Триплекс ТАОН, СУ-14

В сентябре 1931 года государственному союзному предприятию «Спецмаштрест» правительством СССР была поставлена задача по подготовке механических передвижной базы для артиллерии крупного калибра и большой мощности.



История создания

Этой организации необходимо было до начала мая 1932 года доложить в ГРАУ СССР проекты двух артиллерийских «триплексов». Первый из них – для корпусной артиллерии, состоял из комплекса 107 мм пушки 1910\1930 гг.,152 мм гаубицы 1909.1930 гг. и 203,2 мм гаубицы, а второй – для артиллерийских соединений особого назначения большой мощности, в которую входили.(130) 152-мм пушка-гаубица, 203,2 мм гаубица и 305 мм мортира.



Проекты были доложены вовремя, в качестве инженерного решения для шасси была использована ходовая часть тяжелого танка, который создавали в то время. Для изготовления «корпусной» версии комплекса правительством было отведено два года, а на комплекс большой мощности не было еще созданного к тому времени необходимого вооружения (отсутствовала 152 мм пушка-гаубица и 305 мм мортира). Посему для работы оставался только гаубичный вариант комплекса, снабженный 203,2 мм гаубица Б-4.



Создание СУ-14

1933 год ознаменовался началом проектирования и изготовления «самоходки» повышенной мощности «триплекс ТАОН», которую далее назвали СУ-14.Работы проводились под руководством конструктора П.И.Сячинтова. Первый вариант базы для орудий был готов в конце весны 1934 года, но из-за трансмиссионных дефектов доработка шасси длилась до конца лета 1934 года.



Корпус самоходного орудия был сделан из бронекатанных листов толщиной 10-20 мм, соединенных сваркой и на заклепках. Местоположение механика-водителя находится на левой части борта во фронтальной части самоходки. Он проводил наблюдение через смотровые лючки. Остальные шесть членов расчета располагались в кормовой части на специальных креслах.

Устройство СУ-14

Основной вид вооружения — 203,2 мм гаубица Б-4.обраца 1931 года. с неизмененной верхней люлькой и механизмами подъема и поворота орудии. Для ведения прицельного огня применялась оптическая панорама системы Герца. На самоходке применялось дополнительное вооружение в количестве 3 пулеметов ДТ калибра 7,62 мм, которые могли располагаться на 6 кронштейнах на бортах боевой машины. Один пулемет мог крепиться в зенитном варианте на фронтальной части самоходки. Возимый боекомплект составлял 8 выстрелов раздельно-картузного заряжания и 36 дисков (2268патронов) к пулемету ДТ.
Для упрощения процесса заряжания самоходка была оснащена двумя подъемными устройствами грузоподъемностью 200 кгс. Выстрел производился при неподвижной огневой установке, при этом самоходка укреплялась в грунте с помощью сошников, которые были дооборудованы гидроцилиндрами, как с ручным, так и с электрическим приводом. Углы: возвышения орудия от +10 до +60 градусов, поворота — 8 градусов при стационарном положении самоходки. Дальность стрельбы максимальная -18000 метров. Время перевода из походного состояния в боевое положение – до 10 мин. Скорострельность 10 выстрелов за 60 минут.



Боевая машина была оборудована 500 — сильным 12- цилиндровым V –образным бензиновым мотором М-17, который снабжен двумя карбюраторами КД-1 типа «Зенит». Двигатель запускался стартером «Сцинтилла», система зажигания оборудована 24-вольтовой системой магнето с пусковым механизмом, который также использовал магнето. Запас хода по топливу составлял 120 км при емкости топливной системы в 861 литр.

Элементы трансмиссии представляли собой 5-тиступенчаиую МКПП, которая была агрегатирована с системой основного и вспомогательных фрикционов. В нее также входила коробка отбора мощности для работы вентиляционной системы и два бортовых редуктора уникальной конструкции. Воздух для охлаждения систем изделия поступал от осевого вентилятора и выходил через решетчатые боковые лючки.



Подвеска боевой машины была пружинная, свечного типа, крепилась к нижним бортам самоходки. Для уменьшения нагрузки на подвеску во время стрельбы она выключалась. Ходовая часть только с одного борта состояла и 8 опорных катков среднего диаметра, 6 поддерживающих катков, направляющего заднего колеса и ведущего переднего колеса с зацепами для гусениц. Все узлы были взяты с шасси тяжелого танка Т-35, которое было снабжено наружной амортизацией. Направляющие колеса были сделаны с металлическим бандажом, который зарекомендовал себя лучше, чем резиновый
Электрическая проводка боевой машины выполнено по несложной электрической схеме. Напряжение сети -12 вольт, источники питания- 2 стартерных батареи 6-СТА-1Х емкостью 144 А/ч в последовательном соединении с генератором «Сцинтилла», работающим от напряжения 24 В.

Проведение испытаний СУ-14

Неудачи началось с момента выдвижения на артиллерийский полигон (НИАП). Во время транспортировки изделия лопнуло несколько траков, появились посторонние шумы в КПП, двигатель начинал перегреваться, и поэтому испытательный марш с техникой на 250 км был перенесен на более позднее время.
Артиллерийские стрельбы получили удовлетворительную оценку, хотя были также выявлены серьезные недостатки- при ведении стрельбы палуба (название рабочей площадки СУ) находилась постоянно в движении, вибрировала, удержаться на ней можно было, только если крепко держаться за поручни и перила. Скорострельность не удовлетворяла требованиям, система подъема боеприпасов оказалась ненадежной.



После устранения недостатков полигонные испытания повторились. САУ пришла на полигон доработанной, траки были усилены, система охлаждения была улучшена. На этот раз начались испытания с проверки базы самоходки по дорожным характеристикам. На 34 километре из-за дефекта вышла из строя КПП. На стрельбах при различных углах возвышения и иных дополнительных условиях было выявлено много недоработок, из-за которых прием госкомиссией самоходки в этом виде становился невозможным.

Проведя доработку, в марте 1935 года, опытный образец был представлен к испытаниям. К сожалению, проведенные работы коснулись лишь ходовой части и двигательно — трансмиссионной части (были установлены фрикционы и КПП танка Т-35).Артиллерийский комплекс почти не подвергся изменениям. Были проведены динамические испытания, в ходе которых был получен неплохой результат, хотя поломки преследовали эту модель и на этом этапе. Было установлено, что через отверстия в броне, которые готовились для пулеметов ДТ, ведение огня не представляет тактической возможности. Так же невозможно было воспользоваться возимым боекомплектом, укладка которого находилась под креплением орудия «по-походному».



На основании данных, которые были получены в ходе реализации проекта СУ-14, были спроектированы узлы и механизмы новой модификации СУ-14-1, опытный образец который был собран в начале 1936 года. В своей обновленной конструкции модель имела модернизированную КПП, фрикционы, тормоза и другие доработки, выхлопные трубы вынесены в сторону от механика-водителя, улучшена система крепежа сошников.

Основное орудие осталось прежним — 203,2 мм гаубица Б-4 образца1931 года. Боекомплект также не претерпел изменений. Он был необходим до момента специально прибывающего к началу стрельбы транспортера с боеприпасами, который перевозил 50-60 выстрелов для гаубицы. Предполагалось использование в качестве такого тягача- подвозчика боеприпасов трактора «Коминтерн», который выпускался на ХТЗ. В случае аварийной ситуации два тягача могли доставить САУ в ремонтный орган. Боекомплект пулеметов ДТ снизили по 2196 патронов.

В броневом каркасе видимых изменений не произошло, за исключением уменьшения толщины навесного борта с10 до 6 мм. Модель получила доработанный форсированный вариант мотора М-17Т, который увеличил скорость 48-тонного изделия до 31,5 км/ч. В подвеске применили более толстые листы рессор и убрали механизм выключения подрессоривания во время стрельбы. Артиллерийские тесты проводились на НИАПе.



В декабре 1936 года для тестирования пушечного варианта корпусного комплекса с завода «Уралмаш» и завода «Баррикады» были привезены 152-мм артиллерийские системы У-30 и БР-2.Тогда же состоялось перевооружение на другие системы, и начались испытания комплексов с новыми орудиями, которые в феврале 1937 года получили положительную оценку. В плановых мероприятиях на 1937 год планировалось изготовление пробной серии из 5 боевых машин СУ-14 БР-2 (со 152мм Бр2), а с 1938 года изделие должно было пойти в «серию».

В то же время к середине 1939 года планировалось изготовление 280мм самоходки СУ-14 Бр5, но о гаубице СУ-14 Б-4 постарались забыть, т.к ее разработчик-ведущий конструктор завода «Большевик» Мандесиев был признан «врагом народа». Вскоре по аналогичной статье был арестован и создатель СУ-14 Сячинтов, и об этой технике на время забыли. Два готовых самоходных орудия были переданы на склад ГРАУ.



В конце 1939 года, во время войны с белофиннами, Красная Армия начала штурм хорошо подготовленного в инженерном отношении оборонительного пояса финской армии, который по фамилии его создателя получил название «линии Маннергейма». Это был прекрасно подготовленный оборонительный комплекс, который был рассчитан на удержании линии обороны даже с применением тяжелой артиллерии. Тут нашим военным специалистам и пришла на память история с тяжелыми САУ. Две эти САУ были извлечены из музейных стоянок и постановлением ГКО СССР отправлены на доработку на завод № 185 (бывший опытный завод Спецмаштреста). Однако в ходе недопоставок необходимых комплектующих и других проволочек две САУ были готовы, когда финская компания уже закончилась.

Но в истории советского тяжелого вооружения этим интересным изделиям удалось оставить след: осенью 1941 года, при обороне Москвы, обе СУ-!4 в составе отдельного дивизиона тяжелых артиллерийских орудий особого назначения применялись для нанесения артиллерийских ударов по наступающим частям вермахта.

Вот и сегодня в Кубинке сохранилась СУ-14-1, оснащенная 152 мм орудием Бр -2.
По материалам сайта Военное обозрение.

СУперразрушители. Альт СУ-14
Немного РИ.

203-мм гаубица большой мощности Б-4
В 1926 году командование Красной Армии пришло к выводу о необходимости создания нескольких новых артиллерийских орудий.

Разрушитель ДОТов – советская САУ объект 212
Начавшаяся в конце ноября 1939 года война против Финляндии обернулась не легкой победоносной прогулкой, как предполагало советское руководство.

Наша память. Танковый музей в Кубинке. Часть 2
Во второй части нашей фотоэкскурсии мы, как и обещали, предлагаем вашему вниманию ту часть экспозиции, которая посвящена технике СССР.


  • Самоходка,
  • Стрельба,
  • САУ,
  • Система,
  • Мощность
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: