Оценка возможностей подземного воздушного базирования ВВС Китая (Часть 1)

Истребители Shenyang J-8 буксируются в одну из многих «супер-укрепленных» подземных авиабаз НОАК.

Представляющие из себя горизонтальный туннель на склоне горы, эти базы необычайно трудно уничтожить и обнаружить их скрытую подготовку к операции. Заправка, загрузка оружия и подготовка к взлету являются невидимыми для орбитальных и бортовых развед средств. Обратите внимание на открытые внешние взрывостойкие ворота.

Краткий обзор
ВВС НОАК располагают около сорока подземными авиабазами обеспечивающими уникальную и действительно превосходную возможность выдерживать масштабное воздушное нападение со стороны неприятеля, так как для уничтожения или даже временного вывода из стоя этих баз потребуются значительные усилия и массовое применение высокоточных проникающих боеприпасов большой массы.

Благодаря отсутствию возможности противника наблюдать за происходящим на этих объектах посредством орбитального, воздушного или наземного наблюдения данные объекты позволяют выполнять скрытную подготовку к боевым действиям, будь то во время конфликта или в период непосредственно предшествующий конфликту.

Потенциал размещения ЛА на этих подземных базах составляет по крайней мере 1500 боевых самолетов. Возможно даже больше, если размещать самолеты не в только основные внутренних туннелях. Этот потенциал превышает общее количество современных боевых самолетов находящихся в настоящее время на вооружении НОАК.

В стратегическом плане инфраструктура подземных авиабаз ​​дает возможность НОАК противостоять массированному удару даже Соединенных Штатов и спасти свой флот боевых самолетов от уничтожения на земле. Это заставит любого противника, в том числе Соединенные Штаты, втянуться в затяжную воздушную войну на истощение для нанесения решающих потерь боевым самолетам НОАК.

Впечатляющая живучесть подземной инфраструктуры авиабаз НОАК ​​не было главным соображением на продолжающихся дебатах в США о полезности, предназначении даже и замене тяжелых бомбардировщиков. Если же поражение подземной инфраструктуры авиабаз НОАК является частью предполагаемого предназначения этого будущего самолета, то ему необходимо иметь достаточную живучесть необходимую для повторного проникновения в зону действия комплексных систем противовоздушной обороны с возможностью доставки тяжелых «землетрясущих бомб». Все меньшее чем это приведет к долгой войне на истощение.


Введение
Уникальной особенностью ВВС Китая по сравнению с другими крупными военно-воздушными силами, является широкое использование подземных или «супер-укрепленных» ангаров, более сорока из которых были выявлены на основе открытых источников и серии рассекреченных разведывательных спутниковых снимков.

Предназначенные для обеспечения максимальной живучести самолетов и критической инфраструктуры в рамках оперативного воздушного нападения, подземные ангары исторически используется в основном меньшими военно-воздушными силами, такими как Швеция, Швейцария, КНДР, бывшая Югославия и бывшая социалистическая Албания. Мотивацией как правило было желание сохранить флот самолетов в условиях, когда обороняющаяся сторона расплагала военно-воздушными силами численно, а часто также технологически неконкурентоспособными по отношению к потенциальным угрозам.

Глубоко спрятанная под землей инфраструктура оказалась весьма живучей во время Второй мировой войны, когда Германия построила множество подземных производственных линий для критических материалов включая баллистические ракеты и истребители. Эти средства оказались очень устойчивыми к ковровым бомбардировкам с использованием стандартных неуправляемых боеприпасов. В нескольких успешных атаках на подобные подземные цели участвовала исключительно 617-ая эскадрильи Королевских военно-воздушных сил, используя «землетрясущие бомбы» Tallboy или Grand Slam.



Туннель Saumar после бомбардировки «землетрясущими бомбами» в 1944 году (Королевские ВВС).

Появление ядерного оружия в 1945 году и возможность его взрыва в воздухе на низких и средних высотах, подстегнул значительный интерес к высокозащищенным укрытиям и подземным ангарам в конце 1940-х и 1950-х годов после того как на Запад и Варшавский договор расширили свои ядерные потенциалы и приняли доктрину их применения.

Исследователи утверждают, что избыточное давление взрыва от 1 до 2 psi (фунтов на квадратный дюйм) наносит повреждения самолетам. Более высокое избыточное давлении, как правило от 4 до 10 psi обычно наносит не поправимый ущерб самолетам.

Самолеты размещенные на открытых площадках, закрытые бетоированными либо грунтовыми капонирами были уязвимы для избыточного давления при ядерном взрыве включая как прямое давление так подъем и опрокидывание самолета при прохождении ударной волны.

Тепловое излучение ядерного взрыва будет иметь ограниченное влияние на неокрашенную анодированную алюминивую обшивку самолета из-за высокой инфракрасной отражающей способности алюминия, но оно способно воспламенить окрашенные компоненты и другие материалы корпуса, а также топливо. Подробнее детали воздействия теплового излучения при взрыве мощностью в 24 килотонны тротилового эквивалента, 1.4 мегатонны и 20 мегатонн можно ознакомиться здесь.

Начальное гамма-излучение и поток нейтронов ядерного взрыва представляет в основном угрозу для персонала, в то время как остаточная радиация, фрагменты бомбы и другие осадки могут сделать самолет и оборудования небезопасными для использования.

Таким образом подземные ангары являются очень надежной пассивной защитой от последствий ядерного взрыва: ударной волны, теплового и гамма-излучения, электромагнитного импульса (ЭМИ) и потока нейтронов, в то же время обеспечивая необходимое обслуживание, защищая заправку и загрузку боеприпасов и самих самолетов. Защита от выпадения зараженных осадков, в свою очередь обеспечивает возможность защиты воздушных судов и персонала от воздействия биологического и химического оружия, широко развернутых для оперативного использования в тот период.

Хотя основной задачей подземных ангаров была охрана воздушных судов, персонала, ГСМ, боеприпасов и вспомогательного оборудования от обычного взрыва, факторов ядерного взрыва, а также химического и/или биологического оружия, они представляют еще одно важное преимущество.

Подземные ангары обеспечивают меры скрытности отсутствующими в местах обычного базирования самолетов, а эксплуатационная деятельность может быть замечена из вне только когда самолет выкатывают из пещеры непосредственно перед боевым вылетом. Заправка, обслуживание, загрузка, испытания и другие виды деятельности могут остаться незаметными для воздушной, орбитальной и наземной разведок.

Использование подземных ангаров имеет недостатки. Если только пещера природного происхождения не была расширена или изменена, то стоимость туннельных работ может быть значительной, особенно в твердых каменных породах магматических типа, а не мягкого осадочного типа. В то время как первый тип предлагает гораздо лучшую защиту, чем последний, их наличие полностью зависит от местной геологии.

Существует так же другие уникальные вопросы текущего обслуживания. Одним из которых является предотвращение проникновения и накапливания воды внутри туннеля. Деревья и другая растительность растущая возле входа или других технологических отверстий может повредить породу или бетон путем проникновения их корней. Паразиты, птицы и летучие мыши могут искать убежище или места гнездования туннелях, представляя риск заражения персонала, а также потенциальный ущерб для оборудования.

Китай начал строительство подземных ангаров в рамках своего масштабного аэродромного строительства 1950-х годов, а рассекреченные спутниковые снимки с KH-4 Corona IMINT полученные в 1962-1963 гг показывают как строительство таких объектов идет полным ходом, в том числе вспомогательные взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки ныне известные как ведущие к входам ангары.


Китайские подземные авиабазы, географическое расположение [Скачать KMZ].


Сырой снимок с KH-4 Corona авиабазы Chanzing в Nanjing сделанный в 1962-1963 годы, показывает доступ в подземный ангар на стадии его строительства


Некоторое количество авиабаз НОАК было изучено в последнее время благодаря использованию спутниковых фотографий с высоким разрешениемGoogle Earth IMINT. Благодаря чему было обнаружено, что место расположения некоторых баз было выбрано специально с целью построить подземные ангары, которые были начаты, но не были завершены. В других местах можно наблюдать наличие работ по строительству рулежных дорожек и подъездов к ангарам доказывающее текущее обслуживание и строительство. В некоторых местах, таких как база Lingshui на острове Хайнань, оптимально расположенный рядом с ней достаточно большой холм не имеет никаких доказательств строительства подземного ангара или рулежных дорожек к нему, что в прочем не исключает возможности строительства подземного ангара в будущем.

В настоящее время небольшое количество подземных ангаров НОАК являются заброшенными, как правило это связано с преобразованием прилегающих аэродромов в гражданские аэродромы. Примерами могут служить брошенные истребительная база Daishan Island к югу от Шанхая, а также полностью перестроенная в складские площади истребительная база в Yidu. Наступление пригородов оказывается главной причиной отказа НОАК от аэродромов, хотя в последние годы многие из них также были преобразованы в гражданские аэропорты, зачастую сохраняя некоторые и для военного использования.

В данный момент большинство из подземных ангаров НОАК находящихся в эксплуатации.

Наиболее известными государствами-клиентами Китая в период Холодной войны были Албания и КНДР, оба построили аэродромы с подземными ангарами по образцу конструкции НОАК.

В продолжении статьи:
Стратегия, конструкция и вместимость подземных авиабаз НОАК
Уязвимость подземных авиабаз
Обзор всех подземных авиабаз НОАК
Оценка вместимости подземных авиабаз НОАК
Детали конструкции и строительства подземных авиабаз
Общий план расположения авиабазы
Внутренний дизайн подземного ангара
Дизайн внешних взрывостойких ворот

По материалам сайта Военное обозрение.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 4)
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Оценка вместимости подземных авиабаз НОАК Оценка вместимости сети подземных ангаров НОАК представляет собой определенные трудности из за отсутствия опубликованных схем их расположения.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 3)
Часть 1 Часть 2 Стратегия проектирования, конструкция и вместимость подземных авиабаз НОАК Исследование более 200 китайских аэродромов военного, гражданского и двойного использования показывает дисциплинированный и высоко стандартизированный подход к строительству аэродромов.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 5)
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Уязвимость подземных авиабаз Из всех имеющихся методов пассивной защиты аэродромов, подземные ангары являются наименее уязвимыми к воздействию обычного и ядерного оружия и следовательно являются наиболее привлекательным выбором в условиях широкого распространения во всем мире высокоточного оружия.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)
Часть 1 Внутренний дизайн подземного ангара Фотографий сделанных внутри подземных ангаров ВВС НОАК как правило очень мало и обычно они низкого качества.


  • НОАК,
  • Авиабаза,
  • Самолёт,
  • Взрыв,
  • Ангар
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: