Выдержит ли конкуренцию на мировом рынке российский авиапром?

не трогатьВ последние месяцы российская военная авиация получила несколько достаточно болезненных щелчков по носу.

Это, конечно же, провал ряда крупных тендеров на рынках, которые являлись важнейшими еще со времен существования Советского Союза. К тому же иностранцы не спешат с закупками новых партий авиатехники российского производства, предпочитая экономить на модернизации уже имеющихся машин. А иногда просто боятся российских самолетов, уж слишком они часто падают.

С одной стороны, получение сертификата долгостроем SuperJet-100 дало возможность государству заключить ряд важных контрактов на десятки МС-21 и SSJ-100. Однако закон сохранения энергии продолжает работать, и если где-то прибавилось, значит, где-то и убавилось: так, проигрыш на индийском рынке, считающийся традиционно «нашим», наводит на мрачные размышления.



Напомним, что в октябре прошлого года стало известно о проигрыше России Соединенным Штатам Америки в борьбе за право осуществить поставку Индии 22 ударных вертолетов. Власти Индии российским самолетам Ми-28Н предпочли американские Apache AH-64D разработки Boeing.



Далее Франция в январе этого года выиграла тендер на поставку ВВС Индии 126 многоцелевых истребителей четвертого поколения Rafale. В конкурсе также принимали участие американские истребители F-18 и F-16, европейский Typhoon консорциума Eurofighter, а также шведский Gripen NG. МиГ-35 российского производства выбыл из соревнования в апреле 2011 года. Отметим, что победа французских партнеров не является окончательной: окончательное соглашение стороны подпишут не раньше апреля, а по некоторым сообщениям, Великобритания сейчас делает все, чтобы эта сделка не состоялась, а решение было принято в пользу их Typhoon.

Российские МиГи это уже не спасет. Иностранные покупатели авиатехники российского производства в последнее время осторожничают, поскольку страны, имеющие на вооружении российские МиГи, не раз жаловались на сложности, которые возникают с послепродажным обслуживанием самолетов. Как утверждают представители индийской стороны, «Рособоронэкспортом» создавалось множество сложностей по поставкам запчастей. Военно-воздушные силы Индии вынуждены были выставлять тендеры на поставку запчастей для российских самолетов и вертолетов.

Также важный момент, отпугивающий покупателей, заключается в аварийности российских машин. В последние годы в Индии разбился не один десяток МиГов, их даже называют «летающими гробами». Они разбиваются и в России. Так, в сентябре 2011 года МиГ-31 потерпел крушение под Пермью, в результате крушения оба пилота погибли. Ранее, в июне того же года МиГ-29КУБ рухнул под Астраханью, экипаж самолета также погиб.

Еще одним аргументом против закупок российского военного авиапрома является отсутствие в нем надобности. Страны–клиенты в течение последних лет не вступали в военные конфронтации, это дало возможность им сохранить ресурсы по МиГам, стоящим на вооружении. Другие же отдают предпочтение модернизации имеющихся самолетов, что является в разы дешевле закупки новых.

Россия еще на протяжении четырех лет будет оставаться главным поставщиком Индии.



Однако не все потеряно. Россия рассчитывает, что многоцелевой вертолет Ка-226Т победит в тендере, предполагающем поставку Индии 197 вертолетов разведки и наблюдения. Конкурентом машины отечественного производства в этом тендере является вертолет AS550 C3 Fennec, разработанный компанией Eurocopter. Победитель определится в ближайшее время.

К тому же на днях в Индии принята на вооружение крупная партия вертолетов Ми-17В-5, поставка которых проходила в рамках заказа 2008 года. Во время торжественной церемонии, проходившей в Индии 17 февраля, глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин заявил, что Индия всегда была и по-прежнему остается важнейшим партнером России в сфере военно-технического сотрудничества, которое и в дальнейшем будет развиваться стабильно.



Находятся на рассмотрении заявки от США и России на поставку ВВС Индии 12 тяжелых транспортных вертолетов. Российская сторона предлагает Ми-26Т2, американская — CH-47F Chinook. По словам главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, эти тендеры являются даже более интересными (по сравнению с теми, которые были проиграны). По итогам 2 тендеров Военно-воздушные силы Индии могут подписать контракты на сумму около 2,5-4 миллиардов долларов.

Вообще, в этом году Россия поставит Индии военную технику и вооружение на сумму 7,7 миллиардов долларов (60% от всего российского экспорта и 80% индийского импорта).

В 2012 году Россия намерена передать Индии 12 истребителей Су-30МКИ, около 40 вертолетов Ми-17В-5, 9 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, 21 истребитель Су-30МКИ. В этом же году продолжится действие программ, связанных с модернизацией самолетов БПА Ту-142, истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-17 и отдельных систем. В период 2012-2015 годов Россия останется лидером в поставках вооружений Индии, о дальнейшем развитии ситуации (после 2016 года) сложно судить.

Авторитет, который зарабатывался в течение многих лет, просто так не потеряешь, однако на сегодняшний день перспективы МиГов туманны. Соперничать с современными истребителями США пятого поколения и дешевыми самолетами китайского производства весьма непросто. Самолет МиГ-35 будет предлагаться на внешнем рынке, но создавать истребитель четвертого поколения особого смысла нет. По мнению экспертов, есть смысл заняться беспилотными технологиями.

Однако самые большие надежды Россия связывает с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации ПАК ФА (Т-50), который заменит Су-27 и МиГ-29 в ВВС России. Планируется запустить серийное производство в 2015 году. Также, в рамках сотрудничества с Индией, идет создание экспортной модификации самолета FGFA (истребителя пятого поколения).

По мнению представителя агентства «Авиапорт» Пантелеева, нужно создавать достаточно много самолетов, так как если самолет не эксплуатируется интенсивно в своей стране, то его экспортные возможности будут недостаточно высоки.

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Украинское авиастроение на мировом рынке: реалии и перспективы
Одним из стратегически важных секторов экономики является авиационная отрасль.

Президент «Иркута» связывает положительные перспективы Як-130 на мировом рынке с поступлением самолётов на вооружение российских ВВС
Президент компании «Иркут» А.

Отечественное торпедное оружие на мировом рынке
Торпеды СЭТ-65Э с системой самонаведения «Сапфир», СЭТ-53МЭ с пассивной системой самонаведения 2050 и торпеда с системой самонаведения «Керамика» в учебном центре ВМС Индии (с) Максим Климов Отечественное торпедное оружие на мировом рынке История вопроса Поставки отечественных торпед на экспорт начались (если не считать испанского эпизода 1936-1937 гг.

Рособоронэкспорт продвигает российскую экипировку «Ратник» на мировой рынок
По сообщению РИА «Новости», со ссылкой на пресс-службу Рособоронэкспорта, руководство компании заявило о заинтересованности в продвижении экипировки «солдата будущего» «Ратник» на мировом рынке.


  • Индия,
  • Вертолёт,
  • Самолёт,
  • Поставка,
  • Производство
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: