«Змея» вместо «Молнии»? Модернизация F-16

Сколько можно модернизировать старую технику? У американцев уже есть самолеты пятого поколения, а когда в войска пойдет российский? Такие и подобные им вопросы регулярно возникают в комментариях к новостям об отечественном поколении «4++».

Тем не менее, и вышеупомянутые американцы вынуждены модернизировать старые самолеты, дабы они соответствовали современным требованиям. Свой, как они утверждают, революционно новый и уникальный, самолет F-22 Raptor США создавали очень долго и, наверное, даже пожалели – в итоге программа обошлась в такие суммы, что от первоначального плана в 750 машин со временем осталось всего две сотни. А вот «каменный цветок» под названием F-35 Lightning II («Молния-2») пока не выходит. Вот и приходится американским конструкторам в срочном порядке создавать комплекты оборудования, позволяющие в достаточной мере улучшить характеристики старых самолетов, чье четвертое поколение уже можно считать устаревшим.



Первым «бюджетным» решением проблемы стал самолет Boeing F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). Набор новой аппаратуры позволяет значительно поднять боевые качества исходного F-15E без особых изменений в конструкции. Опытный образец «Бесшумного орла» был представлен еще в 2009-м, а в следующем году начались его испытания. C тех пор особых новостей по поводу модернизации F-15 не появлялось, зато была масса предположений на тему, кому именно может понадобиться его новая модификация. Пока парни из «Боинга» проводят очередной испытательный полет F-15SE и ищут потенциальных заказчиков, Lockheed Martin начинают свои работы в том же направлении.

В середине февраля на авиасалоне Singapore Airshow вице-президент «Локхида» Дж. Стэндридж объявил о начале создания новой модификации истребителя F-16, получившей индекс F-16V и прозвище Viper – змея. Это решение было вызвано желанием множества заказчиков иметь современный самолет, который не обязательно было бы строить заново, ведь переоборудование имеющихся истребителей до новой модификации обойдется гораздо дешевле, чем закупка новых. Кроме того, Стэндридж называет F-16V «переходным звеном» между четвертым и пятым поколением. Имея ряд признаков и того, и другого, «Вайпер» сможет в некотором роде помочь стране-эксплуатанту старых модификаций F-16 построить и отработать инфраструктуру, необходимую для использования истребителей пятого поколения. И, судя по регулярным срывам сроков создания F-35 (между прочим, проект все того же Lockheed Martin), F-16V может иметь успех среди заказчиков. К тому же пресловутый F-35, как ожидается, будет иметь куда большую стоимость нежели F-16V, переоборудованный или построенный заново.



Обеспечивать интерес покупателей к новому старому самолету должна почти полностью обновленная авионика. Главным нововведением станет радиолокационная станция с активной фазированной решеткой. Конкретный ее тип пока не назывался – еще идет конкурс, в котором участвуют Northrop Grumman и Raytheon с проектами SABR и RACR соответственно. Одновременно с продвижением своих проектов в качестве БРЛС для «Вайпера», «Нортроп» и «Рейтеон» пытаются заинтересовать своими станциями Тайвань и Южную Корею. Вероятно, та РЛС, которая сможет заинтересовать эти азиатские страны, сможет в итоге войти в состав комплекта обновления самолетов F-16. Вполне возможно и такое развитие событий, при котором Тайвань или Корея станут одними из первых зарубежных покупателей Viper. Как говорят в Lockheed Martin, полдесятка зарубежных эксплуатантов уже выказали свою готовность, как минимум, рассмотреть возможность модернизации своих F-16 до модификации «Вайпер».

Компания «Локхид Мартин» намерена предлагать Viper не только на экспорт. Начальник штаба американских ВВС генерал Н. Шварц не так давно в очередной раз подтвердил намерения военных продлить сроки эксплуатации имеющихся F-15 и F-16. Основная причина этого решения – проблемы с заменой для старых, но доведенных до ума самолетов. F-22, который по первоначальной задумке должен был прийти на смену F-15, оказался слишком дорогим, а F-35 – замена для F16 – пока что остается довольно дальней перспективой, причем не менее дорогой. Единственный выход из сложившейся ситуации, кроме попыток удешевить новые самолеты, кроется в модернизации существующих самолетов до приемлемого уровня. На данный момент, по подсчетам аналитиков из USAF, требуется переоснастить около трех сотен F-15 и F-16. И, как оказалось, проектов таких модернизаций не так уж и много – «Сайлент Игл» и «Вайпер». К тому же, первый все еще находится на стадии испытаний, а о втором только-только объявили. В общем, командованию ВВС США нужно срочно решать, что им нужно и какую сумму за это они готовы выложить.



Тем временем, Lockheed Martin обещает уже к концу этого года сделать опытный образец F-16V. Подобная торопливость фирмы вполне объяснима: проект обновления F-16 сулит очень хорошую прибыль, ведь этих самолетов было выпущено более четырех с половиной тысяч и поставлялись они в 26 стран. Скорейший выход «Вайпера» на рынок сможет позволить Штатам не только обновить собственный парк самолетов, но и удержать свою долю в мировых продажах истребителей и не позволить российским самолетам поколений «4+» и «4++» отобрать у них еще несколько процентов экспорта.

По материалам сайта Военное обозрение.

ВВС США выделят 2 млрд долларов на модернизацию F-16
ВВС США готовы выделить почти два миллиарда долларов на модернизацию бортовой электроники первых 300 из более чем тысячи стоящих на вооружении истребителей F-16 Fighting Falcon.

ВВС США отказались от программы модернизации F-16
Как сообщает газета «Defense News» со ссылкой сразу на «несколько источников», ВВС США приняли решение отказаться по финансовым соображениям от программы CAPES (Combat Avionics Programmed Extension Suite) — «большой» модернизации 300 истребителей Lockheed Martin F-16C/D серий Block 40, 42, 50 и 52.

США подарят Индонезии вторую эскадрилью истребителей F-16
Власти США предложили Индонезии вторую партию истребителей F-16 Fighting Falcon, которые, в случае согласия Джакарты, будут поставлены стране безвозмездно.

Пакистан не исключил покупки российских самолетов вместо F-16
Власти Пакистана рассматривают возможность покупки российских и китайских истребителей вместо приобретения партии американских F-16, сообщает газета Financial Times со ссылкой на высокопоставленного чиновника в пакистанском МИД.


  • Самолёт,
  • Модернизация,
  • Модификация,
  • Истребитель,
  • Заказчик
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: