В небе полковник Федотов

Август-2008

Позицию с югоосетинской стороны Рокского тоннеля грузинские артиллеристы заблаговременно подготовили на плоской вершине хребта с превышением над трассой в шестьсот метров.


В месте, где колонна техники вытягивается в ниточку на узкой дороге. Если сразу поразить головную и замыкающую машины, дальше можно, как в тире, спокойно расстреливать всю колонну…

С трассы позиция на фоне неба практически не видна. Линию окопов подготовили за два-три месяца до боевых действий по всем правилам фортификации. На позиции находились до сорока грузинских военнослужащих. А войска 58-й армии уже прошли Рокский тоннель и двигались к Цхинвалу. С полудня 8 августа начались потери...

Шестёрке вертолётов Ми-8 полковника Евгения Федотова поставили задачу – высадить на позицию противника группы спецназа. Информации не хватало, и всё же переданные разведчиками координаты оказались верными. Три группы десантировались успешно. Остальные вертолёты попали под такое огневое воздействие противника, что во избежание потерь пришлось отойти. Впрочем, тридцати спецназовцев для захвата позиции оказалось достаточно… Среди трофеев – два артиллерийских орудия, крупнокалиберные пулемёты, большое количество другого стрелкового оружия и боеприпасов, тягач, дизель-генераторы. Таким был первый боевой эпизод горячего августа 2008 года.

Тогда впервые после Великой Отечественной войны пришлось иметь дело не с партизанскими формированиями, а с регулярной армией. И реально пересекать линию фронта с противодействием системы ПВО (раньше лётчики представляли это лишь по учебникам).

Евгений Михайлович рассказывает:
– Ночью 8 августа 2008 года полк был поднят по тревоге. С рассветом перебазировались в Северную Осетию, на аэродром Беслан, для участия в операции по принуждению Грузии к миру. И сразу же начались боевые вылеты. Работали практически до вывода войск. И если в 1994 году я отметил, что это уже не Афганистан, то в 2008-м это была уже не Чечня. Нам противостояла регулярная армия, обученная иностранными инструкторами, с системой ПВО, которая в течение двух дней уничтожила шесть наших самолётов. И всё же в моём полку потерь не было. Вовремя вспомнили, что у нас есть авиационное ракетное оружие, самолёты и вертолёты РЭБ, которые могут подавлять средства ПВО противника…

С 9 августа девятнадцать вертолётов и экипажей полковника Федотова базировались на территории Южной Осетии. Площадка Джава – очень сложная для выполнения полётов с максимальной загрузкой – создавала проблемы даже опытным экипажам. Это высокогорье, достаточно ограниченное пространство, неровная поверхность, линия высоковольтной передачи да температура до плюс тридцати градусов. А работы хватало. Эвакуировали раненых. Высаживали разведгруппы в глубоком тылу противника. Даже в пригороде Тбилиси, в 30 км за линией фронта, утром 12 августа (и потом забрали три эти группы после объявления перемирия). Одновременно частью сил полк выполнял задачи в Чеченской Республике…

За героизм, мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, указом Президента РФ в феврале 2010 года полковник Евгений Федотов был удостоен звания Героя России. Впрочем, к этой вершине он шёл всю сознательную жизнь.

Афганистан

В 1985 году лейтенант Федотов окончил Саратовское высшее военное училище лётчиков и попал в Центральную группу войск в Чехословакии. Однако уже через четыре месяца вместе с другими лётчиками частей ЦГВ его направили в состав Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

Евгений Михайлович вспоминает:
– Из частей ЦГВ сформировали эскадрилью – 35 экипажей. Дело добровольное, с каждым беседовали – на моей памяти ни одного отказа не было. Нас хорошо подготовили к выполнению интернационального долга морально-психологически. Многие ещё в училище соответствующие рапорты подавали. Эффективно работала система военно-патриотического воспитания и преемственности. Со мной в «афганскую» эскадрилью ушли 18 однокурсников…
В течение месяца проходили подготовку: отрабатывали взлёт и посадку, полёты в горно-пустынной местности. Уже прошедшие Афганистан инструкторы обучали хаотичному, с внезапными изменениями направления полёту, напоминающему траекторию полёта летучей мыши, чтобы по вертолёту труднее было прицелиться… Мог ли тогда предположить Евгений Федотов, что на верном Ми-24 придётся участвовать во всех вооружённых конфликтах на протяжении четверти века?!

А потом были горячие объятия Кандагара. По соседству – горный район на границе с Пакистаном и пустыня Эль-Регистан. Летал лётчиком-оператором.
Ми-24 защищён лучше, чем Ми-8, и всё же самым страшным для лётчика в Афганистане было попадание в вертолёт зенитной ракеты, сопровождающееся стремительным развитием пожара и обильными ранениями экипажа. Американские «Стингеры» моджахеды начали активно применять как раз с 1985 года. Тактику армейской авиации пришлось менять. Если от предыдущей модели американского ПЗРК спасала большая высота (ракета туда просто не долетала), то «Стингер» доставал практически на всех высотах.

Задачи – от доставки грузов и эвакуации раненых до ночного самостоятельного поиска. С 20.00 до 8.00 действовал комендантский час, и любая обнаруженная цель уничтожалась.

– За год я получил богатейший опыт пусков управляемых ракет в любых условиях, в том числе и ночью, хотя это было сопряжено с достаточными трудностями, потому что прицел не адаптирован под ночные пуски. Управляемые ракеты наводятся вручную – оператор удерживает перекрестие на цели, ракета идёт по лучу, – вспоминает Евгений Михайлович.

Когда познакомились со спецназовцами, взяли у них несколько биноклей ночного видения. Бинокль командира крепился на самодельном кронштейне, у лётчика-оператора висел на шее. Так вертолёт становился более эффективным в ночной темноте…

С больших высот цели накрывали неуправляемыми ракетами, залп которых оставлял овал выжженной земли вне зависимости от того, что там находилось раньше. Решали задачи огневой поддержки в составе малых и больших групп. За участие в крупной войсковой операции северо-западнее Кандагара (с высадкой десанта, применением штурмовой и истребительной авиации) старший лейтенант Евгений Федотов был награждён орденом Красной Звезды.
В 80-е годы прошлого века армейскую авиацию реорганизовали, появились новые вертолётные полки, в том числе и в Афганистане. Первые годы афганской войны показали незаменимость вертолёта и как средства огневой поддержки, и как транспорта для доставки грузов на труднодоступные высокогорные площадки…

В августе 1987 года Евгений Федотов вместе со своей эскадрильей вернулся в Советский Союз. Четыре года прослужил в Германии. А в 1991-м полк вывели в Казахстан. Два года летал командиром экипажа. Странное то было время, офицеры по полгода не видели денег, однако служили. При этом в 1991 году в полк пришли 105 лейтенантов… После развала Советского Союза начался отток лётного состава в бывшие союзные республики, все потянулись ближе к дому.

Северный Кавказ

Когда в 1992 году первый полк армейской авиации сел в родном Краснодарском крае, Евгений Федотов взял отпуск и тоже нашёл себе место поближе к родному дому. За восемь лет службы в Кореновском полку вырос от командира звена до заместителя командира части. Потом были два года службы во Владикавказе.

Участвовал во всех кавказских кампаниях. В 1993-м – Абхазия. Конец 1994-го – Чечня. В 1996-м закончили, а в 1999-м снова полыхнуло… Первый боевой вылет в Чечню состоялся 13 декабря 1994 года, одновременно с вводом туда войск. Работали по колонне чеченских танков.

Евгений Михайлович рассказывает:
– По колонне танков мы работали парой, и я шестым в этот день сел на вынужденную, потому что весь комплект лопастей был прострелен, началась сильная тряска. Могло вырвать отсеки лопастей, произошла бы резкая разбалансировка вертолёта с беспорядочным разваливанием винта… На первоначальном этапе боевики были хорошо организованы и подготовлены. Располагали авиацией: чешскими учебными самолётами L-29, L-39 с вооружением. На Кавказе вновь изменилась тактика армейской авиации. Если раньше летали звеньями, по четыре, то здесь перешли на пары. Хотя афганский опыт, конечно, пригодился...

За боевые действия в Чечне Евгений Федотов был награждён орденом Мужества. В 2004 году принял вертолётный полк в Будённовске.

О будущем

С 2010-го полковник Евгений Федотов руководит отделом боевой подготовки и боевого применения армейской авиации объединения ВВС и ПВО Западного военного округа. Современное состояние войск характеризуется огромным количеством учений с привлечением разнородных видов Вооружённых Сил. И, как правило, всегда применяется армейская авиация. Ежегодно проводятся крупные учения («Восток-2010», «Центр-2011»), и для авиации это всегда серьёзная проверка. В ходе учений вертолёты армейской авиации «маленькими шагами» перелетают с запада на восток через всю страну...

Вот и начало 2012 года ознаменовано высоким напряжением боевой учёбы. В начале февраля армейская авиация объединения ВВС и ПВО обеспечивает учение частей ВДВ на полигоне под Рязанью. Разнообразие мероприятий боевой подготовки предполагает свои особенности и тонкости подготовки профессиональной.

В подчинённых частях армейской авиации – более тридцати лейтенантов-выпускников 2011 года, нуждающихся в особом внимании. Требование главнокомандующего ВВС – обеспечить налёт не менее 100 часов каждому молодому офицеру. Задача сложная, однако выполнимая (проверено с выпускниками 2010 года). В своё время и лейтенант Евгений Федотов «становился на крыло» (кстати, налёт в военных вузах тогда был выше в два-три раза нынешних 100 часов), трудности и проблемы молодых лётчиков ему близки и понятны.

Соответствует ли система подготовки лётчиков угрозам, обозначенным локальными конфликтами минувших десятилетий? Опыт службы свидетельствует, что каждый новый вооружённый конфликт становится всё технологичнее и ожесточённее. Чечня – уже не Афганистан, Южная Осетия – уже не Чечня, и, вероятно, дальше – больше… Этот опыт в войсках учитывается. Вся подготовка лётчиков направлена на выполнение боевых задач. В какой-то период времени авиация «присела» из-за дефицита топлива и техники. Сегодня идёт интенсивное наращивание опыта наиболее сложных видов лётной подготовки. Возрождается воздушный бой армейской авиации с обусловленным манёвром на вертолётах (подготовка к уничтожению вертолётов противника в воздухе). Отрабатывается пилотаж в составе пары. Помогает центр боевой подготовки в Торжке, где этот вид лётной подготовки не утрачен (пилотажная группа «Беркуты»).

Для поддержания и восстановления навыков в 2012 году на базе Мончегорской авиагруппы намечена горная подготовка экипажей вертолётов. Полярный день долог, планируется «охватить» все части армейской авиации.

Техническое состояние вертолётов позволяет выдерживать жёсткий ритм боевой подготовки. Уже три года эксплуатируются новые Ми-24 ПН в авиационной группе Прибылово. Авиационная база Левашово получила одну эскадрилью новых машин Ми-8 НТВ5. Эти ночные вертолёты с использованием тепловизионных систем успели хорошо зарекомендовать себя в вооружённых конфликтах, в том числе в Южной Осетии. Техническое развитие и обновление продолжаются.

Если в лучшие годы в стране и в группах войск за рубежом насчитывалось до шестидесяти вертолётных полков, то сегодня в стране семь авиабаз армейской авиации. До 2016 года ожидается большое развитие, создание бригад армейской авиации (со всеми типами вертолётов – разведывательных, боевых, ударных и транспортных), которые будут обеспечивать Воздушно-десантные и Сухопутные войска.

Полковник Евгений Федотов размышляет:
– С учётом возможностей современных, близких к совершенству средств ПВО противопоставить противнику можно только полёты на «преступно малых» высотах. Если раньше в горы летали на больших высотах, то интенсивным применением ПЗРК армейскую авиацию «прижали к земле» ещё в Чечне. Пассивные и активные помехи, которые может поставить вертолёт, уже не работают, как прежде… Тактику необходимо менять. Не надо забывать и югославский опыт. Хвалёные «стелсы» сбивались старыми советскими системами ПВО. На фоне желания некоторых наших соседей вступить в ряды НАТО и перевооружиться по стандартам этого блока надо уметь использовать и высокотехнологичные, и «дедовские» методы. Следует садиться за учебники и искать варианты противодействия в ТТХ оружия вероятного противника… Возвращаясь к событиям августа 2008 года, отмечу: американские инструкторы поставили систему управления грузинскими войсками на достаточно высокий уровень. Машины боевого управления (на базе «хаммера») были оборудованы космической связью, высокоскоростным Интернетом, системой связи едва ли не с каждым солдатом. У каждого была переносная радиостанция, по которой должностные лица от командира батальона и выше могли любому солдату непосредственно уточнить задачу на поле боя. То есть подобием системы ЕСУ ТЗ в августе 2008-го Грузия уже располагала, и вряд ли на этом рубеже произошла технологическая остановка...

Обожжённые огнём мысли боевого офицера о будущем армейской авиации имеют особую ценность. России ещё не раз остро потребуются подготовленные лётчики, способные мастерски решать самые сложные задачи.

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

В небе Камчатки
Чем больше керосина, тем лучше погода!!! Ещё пять-семь лет назад такую шутку военных лётчиков можно было услышать, пожалуй, во всех лётных соединениях и частях Вооружённых Сил страны.

В небе Приднестровья
В небе над Приднестровьем 23 марта 2014 года сбит украинский беспилотный летательный аппарат (БЛА), осуществлявший видео- и фотосъемку.

ДОСААФ: обновленные советские "кукурузники" вновь поднимутся в небо
Какова вероятность того, что подготовка специалистов, способных справиться с новейшей армейской техникой, ляжет на плечи ДОСААФ, почему легендарные «кукурузники» вновь поднимутся в небо, рассказал председатель организации генерал-полковник в отставке Сергей Маев.

Дорога в небо
В былые добрые времена многие мальчишки, да и девчонки, мечтали стать летчиками.


  • Евгения,
  • Авиация,
  • Федотов,
  • Подготовка,
  • БОЕВ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: