РДМ-2Т. Неудавшаяся революция из Белоруссии

Та часть советской оборонной промышленности, которая отвечала за бронетехнику, всегда не только была в числе мировых лидеров, но и регулярно выдавала революционно новые решения.

Так появились новые классы техники «основной боевой танк» (первый его представитель – танк Т-64) и боевая машина пехоты (БМП-1). В конце прошлого века российские конструкторы сделали очередной родоначальник класса – на этот раз боевую машину поддержки танков (БМПТ) «Объект 199». После распада СССР некоторые оборонные предприятия остались за пределами России, но смогли продолжить работу. Так, Харьковское конструкторское бюро машиностроения за годы независимости сделало две новые модификации танка Т-64. Но нас сейчас интересует не Украина, а другое с некоторых пор суверенное государство. До 2000 года вряд ли кто-то мог бы сказать, что Белоруссия способна делать собственную бронетехнику или даже создавать новые ее классы.



Но в последний год прошлого века минское предприятие «Минотор-Сервис» впервые презентовало машину 2Т. Поначалу она позиционировалась в качестве бронированной разведывательно-дозорной машины или легкого танка. Впоследствии конструкторы пытались переопределить нишу 2Т, но так и не смогли вписать ее в существующую классификацию. Поэтому им пришлось предпринять попытку ввести в оборот термин «бронированная разведывательно-диверсионная машина» или РДМ (буква «Б», по-видимому, убрана во избежание путаницы с БРДМ – бронированной разведывательно-дозорной машиной). Соответственно, 2Т вскоре переименовали в РДМ-2Т, а потом добавили и собственное имя – «Сталкер». Недавно созданная концепция разведывательно-диверсионной машины, как ясно из названия, подразумевает длительные вылазки «Сталкера» за линию фронта. РДМ-2Т может самостоятельно проводить разведку в тылу противника или атаковать цели на вражеской территории, в одиночку или группой. Также при надобности белорусская машина может собственными силами производить минирование. Кроме того, «Минотор-Сервис» решили обеспечить свою боевую машину широкой номенклатурой собственных вооружений для поражения большого спектра возможных целей. На РДМ-2Т имеются пулемет, автоматический гранатомет, автоматическая пушка и целый набор ракет. В целом, по своему предназначению «Сталкер» можно сравнить с советскими БРДМ, с той разницей, что у этих машин очень много даже сугубо внешних отличий.



Прежде всего, по своему внешнему виду и компоновке «Сталкер» напоминает танк. Боевая масса в 27,4 тонны только усиливает это впечатление. Но внешность обманчива. Машина имеет «всего лишь» противопульное бронирование, хотя ее лобовая проекция и выдерживает прямое попадание снарядов калибра до 30-35 миллиметров. Словно в противовес сравнительно слабому бронированию, дно РДМ-2Т имеет достаточную толщину и соответствующую форму, что позволяет ему выдерживать взрывы противопехотных мин. Относительно боковой и кормовой брони авторы проекта не распространяются. Вероятно, эти проекции выдерживают только 12,7- и 14,5-миллиметровые пулеметные пули. В целом, это был бы неплохой показатель защиты, но только если не принимать во внимание боевую массу машины и сходство с танком.



Значительный интерес представляют бронекорпус и башня «Сталкера». По заявлениям конструкторов, это первая созданная в СНГ бронемашина, которая делалась с расчетом снижения заметности в радиолокационном, инфракрасном и звуковом диапазонах. Опять же, «Минотор-Сервис» не особо разговорчив на тему конкретных технологий, с помощью которых было достигнуто все это. Тем не менее, по внешнему виду и имеющимся данным вполне можно сделать некоторые выводы. Малошумность обеспечивается резиновой беговой дорожкой гусениц и резиновыми же бандажами опорных катков. Обнаружение машины противником при помощи инфракрасных средств наблюдения затрудняется при помощи выхлопных патрубков специальной формы. Они выведены на боковые стороны кормовой части машины и представляют собой длинные желоба. Охлаждение выхлопных газов осуществляется при помощи разбавления их воздухом, прошедшим через радиатор. Такая система не позволяет довести температуру газов на выходе до уровня окружающей среды, но эффект, тем не менее, присутствует. «Невидимость» для РЛС обеспечивается при помощи специфических обводов корпуса. Он сделан из ровных панелей, сопряженных друг с другом под различными углами. По такому же принципу сделана сравнительно низкая, но широкая башня.



Кроме малозаметности для противника, авторы «Сталкера», рекламируя свою боевую машину, напирали на высокие ходовые качества. Основу силовой установки РДМ-2Т составляет дизельный двигатель мощностью 780 лошадиных сил (предположительно это В-46). Нетрудно посчитать, удельная мощность «Сталкера» приблизительно равна 28,5, что подходит к верхней границе значений этого параметра, рекомендованной для нормальных ходовых качеств. Как следствие, белорусская машина по шоссе способна разгоняться до 95 километров в час. На пересеченной местности, утверждают конструкторы, скорость выходит меньше, но и тут она превышает 60 км/ч. Запас хода по топливу – 1000 километров.



Внутри машина РДМ-2Т выглядит не хуже другой современной бронетехники. В частности, механик-водитель может использовать для обзора не только привычные оптические приборы, но и видеосистему, состоящую из внешней камеры и мониторов. Такие же приборы выполняют функции зеркал заднего вида: для этого на передней части бортов машины имеются две камеры, направленные назад. Связанные с камерами заднего вида мониторы на рабочем месте водителя размещаются по бокам от основного. Собственно основной дисплей имеет кнопочное обрамление, что облегчает управление различными системами. Тем не менее, отказаться от привычных органов управления и полностью перейти на кнопки не удалось. По-прежнему управление коробкой передач осуществляется рычагом, а руление – штурвалом наподобие самолетного.



Обнаружение целей и наведение на них оружия обеспечивается при помощи двухканального (оптическо-тепловизионного) прицельного устройства. Оно сопряжено с лазерным дальномером. Также «Минотор-Сервис» предлагали оригинальное решение для дальнего обнаружения целей – для этого оптические «глаза» машины должны были подниматься над РДМ-2Т на специальной телескопической мачте.



Непосредственно атака целей может производиться при помощи четырех типов оружия: пулемета, автоматического гранатомета, пушки или ракет. Главный калибр «Сталкера» – 30-мм автоматическая пушка 2А42, такая же, как используется на БМП-2, БМД-2 и БМД-3. Боекомплект пушки составляет 500 снарядов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, а на верхней поверхности башни имеются кронштейны для установки 30-мм автоматических гранатометов – АГС-17 или АГС-30. По бокам крыши башни расположены два длинных и сравнительно узких лотка. В них в походном положении размещаются пусковые установки для управляемых ракет. Перед применением установки поднимаются из своих ниш и занимают боевое положение. В оригинальной комплектации на одной из них устанавливаются два транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с зенитными ракетами «Игла», на другой – две противотанковые ракеты «Атака». Работа по целям зенитными ракетами осуществляется самостоятельно при помощи собственной инфракрасной головки самонаведения «Иглы»; для управления «Атакой» оператору нужно удерживать цель в перекрестии прицела. Все остальные расчеты и отправка команд на ракету производятся соответствующей автоматикой, размещенной внутри бронекорпуса. В специальной укладке внутри машины можно разместить шесть ракет любого типа. ТПК на пусковую установку крепится вручную.



Экипаж РДМ-2Т состоит из пяти человек, а в кормовой части имеется небольшой отсек для шестого. Правда, поместиться в нем можно только лежа, из-за чего он позиционируется как место для эвакуируемого раненого. Если вывозить некого, машина может в этом же отсеке перевозить до 12 противотанковых мин. Для долговременных рейдов по тылам противника каждый «Сталкер» имеет запас продовольствия и воды. Их количества хватит для недельного обеспечения всех пяти бойцов.



Можно сделать вывод, что РДМ-2Т «Сталкер» является чем-то революционно новым исключительно в плане концепции, да и то, потому что разработчики сами придумали новый класс бронетехники под названием разведывательно-диверсионная машина. В остальном белорусская разработка – некий гибрид легкого танка и боевой машины пехоты. Само собой, новый класс техники, даже если он на самом деле является таковым только на словах, не мог не вызвать вполне понятных опасений у потенциальных заказчиков. Тем не менее, белорусские военные проявили интерес к «Сталкеру» и даже заказали партию из трех десятков машин, только случилось это через несколько лет после презентации машины. Их оптимизм был преждевременным. Немного позже финансисты из Минобороны Белоруссии высказали свое мнение: РДМ-2Т оказалась слишком дорогой для страны с не самой сильной экономикой.

Бронемашина, не получившая признания даже на собственной родине, выглядит малопривлекательной для зарубежного заказчика. Как следствие, «Сталкером» больше никто не интересовался. А ведь кто знает, как пошла бы война в Ливии, если бы в правительственных войсках имелось бы хоть пара десятков РДМ-2Т? Во всяком случае, ход войны стал бы менее предсказуем, ведь белорусская бронемашина может с приличной эффективностью работать почти по всем целям, с которыми приходится бороться современным танкам, боевым машинам пехоты и десанта.

Источники:
minotor-service.by
www.vestnik-rm.ru

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

На Брянщину не пустили 22 тонны сгущенки из Белоруссии
1 октября в пункте пропуска «Красный Камень»был запрещен ввоз в Россию сгущенного молока производства Солигорского филиала ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат». Груз общим весом 22 тонны следовал в Курскую область.

Россельхознадзор опубликовал факты фальсификата и контрабанды из Белоруссии
Реагируя на критику представителей Минсельхозпрода и других чиновников Белоруссии, Россельхознадзор 22 сентября опубликовал факты поставок в Россию из Белоруссии контрабанды, фальсифицированной и опасной для здоровья человека продукции.

Международный молодежный лагерь соберет около 500 молодых людей из Белоруссии, РФ и Латвии
МИНСК, 28 июля. /Корр. ТАСС Юрий Шамшур/. Международный молодежный лагерь «Бе-La-Русь» откроется в четверг у Кургана Дружбы на стыке границ Белоруссии, России и Латвии.

Latvijas Dzelzceļš планирует увеличить объемы грузоперевозок из Белоруссии
1 июля в Минске президент Latvijas Dzelzceļš Эдвинс Берзиньш и руководитель Белорусской железной дороги Владимир Морозов подписали соглашение о сотрудничестве в сфере железнодорожного сообщения — передает пресс-служба латвийского предприятия. В…


  • РДМТ,
  • Машин,
  • Помощь,
  • Установка,
  • ЦЕЛЬ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: