Китайские системы ДРЛО — интервью конструктора

Журнал «Бинци чжиши» в своем январском номере опубликовал интервью с заместителем генерального конструктора китайского самолета ДРЛО ZDK-03, научным сотрудником китайского холдинга оборонной электроники CETC Цао Чэном.



Поставленные в прошлом году в Пакистан три самолета ZDK-03 стали первыми китайскими комплексами ДРЛО, направленными на экспорт. Цао Чэн поделился своими взглядами на развитие комплексов ДРЛО в КНР и мире, включая Россию. В частности, он сообщил о локализации в КНР производства основных компонентов комплексов ДРЛО с АФАР, указал на некоторые применяемые в них технические решения.

Отдельные высказывания Цао оставляют простор для интерпретаций. Он, например, говорит о «локализации» производства в Китае основных компонентов АФАР, включая ППМ, а в следующей фразе, касаясь микропроцессоров указывает, что они являются «также результатом наших собственных НИОКР».

Если речь не идет о неудачной формулировке, возможно, мы имеем дело с указанием на иностранную помощь в развертывании компонентов АФАР. Можно только предполагать, откуда такая помощь могла прийти.

Цао стал, насколько можно судить, первым китайским официальным лицом, подтвердившим в открытой печати, что первый китайский палубный самолет ДРЛО, возможно, будет создаваться на базе Y-7 — китайского клона старого советского транспортника Ан-24, признав при этом многочисленные сложности и опасности такого пути.

В настоящем переводе не отражены разделы интервью, затрагивающие глобальные тенденции развития самолетов ДРЛО, ввиду их большого объема.

Господин Цао, здравствуйте! Недавно в интернете появились фото поставленных КНР Пакистану самолетов ДРЛО. На одной из них на фюзеляже самолета отчетливо виден логотип CETC. Как научный сотрудник CETC, могли бы вы ознакомить нас с ситуацией в этой компании и ее ролью в китайской оборонной промышленности.

CETC — это «национальная сборная» нашей страны в сфере оборонной электроники и информационных технологий. В настоящее время это одна из 10 государственных военно-промышленных корпораций. Она создана в 2002 году и изначально занималась производством и разработкой как военной, так и гражданской электроники и IT-продукции. Мы производим и разрабатываем широкий спектр продукции, от электронных компонентов, компьютеров и программного обеспечения к ним, до комплексных автоматизированных систем управления, систем управления данными и такой сложной техники, как самолеты ДРЛО. Нашей главной сферой бизнеса является военная электроника.

На самом деле, поставленные в Пакистан самолеты называются ZDK-03 в честь CETC (сокращенное китайское название компании читается как Zhong Dian Ke). Цифра «03» означает, что это уже третий комплекс ДРЛО, созданный компанией — первыми двумя были KJ-2000, KJ-200. Наша корпорация играет важную роль и в других крупных проектах. Например, в пилотируемой космической программе CETC представлен на уровне заместителя генерального конструктора и отвечает за системы связи и телеметрии, радиолокационную технику, солнечные батареи, а также разработку и производство ряда ключевых компонетов. В лунной программе CETC также представлен на уровне заместителя генконструктора и принимает важное участие в разработке пяти ключевых систем, в частности орбитального спутника, ракеты-носителя, стартовой площадки, телеметрического и связного оборудования и наземной инфраструктуры.CETC также принадлежит важная роль в 16 объявленных государствам специальных программах развития.

РЛС – главное оборудование самолета ДРЛО. Каковы тенденции развития авиационных РЛС в мире? На каком уровне находятся отечественные авиационные РЛС?

Основной тенденцией развития авиационных РЛС в настоящее время является внедрение активных фазированных антенных решеток. Наша промышленность в сфере авиационных РЛС осуществила прорыв сразу от РЛС с механическим сканированием к системам с активной фазированной антенной решеткой, при этом мы не занимались производством РЛС с ПФАР. Нами создан первый в мире трехкоординатный радар дальнего обнаружения с АФАР, т.е. радар, обеспечивающий электронное сканирование по высоте и азимуту, что в свою очередь ведет к созданию БРЛС с АФАР для истребителя. Если говорить о времени создания, то Израиль и Швеция первыми создали РЛС с АФАР для самолетов ДРЛО, США первыми приняли на вооружение БРЛС с АФАР для истребителя, установив его на F-22. Европейцы сейчас помимо освоения производства АФАР для самолетов ДРЛО ведут оснащение РЛС с АФАР истребителей — например британских «Торнадо». Другой тенденцией развития авиационных РЛС является дигитализация (…) По уровню дигитализации наши авиационные РЛС занимают одни из лидирующих мест в мире.

Какова степень локализации производства комплектующих для китайских авиационных РЛС? Например, усилители передатчика (?), чипы микропроцессоров и программное обеспечение?

Производство всех ключевых компонентов отечественных авиационных РЛС, включая приемо-передающие модули (ППМ) АФАР, локализовано в Китае. Процессоры, необходимые для скоростной обработки данных также являются результатом наших собственных НИОКР. Что касается компьютера, то хотя использование компонентов с коммерческого рынка является в последнее время тенденцией и в бортовых системах обработки данных не обязательно использовать специальный компьютер военного назначения и можно без всяких проблем приобретать необходимую продукцию на рынке, это без сомнения создало бы потенциальную угрозу информационной безопасности нашей техники. Поэтому мы несколько лет назад провели локализацию производства основных компонентов компьютерной техники, включая серверы, рабочие станции, микрочипы процессоров, операционные системы и системы хранения данных. На основе этих платформ национального производства были созданы самолеты ДРЛО KJ-200, ZDK03. Таким образом, можно сказать, что за счет локализации производства платформы и ключевых компонентов, мы постепенно взяли инициативу развития отечественных самолетов ДРЛО в свои руки.(…)

При разработке самолетов ДРЛО и других типов самолетов-носителей радиоэлектронного оборудования сложной является проблема электромагнитной совместимости. Как она решается, в частности, в нашей стране? (…)

Следует отметить, что уже поступление на вооружение самолета KJ2000 уже ознаменовало решение нами этой сложной проблемы. После этого, решение проблемы электромагнитной совместимости на самолетах KJ200, ZDK03 уже не составило трудностей. С технической точки зрения вопрос решается четырьмя способами – разнесение частот, разнесение оборудования в пространстве, разная полярность и разнесение во времени. (…)

Охлаждение РЛС и другого оборудования – сложный вопрос, особенно в Пакистане или ближневосточных странах с жарким климатом. Какие новые способы охлаждения используются? Насколько тяжелым является охлаждающее оборудование?

РЛС потребляет много энергии, мощность РЛС самолета ДРЛО на пике составляет может составлять сотни киловатт. Если мы говорим о ПФАР, то тепло выделяется главным образом двумя частями системы — во-первых, главным передатчиком, находящимся внутри самолета, а во-вторых фазопреобразователем внутри обтекателя РЛС. Расположенный внутри кабины передатчик выделяет много тепла, воздушного охлаждения недостаточно, нужно жидкостное. А фазопреобразователь может охлаждаться набегающим потоком воздуха. Что касается АФАР, то у него внутри кабины самолета нет каких-то мощных источников тепла. Что касается группы из нескольких сот ППМ из которых состоит антенная решетка, то в случае если мощность велика, то возможно водяное охлаждение, как на KJ-2000. Если же их излучающая мощность невелика, то возможно воздушное охлаждение, как на KJ200. Что касается веса, то на современном уровне для охлаждения мощности в 1 кВт необходимо оборудование весом 1200 – 1500 гр. Таким образом, охлаждение мощности устройства в 200 кВт потребует оборудования весом около 300 кг.

Сейчас все внимательно следят за темой самолетов ДРЛО корабельного базирования. Те возможные платформы, которые у нас имеются сейчас, не подходят для взлета с трамплина. Но, например, самолет Y-12 с максимальной взлетной массой 5,3 тонны, максимальной массой полезной нагрузки 1,7 тонн., может ли он стать корабельным самолетом ДРЛО? Можно ли базировать на авианосце, оборудованном катапультой, комплекс ДРЛО на базе самолета Y-7 (китайский аналог Ан-24) с макисмальной взлетной массой 21 тонну и полезной нагрузкой 4,7 тонн?

Самолеты E-2 с максимальной взлетной массой 26 тонн с самого начала базировались на авианосцах водоизмещением около 80 тысяч тонн. У нас сейчас есть авианосная платформа водоизмещением порядка 60 тысяч тонн. Можно сказать, что Y-12 слишком мал, а Y-7 приближается к американскому E-2. Но надо отметить, что его взлетная масса существенно меньше, чем у самолета C-2, на основе которого создан E-2. Но следует отметить, что он существенно легче C-2, а его длина и размах крыльев, напротив, существенно больше. Поэтому его использование на авианосце затруднительно. C-2 специально разработан для базирования на авианосце и имеет много соответствующих особенностей, например складные крылья, изменяемую высоту стоек обтекателя РЛС и т.п. Если делать из Y-7 подобный палубный самолет, то боюсь, придется проделать с ним такие же изменения, помимо установки специального оборудования. Боюсь, что объем работ по изменению конструкции будет не меньшим, чем при разработке нового специального палубного самолета. Но в отсутствие лучшей платформы я лично полагаю, что Y-7 все же может стать важным выбором.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

Китайские самолёты ДРЛО
В 50-60-е годы авиация США и гоминдановского Тайваня многократно нарушала воздушную границу КНР.

Китайская система торговли иностранными валютами открыла торги контрактами на рубли
С 29 декабря на CFETS (Китайская система торговли иностранной валютой) начались торги контрактами на российский рубль, новозеландский доллар и малайзийский ринггит.

Китайские самолеты ДРЛО демонстрируют способность к многодневному непрерывному патрулированию
Самолетам ДРЛО 76 специального авиаполка 26 авиадивизии в районе Восточно-Китайского моря было осуществлено непрерывное патрулирование заданного района в круглосуточном режиме на протяжении шести дней, следует из сообщений китайских источников.

Система ПВО КНР. Часть 1-я
Строительство централизованной системы ПВО в КНР началось в середине 50-х годов прошлого века одновременно с началом массовых поставок из СССР реактивных истребителей, радиолокационных станций, поисковых прожекторов и зенитных орудий.


  • Самолет,
  • АФАР,
  • Компонент,
  • Самолёт,
  • Производство
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: