дисциплины.

Напоминаю слова из статьи Владимира Владимировича Путина «Быть сильными», что казнокрадство и коррупцию в оборонно-промышленном комплексе надо рассматривать в качестве государственной измены. Однако карательные меры сами по себе не обеспечат повышения надежности отечественной техники.

И о военной приемке. Учитывая существенное сокращение военных представительств на предприятиях ОПК, Министерству обороны России дано следующее поручение. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти подготовить и внести в правительство проект новой редакции положения о военных представительствах Минобороны с учетом повышенных требований, предъявляемых к качеству военной продукции.

Сама по себе система военных представительств не панацея. Это необходимое, но все-таки недостаточное условие для повышения качества производимой продукции. Наряду с военпредами на всех без исключения предприятиях, участвующих в изготовлении продукции военного назначения, должна существовать и параллельно действовать система своеобразного менеджмента качества.

Крайне актуален сегодня вопрос развития отечественной радиоэлектронной базы. Радиоэлектронная составляющая – половина стоимости современного космического аппарата и свыше 70 процентов условий обеспечения его надежного функционирования. Более того, решение задач по развитию радиоэлектроники фактически определяет условия технологической независимости нашей страны в сфере космической деятельности.

Сегодня ряд западных стран развернул кибервойны в информационном пространстве. В Соединенных Штатах даже создана специальная киберкоманда во главе с генералом. Наша зависимость от иностранной электронно-компонентной базы может привести к непредсказуемым последствиям при ее применении в отечественном вооружении и военной технике, точнее – к вполне предсказуемым.

В этой сфере мы собираемся предпринять особые действия. В частности, сформирована специальная программа «Создание электронно-компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения военной специальной техники». Ее выполнение позволит существенно, на 50–60 процентов сократить после 2015 года долю импортных комплектующих в нашей аппаратуре. Будем возрождать радиоэлектронную промышленность. В частности, в Зеленограде на предприятии «Микрон» запущена новая технологическая линия, которая изготавливает чипы размером 90 нанометров. Это серьезный шаг вперед.

Отдельно хочу сказать о кадрах и науке. Развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала организаций ОПК, обеспечение социальной защищенности их работников определено в качестве одного из приоритетных направлений нашей деятельности. С начала этого года мы уже провели ряд предметных встреч со студенчеством, с профессорско-преподавательским составом ведущих российских вузов.

Нами сейчас разрабатывается схема, при которой студенты еще на ранних стадиях обучения в технических вузах как бы входят в некую колею кооперации между вузами и головной интегрированной структурой – государственной корпорацией, в рамках которой работают предприятия, куда могли бы пойти эти выпускники.

Это позволит решить главную проблему повышения качества и уровня оснащенности технической учебной базы вузов, которые готовят этих специалистов, и создать новый уровень мотивации для студентов. Уже изначально они должны ориентироваться на то предприятие или ОКБ, куда пойдут работать.

Важнейшая задача – восстановление высокого уровня мотивации работающих в ОПК. Среди них много тех, кто пережил стагнацию «оборонки», но сохранил преданность профессии, а также тех, кто только сейчас пришел на предприятия. Для нас крайне важно не только сохранить эту мотивацию, но и суметь сделать так, чтобы в условиях практического отсутствия работников среднего возраста на предприятиях ОПК был создан мост передачи знаний, умений и навыков от старшего поколения к молодежи.

Любовь к Родине должна быть беззаветной, но не безответной. В федеральной целевой программе «Развитие ОПК» предусмотрены средства на подготовку научных, инженерных и рабочих кадров, на закрепление их на предприятиях, на решение социально-бытовых вопросов и на строительство жилья.

Недавно Владимир Владимирович Путин, находясь в Сарове Нижегородской области, заявил о том, что заработная плата на предприятиях ОПК и в военной науке должна быть сравнима с денежным довольствием военнослужащих. А на отечественных предприятиях особой важности, где вырабатывается серьезнейший научно-технический задел на будущее, зарплата должна быть сравнимой с оплатой труда в аналогичных организациях в развитых странах Запада и Востока. Тем самым для сотрудников должен быть исключен соблазн отъезда за рубеж.

Масштабное перевооружение армии и флота невозможно без программной организации фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности России. Эта работа ориентирована на упреждающую подготовку научного и научно-технологического задела с тем, чтобы выйти на прикладные НИОКР мирового уровня по созданию новых средств вооруженной борьбы и прорывных промышленных технологий.

В рамках решения этой задачи мы создаем фонд для заказа и сопровождения прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности страны. В ближайшее время проект создания этого фонда будет представлен президенту, а затем внесен в палаты Федерального собрания.

Сегодня нет смысла кого-то догонять и идти по проторенной колее. Нужно уходить от квадратно-гнездового способа мышления, смотреть не в завтрашний, а в послезавтрашний день. При этом взять на контроль координацию планирования и проведения исследований и использования их результатов. Мы намерены резко поднять роль независимого экспертного научного сообщества в конкурсном отборе научных проектов, которые финансируются из бюджета.

Напомню, только на текущий год государственный оборонный заказ составляет 704 миллиарда рублей. С учетом кредитных средств под государственные гарантии Российской Федерации эта сумма еще больше – 870 миллиардов рублей. Это существенно превышает все расходы на техническое оснащение Вооруженных Сил в предыдущие годы.

Анализ невыполнения гособоронзаказа по ряду позиций в прошлом году позволил выявить ряд причин этого явления. Во-первых, низкое качество планирования гособоронзаказа и как следствие – необходимость разного рода уточнений по ходу его реализации. Во-вторых, несвоевременная проработка уровня прогнозируемых цен. В-третьих, слабая координация работы головных исполнителей с кооперацией и неэффективное взаимодействие госзаказчиков с головными исполнителями.

На сегодняшний момент у нас фактически отсутствует государственная политика в области ценообразования на продукцию военного назначения. Сейчас Военно-промышленная комиссия и Министерство обороны работают над выработкой правильной, справедливой цены на продукцию оборонно-промышленного комплекса.

Требует принятия дополнительных мер и вопрос повышения качества производимой продукции, вооружения и военной техники. По данным Министерства обороны, количество рекламаций в прошлом году возросло на 30 процентов по сравнению с 2010-м. Необходимые поручения по этому поводу уже даны и Минпромторгу России, и Минобороны, и Роскосмосу.

В качестве положительного примера отлаженной работы хотел бы привести госкорпорацию «Росатом». Из года в год задания по гособоронзаказу в сфере ее ответственности выполняются на 100 процентов. Результат достигнут во многом благодаря синхронизации по срокам и финансированию мероприятий по техническому перевооружению предприятий ядерного оружейного комплекса и мероприятий в рамках Госпрограммы вооружения.

Мы продолжим совершенствовать механизмы контроля прохождения контрактов в рамках гособоронзаказа. Сейчас работа пока ведется не в рутинном, как хотелось бы, а больше в ручном управлении. О ситуации мне докладывают еженедельно. Констатируется определенная положительная динамика по сравнению с прошлогодней ситуацией. Если в 2011 году по состоянию на 1 марта Минобороны перечислило предприятиям ОПК чуть более 100 миллиардов рублей, то по состоянию на сегодня перечислено более 230 миллиардов. Существенно расширена практика заключения долгосрочных контрактов. Это результат предпринимаемых правительством мер по устранению изложенных недостатков.

В перспективе необходимо в любой момент четко понимать, где, что и кем делается, на каком этапе находится работа, и оперативно снимать проблемы по ходу их возникновения. Планируем в ближайший же месяц развернуть систему ГАС «ГОЗ», которая будет давать информацию в режиме онлайн о ситуации по контрактации и выполнению гособоронзаказа.

Напомню, в ближайшие десять лет государство вложит в модернизацию Вооруженных Сил 23 триллиона рублей. 20 триллионов – это сама Госпрограмма вооружения, три триллиона – это ФЦП ОПК. Это гигантская сумма, и один из основных вопросов – обеспечение эффективности расходования выделенных средств.

Любители погреть руки на госбюджете и «оборонке» должны зарубить себе на носу, что коррупционные проявления в этой сфере будут наказываться по верхнему пределу. Мы будем рассматривать взяточников и коррупционеров прямыми пособниками потенциальны

Вегетарианство лежит в основе в русской традиции
Русские легко жили без мяса в течении года ещё в конце XIX, начале ХХ века. Основная пища простых русских людей — постные щи, каша, овощи, рыба, фрукты, ягоды, молоко и молочные продукты.

Спасение в городах, эволюция видов, гибридное мышление
Знаменитая конференция TED каждый год собирает неординарных людей, у которых есть идеи, способные изменить нашу жизнь.

Геополитические проекции второго фронта
Пребывание президента Владимира Путина в Нормандии на торжествах по случаю 70-летия высадки союзников свидетельствует о том, что Россия отдает должное открытию второго фронта и вкладу союзников в победу.

Нестабильная Еврозона: Качинский считает, что ЕС скоро будет реформирован или «упадет»
Чем дольше существует Европейский союз, тем больше появляется людей, которые не довольны сложившейся ситуацией и будущими перспективами. В основе евроскептицизма политиков лежит неуверенность в жизнеспособности европейской концепции.


  • Продукция,
  • Процент,
  • БАЗА,
  • Оборона,
  • Рубль
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: