Министерство обороны России взялось за создание арктических бригад Сегодня в эпоху глобализации состояние любой современной экономики определяется ее обеспеченностью энергетическими ресурсами. Существующая зависимость сохранится и в обозримом будущем, даже не смотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих стран мира и транснациональных корпораций. В Арктике сталкиваются национальные и групповые интересы, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На этом фоне логичными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе. Значение Арктики для России Арктика – это часть земного шара, находящаяся севернее Полярного круга. Общая ее площадь 21 млн. квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные здесь острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий. С международно-правовой точки зрения Арктика по-прежнему остается «ничейной землей». Вопрос о делении региона на международном уровне пока не решен. В 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, заключенный между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе. Тогда ее поддержала только Россия, приняв в 1916 году аналогичный закон. Три других приарктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью. В последнее время все чаще звучат призывы к пересмотру данного деления, так как в Арктике были обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. Так по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн. м3, газового конденсата в 44 млрд. баррелей, нефти в 90 млрд. баррелей. Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. Вдобавок к этому в Арктике сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле. России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения – это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время России намерена подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн. км2 (три площади Германии). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м3. Крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе. Помимо ресурсного Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов, военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года. Еще одним важным значением региона является транспортное. Через Арктику проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. Сейчас использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. Арктические войска будут созданы к 2015 году На прошлой неделе 21 февраля главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников объявил о том, что первая мотострелковая арктическая бригада будет создана к 2015 году. «В соответствии с ожидаемым поступлением перспективной спецтехники в 2015 году бригада, которая будет отвечать всем требованиям региона, должна быть создана в этот срок», – отметил главком. По словам Александра Постникова, технической основной новых арктических бригад в ближайшей перспективе будут бронированные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ. В будущем это будет машина, относящаяся к семейству боевой и обеспечивающей техники, на базе двухзвенной бронированной гусеничной унифицированной платформы. Данная техника сможет передвигаться по глубокому снегу и работать при температурах воздуха около -50 градусов по Цельсию. Для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней униформы. По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в такой униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Данная форма предназначена для обеспечения военнослужащих, которые служат в регионах с особо холодными климатическими условиями. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа в сугробе без последствий для своего организма, отметил Подопригорин. Подготовка офицерских кадров для службы в арктических бригадах будет проводиться на базе Дальневосточного Высшего военного командного училища. Об этом осенью 2011 года заявил начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов. По словам Грызлова, в настоящее время проработаны предложения Главкомата Сухопутных войск об обучении в училище взвода курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений в арктических условиях». Срок программы обучения 4 года. Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции. Развертывание новых арктических бригад Минобороны будет проходить в рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках данного документа в ближайшие годы в северных районах страны будут созданы группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки. Бывший генеральный инспектор Минобороны России адмирала флота Иван Капитанец считает, что Арктика должны рассматриваться как потенциальный театр военных действий, поэтому России просто необходимо наращивать свое военное присутствие в данном регионе. По его мнению, существующий оборонно-промышленный комплекс позволит России нарастить мощный морской боевой потенциал в северных районах страны, а северное направление и Северный флот должны быть усилены АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей». Специальная техника Для действия в условиях Арктики должна использоваться специальная техника. Российская армия уже сейчас располагает образцами техники, которая успешно эксплуатируется в условиях Крайнего севера. Примером таких машин являются МТ-ЛБВ и ДТ-30ПМ «Витязь». МТ-ЛБВ является вездеходной модификацией бронированного армейского тягача. Данная модификация имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт (на уровне 0,27 кг/см2), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 тонн это очень хороший показатель. МТ-ЛБВ предназначен для использования в арктических регионах. По желанию заказчика машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения, а также дополнительной системой обогрева кузова, которая использует тепло от системы охлаждения двигателя. Высокая проходимость и приличная скорость – до 60 км/час делают машину незаменимой в армейских частях, дислоцированных в тяжелых климатических и природных условиях. Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина на 2 посадочных места, оборудуется дополнительным сиденьем и верхними люками, предназначенными для аварийного покидания тягача. Машина обладает хорошим обзором с места водителя при движении и днем, и ночью. Ночью водитель может использовать для уверенного движения 2 фары и фару-искатель. Закрытый обогреваемый кузов МТ-ЛБВ имеет объем 7,3 м3 и рассчитан на 10 посадочных мест. Наличие автономного отопителя, который может работать в сочетании с использованием тепла, которое отводится от системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа и пассажиров МТ-ЛБВ. Общая вместимость машины составляет 12 человека (1+11). вездеход «Витязь» ДТ-30ПМ Еще более совершенной машиной для действия в районах Арктики является гусеничный бронетранспортер «Витязь» ДТ-30ПМ, представляющий собой военную версию гражданского вездехода, имеющую шифр «Вездесущий». Благодаря универсальности конструкции вездеход «Витязь» может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения. Высокие свойства гусеничного движителя, которые сочетаются с преодолением водных преград и уверенным маневрированием в любых природных условиях, позволяют считать двухзвенные вездеходы «Витязь» уникальными снегоболотоходными машинами, которые в состоянии без инженерного оборудования маршрута движения и предварительной разведки преодолеть большие расстояния, недоступные для других транспортных средств. Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км. Сочетание в одном транспортном средстве таких качеств, как высокая маневренность и проходимость, максимальная скорость и запас хода, плавучесть и грузоподъемность, возможность преодоления всевозможных препятствий и водных преград с полной нагрузкой и многофункциональность позволяют считать ДТ-30ПМ «Витязь» машиной, не имеющей аналогов в мире. Об этом пишет сегодня Военное обозрение . Арктика, Условие, Миллиард, Углеводород, ГАЗ

Министерство обороны России взялось за создание арктических бригад

Сегодня в эпоху глобализации состояние любой современной экономики определяется ее обеспеченностью энергетическими ресурсами.

Существующая зависимость сохранится и в обозримом будущем, даже не смотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих стран мира и транснациональных корпораций. В Арктике сталкиваются национальные и групповые интересы, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На этом фоне логичными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Значение Арктики для России

Арктика – это часть земного шара, находящаяся севернее Полярного круга. Общая ее площадь 21 млн. квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные здесь острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

С международно-правовой точки зрения Арктика по-прежнему остается «ничейной землей». Вопрос о делении региона на международном уровне пока не решен. В 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, заключенный между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе. Тогда ее поддержала только Россия, приняв в 1916 году аналогичный закон. Три других приарктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью.

В последнее время все чаще звучат призывы к пересмотру данного деления, так как в Арктике были обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. Так по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн. м3, газового конденсата в 44 млрд. баррелей, нефти в 90 млрд. баррелей. Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. Вдобавок к этому в Арктике сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле.

России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения – это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время России намерена подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн. км2 (три площади Германии). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м3. Крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов, военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года.

Еще одним важным значением региона является транспортное. Через Арктику проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. Сейчас использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Арктические войска будут созданы к 2015 году

На прошлой неделе 21 февраля главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников объявил о том, что первая мотострелковая арктическая бригада будет создана к 2015 году. «В соответствии с ожидаемым поступлением перспективной спецтехники в 2015 году бригада, которая будет отвечать всем требованиям региона, должна быть создана в этот срок», – отметил главком.

По словам Александра Постникова, технической основной новых арктических бригад в ближайшей перспективе будут бронированные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ. В будущем это будет машина, относящаяся к семейству боевой и обеспечивающей техники, на базе двухзвенной бронированной гусеничной унифицированной платформы. Данная техника сможет передвигаться по глубокому снегу и работать при температурах воздуха около -50 градусов по Цельсию.

Для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней униформы. По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в такой униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Данная форма предназначена для обеспечения военнослужащих, которые служат в регионах с особо холодными климатическими условиями. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа в сугробе без последствий для своего организма, отметил Подопригорин.

Подготовка офицерских кадров для службы в арктических бригадах будет проводиться на базе Дальневосточного Высшего военного командного училища. Об этом осенью 2011 года заявил начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов. По словам Грызлова, в настоящее время проработаны предложения Главкомата Сухопутных войск об обучении в училище взвода курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений в арктических условиях». Срок программы обучения 4 года.

Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции.

Развертывание новых арктических бригад Минобороны будет проходить в рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках данного документа в ближайшие годы в северных районах страны будут созданы группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки.

Бывший генеральный инспектор Минобороны России адмирала флота Иван Капитанец считает, что Арктика должны рассматриваться как потенциальный театр военных действий, поэтому России просто необходимо наращивать свое военное присутствие в данном регионе. По его мнению, существующий оборонно-промышленный комплекс позволит России нарастить мощный морской боевой потенциал в северных районах страны, а северное направление и Северный флот должны быть усилены АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей».

Специальная техника

Для действия в условиях Арктики должна использоваться специальная техника. Российская армия уже сейчас располагает образцами техники, которая успешно эксплуатируется в условиях Крайнего севера. Примером таких машин являются МТ-ЛБВ и ДТ-30ПМ «Витязь». МТ-ЛБВ является вездеходной модификацией бронированного армейского тягача.

Данная модификация имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт (на уровне 0,27 кг/см2), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 тонн это очень хороший показатель. МТ-ЛБВ предназначен для использования в арктических регионах. По желанию заказчика машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения, а также дополнительной системой обогрева кузова, которая использует тепло от системы охлаждения двигателя. Высокая проходимость и приличная скорость – до 60 км/час делают машину незаменимой в армейских частях, дислоцированных в тяжелых климатических и природных условиях.

Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина на 2 посадочных места, оборудуется дополнительным сиденьем и верхними люками, предназначенными для аварийного покидания тягача. Машина обладает хорошим обзором с места водителя при движении и днем, и ночью. Ночью водитель может использовать для уверенного движения 2 фары и фару-искатель. Закрытый обогреваемый кузов МТ-ЛБВ имеет объем 7,3 м3 и рассчитан на 10 посадочных мест. Наличие автономного отопителя, который может работать в сочетании с использованием тепла, которое отводится от системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа и пассажиров МТ-ЛБВ. Общая вместимость машины составляет 12 человека (1+11).
вездеход «Витязь» ДТ-30ПМ
Еще более совершенной машиной для действия в районах Арктики является гусеничный бронетранспортер «Витязь» ДТ-30ПМ, представляющий собой военную версию гражданского вездехода, имеющую шифр «Вездесущий». Благодаря универсальности конструкции вездеход «Витязь» может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения.

Высокие свойства гусеничного движителя, которые сочетаются с преодолением водных преград и уверенным маневрированием в любых природных условиях, позволяют считать двухзвенные вездеходы «Витязь» уникальными снегоболотоходными машинами, которые в состоянии без инженерного оборудования маршрута движения и предварительной разведки преодолеть большие расстояния, недоступные для других транспортных средств.

Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км.

Сочетание в одном транспортном средстве таких качеств, как высокая маневренность и проходимость, максимальная скорость и запас хода, плавучесть и грузоподъемность, возможность преодоления всевозможных препятствий и водных преград с полной нагрузкой и многофункциональность позволяют считать ДТ-30ПМ «Витязь» машиной, не имеющей аналогов в мире.

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.


  • Арктика,
  • Условие,
  • Миллиард,
  • Углеводород,
  • ГАЗ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.