Подводная лодка К. А. Шильдера

В 1834 г.

российский военный инженер генерал-адъютант К. А. Шильдер (1785 — 1854 гг.) создал субмарину водоизмещением 16 тонн. Строительство подводной лодки проходило на верфи Александровского литейного завода (сейчас — НПО «Пролетарский завод»). Этот корабль считается пионером подводного флота России.

Корпус выдерживал погружение на глубину чуть больше 10 метров. Прочность подводной лодки достигалась его устройством и набором ее компонентов, а также внешней обшивкой из котельного железа толщиной 5 мм, которая соединялась методом клепки.



Характеристики подводной лодки

Корпус ПЛ внешне выглядел как эллипсоидное тело, чуть приплюснутое с боков, габаритами 6 х 1,5 х 1,8 метров. Водоизмещение субмарины — 16,4 т; дальность погружения на глубину составляла 12 м. Экипаж ПЛ — 13 моряков. Лодка начинала движение с началом работы гребцов, которые работали двумя парами приспособлений для гребли, получивших название «утиная лапа». При поступательном движении вперед гребки складывались, а при обратном движении раскрывались, образовывая упор. Каждое такое приспособление приводилось в движение раскачиванием кронштейна привода из внутренней полости подводной лодки.

Конструктивно кронштейны приводов были изготовлены таким образом, чтобы не только позволять ПЛ двигаться поступательно, но также и проводить ее подъем и спуск.

Всплытие и погружение ПЛ

Система подъема и спуска лодки состояла из водяной балластной цистерны и двух якорей, каждый массой около 1300 кг. Входными люками были оборудованы цилиндрические башни высотой около 1 м. Новинкой принято считать «оптическую» трубу – прототип нынешнего перископа, которую изобретатель изготовил, применив концепцию «горизонтоскопа» М.В.Ломоносова. Обзор морской поверхности осуществлялся именно с помощью этой «оптической» трубы.

ПЛ могла стоять неподвижно в погруженном состоянии при выброшенных якорях. Планируемая в проекте скорость была небольшой — чуть больше 2 км.\ч, реальная на динамических испытаниях составила 0,7 км\ч. Для движения по поверхности моря была подготовлена съемная мачта с парусом. Для более продолжительных переходов предусматривалась интеграция ПЛ в своеобразный плавучий транспорт с использованием паровой машины в качестве двигателя.

Эта ПЛ была оснащена электроминой, а также примитивными ракетными снарядами, пуск которых проводился с двух трехтрубных установок, установленных на каждом борту. Это боевое плавучее средство могло стрелять ракетными залпами из всех позиций.



Морские испытания

ПЛ конструкции Шильдера с командой из 8 человек ( старший — мичман Шмелев) 29 августа 1834 г. провела тест на динамические характеристики лодки. Субмарина делала маневры в подводном состоянии, проводила плановые остановки. Конструктор получил дополнительные ассигнования для проектирования нового подводного судна.


Вторая подлодка Шильдера

Вторая подлодка Шильдера получилась несколько меньшими габаритами. Это было железное судно, имеющее цилиндрическую форму с заостренным носом, который завершался удлиненным бушпритом, куда вставлялся встроенный гарпун с миной. Принцип действия был следующий, подходя к кораблю, лодка пробивала бушпритом борт корабля и, оставляя внутри корабля минный механизм, отходила на безопасное расстояние. После этого с помощью электрозапала проводился подрыв боеприпаса, электроэнергия поступала к боеприпасу по проводам от бортовых аккумуляторов лодки. Вооружение ПЛ, кроме минного заряда, состояло из 6 ракетных ПУ в виде трубок. ПЛ могла совершать залпы ракетными ПУ и любого положения, как надводной, так и с подводной позиции. Морское тестирование второго проекта ПЛ Шильдера состоялись 24 июля 1838 г на рейде т. Кронштадта, которое ознаменовалось подрывом макета судна. Главной проблемой субмарины Шильдера оставалась невысокая скорость движения в водной среде — всего 0,3 узла (600 метров в час). Двигатель лодки, основанный на работе человеческих мышц, не мог развить большую скорость. Требовалось применение на ПЛ более мощных двигателей. За период 6-летних тестов субмарины Шильдера была проделана хорошая работа по использованию ПЛ артиллетийских ракетных систем и минированию водного транспорта.



Третья подлодка Шильдера

Результатом этих проведенных испытаний послужило также выделение средств государством на продолжение проведения испытаний. Как итог, появилась третья ПЛ, на которой испытывался «водогон» Саблукова — водометный движитель приводом от ручного гидравлического насоса. При этом скорость движения подлодки в водной среде также была невысокой

Другие изобретения К.А. Шильдера

К.А. Шильдер первым среди конструкторов рассмотрел возможность применения в субмарине движения корабля с помощью электричества. Эта идея появилась у конструктора после опытов Б. С. Якоби с электромагнитным катером на Неве в 1838 г. Свои доводы К.А. Шильдер изложил в письме к военному министру Российской империи.

С учетом небольшого расстояния до цели, К.А. Шильдер изобрел особенное плавательное средство в виде понтона, вооруженное, способное к доставке к скоплению кораблей противника. По чертежам К.А. Шильдера, российское военное ведомство изготовило 2 «полуподводных» корабля с паровыми двигателями, которые имели на своем борту ракетное оружие и артиллерию. Один из них, изготовленный из железа, способен подходить к мишеням со скоростью 5 — 6 узлов, выставив на водную поверхность только дымовую трубу.

Заключение

Интересен тот факт, что К.А. Шильдер первым разработал тактику применения субмарин в оборонных действиях крепостей в приморских районах, в т. ч. использование с понтонами и «полуподводными» кораблями.

Для изучения всех новаций и рацпредложений, а также изобретений К.А. Шильдера в военном и морском деле в 1840 г. был организован «Комитет подводных лодок» из числа сотрудников инженерного и военно-морского ведомства Российской империи.

По материалам сайта Военное обозрение.

Сверхмалые подводные лодки типа «А» (Япония)
В годы Второй мировой войны Япония имела один из самых мощных военных флотов в мире.

Атомная подводная лодка К-266 "Орел": история службы
Атомная подводная лодка К-266 «Орел» проекта 949А «Антей» была принята в состав Северного флота 5 февраля 1993 года.

"Дельфин", "Сом" и "Форель": история первых "потаенных судов" России
МОСКВА, 18 марта.


  • Шильдер,
  • Лодка,
  • Движение,
  • Корабль,
  • Скорость
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: