Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 5) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Уязвимость подземных авиабаз Из всех имеющихся методов пассивной защиты аэродромов, подземные ангары являются наименее уязвимыми к воздействию обычного и ядерного оружия и следовательно являются наиболее привлекательным выбором в условиях широкого распространения во всем мире высокоточного оружия. А при современном распространении орбитальных и воздушных средств разведки и наблюдения, скрытая оперативная подготовка самолетов предоставляемая подземными ангарами является гораздо более ценной, чем когда они были изначально построены. Таким образом, современное «противо бункерное» оружие можно разделить на несколько классов с разной способностью проникновения, используя традиционные и более современные термобарические боевые части. Бомбы малого калибра и бомбы стандартного проникновения были разработаны в первую очередь для поражения высоко защищенных укрытий для самолетов и других укрепленных структур, прежде всего построенных с использованием стали усиленных высоко прочным бетоном. Эти боеприпасы проникают на 1.8-3.6 метров железобетона в зависимости от прочности бетона и способа их доставки. Оружие таких размеров может размещаться на внешней подвеске или во внутренних отсеках истребителей. Бомбы глубокого проникновения были разработаны в первую очередь для разрушения подземных бункеров и могут пробить до 5.5 метров железобетона или менее если бункер прикрыт ещё и грунтом или мягкими породами. Оружие таких размеров может размещаться на внешней подвеске тяжелых штурмовиков, таких как F-111, F-15E или Су или во внутренних отсеках тяжелых бомбардировщиков. Бомбы большого калибра были разработаны в первую очередь для поражения глубоких подземных бункеров и представляют собой современные аналоги «землетрясущих бомб» 1940-х годов. Они могут быть размещены на тяжелых бомбардировщиках оснащенных специальными приспособлениями. Это оружие предназначено для вызывания высоко скоростной ударной волны в скале, которая приводит к разрушению бункеров, тоннелей и других глубоко спрятанных структур. «Землетрясущие бомбы» прошлого и настоящего Lancaster эскадрильи 617 Королевских ВВС сбрасывает Tallboy. Самолет имел многочисленные модификации для несения и прицеливания бомб Tallboy и Grand Slam. Tallboy сразу после сброса. Наземное обслуживание 12 000 фунтовой (5400 кг) бомбы Tallboy. 30 000 фунтовая (13600 кг) бомба GBU-57A/B, созданная для размещения на B-1B, B-2A и В-52Н. GBU-57A/B сброшенная с B-52H. Тактика воздушных ударов по аэродромам сегодня главным образом отражает модель операции Буря в пустыне, но с использованием современных самолетов и вооружения. На операции в Буря в пустыне коалиционные самолеты F-117A и F-111F сбрасывали бомбы GBU-24/27/BLU-109B на защищенные авиационные укрытия и GBU-10/Mk.84 на ВПП и рулежные дорожки, а Торнадо Королевских ВВС делали то же самое используя GBU-10/Mk.84 с лазерной подсветкой. В современных конфликтах выбор платформы доставки падет на F-22A Raptor вооруженных проникающими боеприпасами GBU-39/B SDB и бомбардировщики B-2A Spirit вооруженных проникающими боеприпасами GBU-39/B SDB и/или глубоко проникающими GBU-31/B/BLU-116/B AUP, так как только эти типы самолетов имеют достаточную живучесть необходимую для многократно проникновения в зону действия современных средств ПВО. Эти оружие и тактика позволят добиться некоторого эффекта при ударе по авиабазам оснащенных подземными ангарами, но не обеспечат высокую вероятность невосполнимых потерь. В обычной крутой траекторией полета, эти типы бомб могут быть использованы для повреждения входов в ангары и в некоторых случаях привести к обрушению крыши или горы над входами в тоннели. Не существует никакой гарантии, что ими будет нанесен значительный ущерб самолетам и другим материальным средствам внутри ангара. Существуют не плохие шансы на то, что ангар начнет вновь функционировать практически в тот же день. Поврежденные взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки могут быть быстро восстановлены. Способность этих боеприпасов пробить скалу в непосредственной близости от входа в ангар зависит не только от траектории боеприпаса, но и от механических характеристик породы. Южный и Восточный Китай, где расположено большинство подземных ангаров, имеет множество плотных магматических скал, многие из них с высокой вязкостью разрушения. В случае, если программное обеспечение автопилота боеприпаса позволяет горизонтальную или очень пологую траекторию полета и размещение входа это позволяет, то оружие может быть запрограммировано на горизонтальное поражение входа в ангар и даже глубоко внутри ангара. Этот способ нападения, особенно если боеголовка имеет термобарический наполнитель, имеет гораздо больше шансов на успех, так как может вызвать крупно масштабный пожар способный уничтожить размещенную технику, в том числе самолеты, ГСМ и хранящиеся боеприпасы. В случае успеха такой атаки подземный ангар, скорее всего подлежит восстановлению, но это потребует проведения серьёзных восстановительных работ поскольку пожар уничтожит или серьезно повредит внутреннюю облицовку, установленное оборудование и инфраструктуру, оставляя при этом в полости ангара опасные отходы и неразорвавшиеся боеприпасы. В короткосрочных конфликтах высокой интенсивности этот способ нападения сделает цель непригодной для использования в течение конфликта. Недостатком атак с «залетающими бомбами через переднюю дверь» является то, что во многих местах простое размещение насыпи или железобетонных препятствий перед входом в ангар будет препятствовать таким атакам. Этот метод является недейственным, когда вход в ангар находится в глубоком каньоне на склоне горы, но и такие места позволяет установку железобетонных плит или отражающих сеток на входе вызывающих детонацию боеприпаса за пределами основных взрывостойких ворот. По крайней мере один подземный ангар в КНДР созданный по модели НОАК имеет блокирующие структуры перед входом в ангар. Мнение о том, что НОАК будучи хорошо разбирающейся как в строительстве аэродромов так и их пассивной защиты, не будут применять такие простые и дешевые защитные меры для особо важных объектов не является реалистичным. Технология и дизайн методов отвода взрывной волны и отражающих сеток относительно зрелые и в пределах досягаемости китайских инженеров. Китай также имеет множество землеройных машин и опытных строителей. «Конвенциональная» атака укрепленных структур сверху или по бокам. Этот пример показывает атаку скалы над входами в ангар. Смысл в том, чтобы разрушить тоннель сверху над входом. Единственной надежной тактикой «быстрого поражения» подземных ангаров с высокой вероятностью является приченение ущерба вызыванием оседания полости пещеры, что сделает его полностью недееспособным. Это можно сделать используя противобункерные бомбы GBU-57A/B или аналогичный «землетрясущий „класс боеприпасов. Для этого в хорошо защищенном воздушном пространстве Восточного Китая потребуется использование смертоносных бомбардировщиков B-2A. На основании обширного опыта Королевских ВВС 1940-х годов использовавших “землетрясущие бомбы» Tallboy и Grand Slam для уничтожения подземных сооружений, для гарантированного уничтожения типичных подземных ангаров НОАК потребуется нескольких точных попаданий GBU-57/B. Британский опыт использования Tallboy и Grand Slam показал, что несмотря на исключительную проникающую способность этого оружия, многие цели в необычно твердых породах или под бетонными крышами было сложно уничтожить, так как бомба не могла проникнуть в плотные материалы достаточно глубоко для достижения желаемого эффекта. Это будет проблемой и для нападения на подземные ангары расположенные в горе из магматических пород, таких как граниты, базальты, диориты и серпантины. Такие породы значительно ограничивают глубину проникновения по сравнению с осадочными породами. Удачной тактикой используемой британцами было «положить» бомбу в мягкие материалы рядом с целью, так что шоковый эффект поражал цель с боков или снизу где цель была в меньшей степени способна поглощать нагрузку и как результат обрушалась. Изучение подземных ангаров НОАК показывает, что поперечное сечение тоннеля имеет форму взвешенный цепной арки предназначенной, как и в конструкции мостов и других сооружений с использованием арок для передачи сжимающей нагрузки от веса пород от верхней части свода к нижним сторонам тоннеля. Сжимающие ударные нагрузки от взрыва обычных бомб или даже воздушного ядерного взрыва будут трансформированы изгибом свода в горизонтальные сжимающие нагрузки в скале. Слабостью этой конструкции является то, что в результате сжимающих усилий на нижнюю часть стен туннеля образуется растягивающая нагрузка в полу тоннеля. Атака бомбой GBU-57A направленная на площадку перед каждым входом в тоннель создаст большой ударный импульс направленный на поднятие пола тоннеля и тем самым увеличивая нагрузку на растяжение пола тоннеля. В то время как железобетон имеет некоторую прочность к растягивающим нагрузкам, скалистая порода обычно не способна устоять перед такой нагрузкой и особенно если нагрузка циклическая или повторяющаяся. Следовательно такая атака имеет возможность разрушить тоннель снизу взорвав пол. Даже не большой уровень повреждений будет представлять трудности в дальнейшей эксплуатации тоннеля, как минимум нарушая движение самолетов. Подход «Wallis» к атаке укрепленных структур снизу и сбоку. Этот пример показывает атаку площадки перед входом в ангар. Смысл в том, чтобы обрушить тоннель на входе или снизу. Оружие против высокоточных крылатых ракет, такое как это LD-2000 30 мм Gatling SPAAG (см. выше) может существенно осложнить поражения аэродромов НОАК оборудованных подземными ангарами уничтожая высокоточные боеприпасы на подлете к цели. LD-2000 является производной от Type 730 CIWS (см. ниже), китайской копии Thales Nederland Goalkeeper с семи ствольной пушкой Type 730B копии General Electric GAU-8 Avenger 30х173 мм используемой на штурмовике в A-10 Warthog. Российская система Купол 9K332 Тор M2E/SA-15D Gauntlet была специально разработана качестве конкурента KBP 96K6 Панцирь S1E/SA-22 SPAAGM, чтобы противостоять насыщенным нападениям высокоточными боеприпасами на важнейшие объекты инфраструктуры. На вооружении НОАк находятся менее продвинутые 9K331M1 Тор М1 SAM. Высокая разрушительная способность больших боеприпасов, таких как GBU-57A/B MOP легко оправдывают использование ЗРК, таких как HQ-12 или HQ-9 для перехвата высокоточного оружия. Слева: HQ-12/KS-1A TELS и радар H-200; справа: HQ-9 TEL и радар HT-233. Активная оборона аэродромов НОАК представляет собой хорошо отработанную систему использующую зенитную артиллерию, самоходные зенитно-артиллерийские установки и ЗРК. Батареи HQ-7 и HQ-6D/HQ-64 расположены в непосредственной близости от аэродромов. Их задачей является отражение атак низко летящих самолетов и крылатых ракет. Так как в этом вопросе НОАК полностью следует российской модели включая развертывание самоходных зенитно-артиллерийских установок и ЗРК для борьбы с высокоточным оружием, то даже наличие одной батареи такого оружия на каждом аэродроме существенно усложнит поражение авиабазы оборудованной подземными ангарами. Важно отметить, что высокоточное оружие большого калибра, такое как GBU-57A/B MOP само по себе является настолько ценным и разрушительным чтобы оправдать капиталовложения в систему ПВО способную перехватить такие боеприпасы как можно раньше после их сброса/ запуска. ЗРК HQ-12, HQ-9, S-300PMU/PMU1/PMU2 кинематически способны справиться с такой целью, а стоимость двух или более расходуемых ракет легко окупается, учитывая ущерб способный нанести противобункерной бомбой. Пассивные меры защиты подземных ангаров, кроме использования дополнительных блокирующих структур и отражающих сеток на входах, включают в себя простое добавление дополнительных входов в ангар и доступов в тоннели. Большинство подземных ангаров ВВС НОАК используют только два входа. Удвоение количества входов и доступов в тоннели удваивает необходимые усилия для вывода из строя этих объектов. Такое применение дублирования по закону Lusser, имеет дополнительное преимущество дальнейшего увеличения внутреннего потенциала ангара, а выработанная порода может быть использована для дальнейшего усиления мер пассивной защиты в другом месте аэродрома. С прагматической точки зрения, сеть подземных авиабаз НОАК представляет собой настоящий вызов противнику не обладающему большим флотом малозаметных тяжелых бомбардировщиков и очень надежным арсеналом из сотен противо бункерных бомб GBU-57A/B отведенных для этой цели. Как таковые, эти подземные аэродромы являются чрезвычайно важным стратегическим активом, не имеют себе равных в глобальном масштабе, так как в настоящее время они делают быстрый массированный «нокаутирующий удар» по аэродромам НОАК оперативно невозможным даже для Соединенных Штатов. Сколько усилий потребуется, чтобы вывести из строя типичную авиабазу НОАК ​​оснащенную подземным ангаром? Эта схема представляет собой гипотетическую модель атаки такой ​​базы при условии использования GBU-39/B и GBU-57A/B MOP. Таким образом необходимо не менее 51 малокалиберных авиационных бомб для поражения ключевых объектов авиабазы и двух сверх тяжелых GBU-57A/B MOP для поражения подземного ангара. В то время как GBU-57A/B MOP требует использования бомбардировщика B-2A, малокалиберные бомбы могут быть доставлены B-2A и F-22A. Потребуется не менее семи вылетов F-22A для доставки необходимого количества бомб. Сорок имеющихся у Китая таких баз соответственно потребуют минимум в сорок раз больше такого оружия. Обзор всех подземных авиабаз НОАК Для определения наличия подземных ангаров были использованы следующие критерии: *Ангар должен быть под горой способной обеспечить размещение ангара; *Рулежные дорожки и где это применимо вспомогательные взлетно-посадочные полосы должны быть соответствующей ширины и качества поверхности чтобы осуществить соединение взлетно-посадочной полосы со входом в ангар; *Геометрия и размеры входа должны соответствовать известными подземным ангарам ВВС НОАК и должны соответствовать ширине рулежных дорожек; *Авиабаза должна быть размещена на известном аэродроме НОАК обладающим предшествующей историей и отражающим принятую практику конструкции и планировки; *Где это возможно используются подтверждающие снимки, такие как рассекреченные изображения KH-4; В большинстве случаев подземный ангар находится в пределах от 1 до 2 километров от взлетно-посадочной полосы. Некоторое количество аэродромов НОАК было построены на достаточном расстоянии от холма, горы или возвышенности необходимой для постройки подземного ангара, но на них отсутствуют рулежные дорожки связывающие их с взлетно-посадочной полосой. Эти базы были идентифицированы как базы не имеющие подземных ангаров. Такие базы могут быть оборудованы полноценными подземными ангарами в будущем. (В оригинале статьи идет обзор 40 авиабаз НОАК. Здесь приведены только две базы. все желающие могут подробно ознакомиться с полным обзором здесь) Авиабаза Yinchuan/Lanzhou MR Расположение Базы: 38°29'8.17«N / 106° 0'14.43»E Основная ВВП: 01/19 Основная ВВП Длина: 2770 метров Вспомогательная ВВП: 12/30 Вспомогательная ВВП Длина: 2000 метров Подразделение/ вооружение: 6-ая истребительная эскадрилья/140-й AR (Su-27SK/UBK) Yinchuan является типичной базой истребителей со вспомогательной взлетно-посадочной полосой. Система подземных ангаров оснащена четырьмя входами, два из которых 15 метров в ширину и два 22 метров в ширину. Скорее всего эта база изначально размещала J-6 и H-5. В центральной части построены двадцать четыре легких укрытия. Авиабаза Suzhou West/Nanjing MR Расположение Базы: 31°15'46.75«N /120°24'8.00»E Основная ВВП: 18/36 Основная ВВП: Длина: 2500 m Подразделение/ вооружение: Неизвестное подразделение/ 2хJ-6, 1хJ-7 AR Suzhou West бывшая база H-5 Beagle с двумя 22-и метровыми входами в подземный ангар к северо-востоку от взлетно-посадочной полосы. Выводы ВВС НОАК располагают около сорока подземными авиабазами, обеспечивающими уникальную и действительно превосходную возможность выдерживать масштабное воздушное нападение со стороны неприятеля, так как для уничтожения или даже временного вывода из строя этих баз потребуются значительные усилия и массовое применение высокоточных проникающих боеприпасов большой массы. Благодаря отсутствию возможности противника наблюдать за происходящим на этих объектах посредством орбитального, воздушного или наземного наблюдения данные объекты позволяют выполнять скрытную подготовку к боевым действиям, будь то во время конфликта или в период, непосредственно предшествующий конфликту. Ёмкость подземных укрытий составляет по крайней мере 1500 боевых самолетов. Возможно, даже больше, если размещать самолеты не только в основных внутренних туннелях. Эта ёмкость превышает общее количество современных боевых самолетов, находящихся в настоящее время на вооружении НОАК. В стратегическом плане инфраструктура подземных авиабаз ​​дает возможность НОАК противостоять массированному удару даже Соединенных Штатов и спасти свой флот боевых самолетов от уничтожения на земле. Это заставит любого противника, в том числе Соединенные Штаты, втянуться в затяжную воздушную войну на истощение для нанесения решающих потерь боевым самолетам НОАК. Впечатляющая живучесть подземной инфраструктуры авиабаз НОАК ​​не было главным соображением на продолжающихся дебатах в США о полезности, предназначении и даже замене тяжелых бомбардировщиков. Если же поражение подземной инфраструктуры авиабаз НОАК является частью предполагаемого предназначения этого будущего самолета, то ему необходимо иметь достаточную живучесть, необходимую для повторного проникновения в зону действия комплексных систем противовоздушной обороны с возможностью доставки тяжелых «землетрясущих бомб». Все меньшее, чем это приведет к долгой войне на истощение. В то время как подземная инфраструктура авиабаз ​​Китая вполне может считаться артефактом раннего периода холодной войны, она несомненно имеет надежное долгосрочное воздействие как один из бесценных национальных стратегических активов Китая. Из общего числа аэродромов с выявленными подземными ангарами один заброшен и надстроен, два по видимому законсервированы или не используются, оди НОАК, Ангар, Самолёт, Бомба, Аэродром

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 5)

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Уязвимость подземных авиабаз
Из всех имеющихся методов пассивной защиты аэродромов, подземные ангары являются наименее уязвимыми к воздействию обычного и ядерного оружия и следовательно являются наиболее привлекательным выбором в условиях широкого распространения во всем мире высокоточного оружия.


А при современном распространении орбитальных и воздушных средств разведки и наблюдения, скрытая оперативная подготовка самолетов предоставляемая подземными ангарами является гораздо более ценной, чем когда они были изначально построены.

Таким образом, современное «противо бункерное» оружие можно разделить на несколько классов с разной способностью проникновения, используя традиционные и более современные термобарические боевые части.



Бомбы малого калибра и бомбы стандартного проникновения были разработаны в первую очередь для поражения высоко защищенных укрытий для самолетов и других укрепленных структур, прежде всего построенных с использованием стали усиленных высоко прочным бетоном. Эти боеприпасы проникают на 1.8-3.6 метров железобетона в зависимости от прочности бетона и способа их доставки. Оружие таких размеров может размещаться на внешней подвеске или во внутренних отсеках истребителей.

Бомбы глубокого проникновения были разработаны в первую очередь для разрушения подземных бункеров и могут пробить до 5.5 метров железобетона или менее если бункер прикрыт ещё и грунтом или мягкими породами. Оружие таких размеров может размещаться на внешней подвеске тяжелых штурмовиков, таких как F-111, F-15E или Су или во внутренних отсеках тяжелых бомбардировщиков.

Бомбы большого калибра были разработаны в первую очередь для поражения глубоких подземных бункеров и представляют собой современные аналоги «землетрясущих бомб» 1940-х годов. Они могут быть размещены на тяжелых бомбардировщиках оснащенных специальными приспособлениями. Это оружие предназначено для вызывания высоко скоростной ударной волны в скале, которая приводит к разрушению бункеров, тоннелей и других глубоко спрятанных структур.

«Землетрясущие бомбы» прошлого и настоящего

Lancaster эскадрильи 617 Королевских ВВС сбрасывает Tallboy. Самолет имел многочисленные модификации для несения и прицеливания бомб Tallboy и Grand Slam.



Tallboy сразу после сброса.


Наземное обслуживание 12 000 фунтовой (5400 кг) бомбы Tallboy.


30 000 фунтовая (13600 кг) бомба GBU-57A/B, созданная для размещения на B-1B, B-2A и В-52Н.



GBU-57A/B сброшенная с B-52H.

Тактика воздушных ударов по аэродромам сегодня главным образом отражает модель операции Буря в пустыне, но с использованием современных самолетов и вооружения. На операции в Буря в пустыне коалиционные самолеты F-117A и F-111F сбрасывали бомбы GBU-24/27/BLU-109B на защищенные авиационные укрытия и GBU-10/Mk.84 на ВПП и рулежные дорожки, а Торнадо Королевских ВВС делали то же самое используя GBU-10/Mk.84 с лазерной подсветкой.

В современных конфликтах выбор платформы доставки падет на F-22A Raptor вооруженных проникающими боеприпасами GBU-39/B SDB и бомбардировщики B-2A Spirit вооруженных проникающими боеприпасами GBU-39/B SDB и/или глубоко проникающими GBU-31/B/BLU-116/B AUP, так как только эти типы самолетов имеют достаточную живучесть необходимую для многократно проникновения в зону действия современных средств ПВО.

Эти оружие и тактика позволят добиться некоторого эффекта при ударе по авиабазам оснащенных подземными ангарами, но не обеспечат высокую вероятность невосполнимых потерь.

В обычной крутой траекторией полета, эти типы бомб могут быть использованы для повреждения входов в ангары и в некоторых случаях привести к обрушению крыши или горы над входами в тоннели. Не существует никакой гарантии, что ими будет нанесен значительный ущерб самолетам и другим материальным средствам внутри ангара. Существуют не плохие шансы на то, что ангар начнет вновь функционировать практически в тот же день. Поврежденные взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки могут быть быстро восстановлены.

Способность этих боеприпасов пробить скалу в непосредственной близости от входа в ангар зависит не только от траектории боеприпаса, но и от механических характеристик породы. Южный и Восточный Китай, где расположено большинство подземных ангаров, имеет множество плотных магматических скал, многие из них с высокой вязкостью разрушения.

В случае, если программное обеспечение автопилота боеприпаса позволяет горизонтальную или очень пологую траекторию полета и размещение входа это позволяет, то оружие может быть запрограммировано на горизонтальное поражение входа в ангар и даже глубоко внутри ангара. Этот способ нападения, особенно если боеголовка имеет термобарический наполнитель, имеет гораздо больше шансов на успех, так как может вызвать крупно масштабный пожар способный уничтожить размещенную технику, в том числе самолеты, ГСМ и хранящиеся боеприпасы. В случае успеха такой атаки подземный ангар, скорее всего подлежит восстановлению, но это потребует проведения серьёзных восстановительных работ поскольку пожар уничтожит или серьезно повредит внутреннюю облицовку, установленное оборудование и инфраструктуру, оставляя при этом в полости ангара опасные отходы и неразорвавшиеся боеприпасы. В короткосрочных конфликтах высокой интенсивности этот способ нападения сделает цель непригодной для использования в течение конфликта.

Недостатком атак с «залетающими бомбами через переднюю дверь» является то, что во многих местах простое размещение насыпи или железобетонных препятствий перед входом в ангар будет препятствовать таким атакам. Этот метод является недейственным, когда вход в ангар находится в глубоком каньоне на склоне горы, но и такие места позволяет установку железобетонных плит или отражающих сеток на входе вызывающих детонацию боеприпаса за пределами основных взрывостойких ворот.

По крайней мере один подземный ангар в КНДР созданный по модели НОАК имеет блокирующие структуры перед входом в ангар.

Мнение о том, что НОАК будучи хорошо разбирающейся как в строительстве аэродромов так и их пассивной защиты, не будут применять такие простые и дешевые защитные меры для особо важных объектов не является реалистичным. Технология и дизайн методов отвода взрывной волны и отражающих сеток относительно зрелые и в пределах досягаемости китайских инженеров. Китай также имеет множество землеройных машин и опытных строителей.


«Конвенциональная» атака укрепленных структур сверху или по бокам. Этот пример показывает атаку скалы над входами в ангар. Смысл в том, чтобы разрушить тоннель сверху над входом.

Единственной надежной тактикой «быстрого поражения» подземных ангаров с высокой вероятностью является приченение ущерба вызыванием оседания полости пещеры, что сделает его полностью недееспособным. Это можно сделать используя противобункерные бомбы GBU-57A/B или аналогичный «землетрясущий „класс боеприпасов. Для этого в хорошо защищенном воздушном пространстве Восточного Китая потребуется использование смертоносных бомбардировщиков B-2A. На основании обширного опыта Королевских ВВС 1940-х годов использовавших “землетрясущие бомбы» Tallboy и Grand Slam для уничтожения подземных сооружений, для гарантированного уничтожения типичных подземных ангаров НОАК потребуется нескольких точных попаданий GBU-57/B.

Британский опыт использования Tallboy и Grand Slam показал, что несмотря на исключительную проникающую способность этого оружия, многие цели в необычно твердых породах или под бетонными крышами было сложно уничтожить, так как бомба не могла проникнуть в плотные материалы достаточно глубоко для достижения желаемого эффекта. Это будет проблемой и для нападения на подземные ангары расположенные в горе из магматических пород, таких как граниты, базальты, диориты и серпантины. Такие породы значительно ограничивают глубину проникновения по сравнению с осадочными породами.

Удачной тактикой используемой британцами было «положить» бомбу в мягкие материалы рядом с целью, так что шоковый эффект поражал цель с боков или снизу где цель была в меньшей степени способна поглощать нагрузку и как результат обрушалась.

Изучение подземных ангаров НОАК показывает, что поперечное сечение тоннеля имеет форму взвешенный цепной арки предназначенной, как и в конструкции мостов и других сооружений с использованием арок для передачи сжимающей нагрузки от веса пород от верхней части свода к нижним сторонам тоннеля. Сжимающие ударные нагрузки от взрыва обычных бомб или даже воздушного ядерного взрыва будут трансформированы изгибом свода в горизонтальные сжимающие нагрузки в скале.

Слабостью этой конструкции является то, что в результате сжимающих усилий на нижнюю часть стен туннеля образуется растягивающая нагрузка в полу тоннеля.

Атака бомбой GBU-57A направленная на площадку перед каждым входом в тоннель создаст большой ударный импульс направленный на поднятие пола тоннеля и тем самым увеличивая нагрузку на растяжение пола тоннеля. В то время как железобетон имеет некоторую прочность к растягивающим нагрузкам, скалистая порода обычно не способна устоять перед такой нагрузкой и особенно если нагрузка циклическая или повторяющаяся. Следовательно такая атака имеет возможность разрушить тоннель снизу взорвав пол. Даже не большой уровень повреждений будет представлять трудности в дальнейшей эксплуатации тоннеля, как минимум нарушая движение самолетов.


Подход «Wallis» к атаке укрепленных структур снизу и сбоку. Этот пример показывает атаку площадки перед входом в ангар. Смысл в том, чтобы обрушить тоннель на входе или снизу.



Оружие против высокоточных крылатых ракет, такое как это LD-2000 30 мм Gatling SPAAG (см. выше) может существенно осложнить поражения аэродромов НОАК оборудованных подземными ангарами уничтожая высокоточные боеприпасы на подлете к цели. LD-2000 является производной от Type 730 CIWS (см. ниже), китайской копии Thales Nederland Goalkeeper с семи ствольной пушкой Type 730B копии General Electric GAU-8 Avenger 30х173 мм используемой на штурмовике в A-10 Warthog.



Российская система Купол 9K332 Тор M2E/SA-15D Gauntlet была специально разработана качестве конкурента KBP 96K6 Панцирь S1E/SA-22 SPAAGM, чтобы противостоять насыщенным нападениям высокоточными боеприпасами на важнейшие объекты инфраструктуры. На вооружении НОАк находятся менее продвинутые 9K331M1 Тор М1 SAM.


Высокая разрушительная способность больших боеприпасов, таких как GBU-57A/B MOP легко оправдывают использование ЗРК, таких как HQ-12 или HQ-9 для перехвата высокоточного оружия. Слева: HQ-12/KS-1A TELS и радар H-200; справа: HQ-9 TEL и радар HT-233.

Активная оборона аэродромов НОАК представляет собой хорошо отработанную систему использующую зенитную артиллерию, самоходные зенитно-артиллерийские установки и ЗРК. Батареи HQ-7 и HQ-6D/HQ-64 расположены в непосредственной близости от аэродромов. Их задачей является отражение атак низко летящих самолетов и крылатых ракет. Так как в этом вопросе НОАК полностью следует российской модели включая развертывание самоходных зенитно-артиллерийских установок и ЗРК для борьбы с высокоточным оружием, то даже наличие одной батареи такого оружия на каждом аэродроме существенно усложнит поражение авиабазы оборудованной подземными ангарами.

Важно отметить, что высокоточное оружие большого калибра, такое как GBU-57A/B MOP само по себе является настолько ценным и разрушительным чтобы оправдать капиталовложения в систему ПВО способную перехватить такие боеприпасы как можно раньше после их сброса/ запуска. ЗРК HQ-12, HQ-9, S-300PMU/PMU1/PMU2 кинематически способны справиться с такой целью, а стоимость двух или более расходуемых ракет легко окупается, учитывая ущерб способный нанести противобункерной бомбой.

Пассивные меры защиты подземных ангаров, кроме использования дополнительных блокирующих структур и отражающих сеток на входах, включают в себя простое добавление дополнительных входов в ангар и доступов в тоннели. Большинство подземных ангаров ВВС НОАК используют только два входа. Удвоение количества входов и доступов в тоннели удваивает необходимые усилия для вывода из строя этих объектов. Такое применение дублирования по закону Lusser, имеет дополнительное преимущество дальнейшего увеличения внутреннего потенциала ангара, а выработанная порода может быть использована для дальнейшего усиления мер пассивной защиты в другом месте аэродрома.

С прагматической точки зрения, сеть подземных авиабаз НОАК представляет собой настоящий вызов противнику не обладающему большим флотом малозаметных тяжелых бомбардировщиков и очень надежным арсеналом из сотен противо бункерных бомб GBU-57A/B отведенных для этой цели. Как таковые, эти подземные аэродромы являются чрезвычайно важным стратегическим активом, не имеют себе равных в глобальном масштабе, так как в настоящее время они делают быстрый массированный «нокаутирующий удар» по аэродромам НОАК оперативно невозможным даже для Соединенных Штатов.


Сколько усилий потребуется, чтобы вывести из строя типичную авиабазу НОАК ​​оснащенную подземным ангаром? Эта схема представляет собой гипотетическую модель атаки такой ​​базы при условии использования GBU-39/B и GBU-57A/B MOP. Таким образом необходимо не менее 51 малокалиберных авиационных бомб для поражения ключевых объектов авиабазы и двух сверх тяжелых GBU-57A/B MOP для поражения подземного ангара. В то время как GBU-57A/B MOP требует использования бомбардировщика B-2A, малокалиберные бомбы могут быть доставлены B-2A и F-22A. Потребуется не менее семи вылетов F-22A для доставки необходимого количества бомб. Сорок имеющихся у Китая таких баз соответственно потребуют минимум в сорок раз больше такого оружия.



Обзор всех подземных авиабаз НОАК
Для определения наличия подземных ангаров были использованы следующие критерии:
*Ангар должен быть под горой способной обеспечить размещение ангара;
*Рулежные дорожки и где это применимо вспомогательные взлетно-посадочные полосы должны быть соответствующей ширины и качества поверхности чтобы осуществить соединение взлетно-посадочной полосы со входом в ангар;
*Геометрия и размеры входа должны соответствовать известными подземным ангарам ВВС НОАК и должны соответствовать ширине рулежных дорожек;
*Авиабаза должна быть размещена на известном аэродроме НОАК обладающим предшествующей историей и отражающим принятую практику конструкции и планировки;
*Где это возможно используются подтверждающие снимки, такие как рассекреченные изображения KH-4;

В большинстве случаев подземный ангар находится в пределах от 1 до 2 километров от взлетно-посадочной полосы.

Некоторое количество аэродромов НОАК было построены на достаточном расстоянии от холма, горы или возвышенности необходимой для постройки подземного ангара, но на них отсутствуют рулежные дорожки связывающие их с взлетно-посадочной полосой. Эти базы были идентифицированы как базы не имеющие подземных ангаров. Такие базы могут быть оборудованы полноценными подземными ангарами в будущем.

(В оригинале статьи идет обзор 40 авиабаз НОАК. Здесь приведены только две базы. все желающие могут подробно ознакомиться с полным обзором здесь)

Авиабаза Yinchuan/Lanzhou MR
Расположение Базы: 38°29'8.17«N / 106° 0'14.43»E
Основная ВВП: 01/19
Основная ВВП Длина: 2770 метров
Вспомогательная ВВП: 12/30
Вспомогательная ВВП Длина: 2000 метров
Подразделение/ вооружение: 6-ая истребительная эскадрилья/140-й AR (Su-27SK/UBK)





Yinchuan является типичной базой истребителей со вспомогательной взлетно-посадочной полосой. Система подземных ангаров оснащена четырьмя входами, два из которых 15 метров в ширину и два 22 метров в ширину. Скорее всего эта база изначально размещала J-6 и H-5. В центральной части построены двадцать четыре легких укрытия.

Авиабаза Suzhou West/Nanjing MR
Расположение Базы: 31°15'46.75«N /120°24'8.00»E
Основная ВВП: 18/36
Основная ВВП: Длина: 2500 m
Подразделение/ вооружение: Неизвестное подразделение/ 2хJ-6, 1хJ-7 AR





Suzhou West бывшая база H-5 Beagle с двумя 22-и метровыми входами в подземный ангар к северо-востоку от взлетно-посадочной полосы.



Выводы
ВВС НОАК располагают около сорока подземными авиабазами, обеспечивающими уникальную и действительно превосходную возможность выдерживать масштабное воздушное нападение со стороны неприятеля, так как для уничтожения или даже временного вывода из строя этих баз потребуются значительные усилия и массовое применение высокоточных проникающих боеприпасов большой массы.

Благодаря отсутствию возможности противника наблюдать за происходящим на этих объектах посредством орбитального, воздушного или наземного наблюдения данные объекты позволяют выполнять скрытную подготовку к боевым действиям, будь то во время конфликта или в период, непосредственно предшествующий конфликту.

Ёмкость подземных укрытий составляет по крайней мере 1500 боевых самолетов. Возможно, даже больше, если размещать самолеты не только в основных внутренних туннелях. Эта ёмкость превышает общее количество современных боевых самолетов, находящихся в настоящее время на вооружении НОАК.

В стратегическом плане инфраструктура подземных авиабаз ​​дает возможность НОАК противостоять массированному удару даже Соединенных Штатов и спасти свой флот боевых самолетов от уничтожения на земле. Это заставит любого противника, в том числе Соединенные Штаты, втянуться в затяжную воздушную войну на истощение для нанесения решающих потерь боевым самолетам НОАК.

Впечатляющая живучесть подземной инфраструктуры авиабаз НОАК ​​не было главным соображением на продолжающихся дебатах в США о полезности, предназначении и даже замене тяжелых бомбардировщиков. Если же поражение подземной инфраструктуры авиабаз НОАК является частью предполагаемого предназначения этого будущего самолета, то ему необходимо иметь достаточную живучесть, необходимую для повторного проникновения в зону действия комплексных систем противовоздушной обороны с возможностью доставки тяжелых «землетрясущих бомб». Все меньшее, чем это приведет к долгой войне на истощение.

В то время как подземная инфраструктура авиабаз ​​Китая вполне может считаться артефактом раннего периода холодной войны, она несомненно имеет надежное долгосрочное воздействие как один из бесценных национальных стратегических активов Китая.

Из общего числа аэродромов с выявленными подземными ангарами один заброшен и надстроен, два по видимому законсервированы или не используются, оди

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 3)
Часть 1 Часть 2 Стратегия проектирования, конструкция и вместимость подземных авиабаз НОАК Исследование более 200 китайских аэродромов военного, гражданского и двойного использования показывает дисциплинированный и высоко стандартизированный подход к строительству аэродромов.


  • НОАК,
  • Ангар,
  • Самолёт,
  • Бомба,
  • Аэродром
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: