Эксперты призвали к реформе системы психологической помощи подросткам

Самоубийства детей и подростков можно предотвратить проявлением любви и внимания в семье и реформированием системы психологической помощи несовершеннолетним на уровне государства, в том числе выводом психологов из школ, заявили эксперты, представители медицины и духовенства во вторник в Москве на пресс-конференции…



МОСКВА, 14 фев — РИА Новости, Ольга Липич. Самоубийства детей и подростков можно предотвратить проявлением любви и внимания в семье и реформированием системы психологической помощи несовершеннолетним на уровне государства, в том числе выводом психологов из школ, заявили эксперты, представители медицины и духовенства во вторник в Москве на пресс-конференции на тему: «В России участились случаи подростковых самоубийств. Как удержать детей от трагического шага? Роль семьи, школы и церкви».

По статистике, приведенной экспертами, в России число самоубийств детей и подростков до 14 лет с 2000 года по 2010 год сократилось в два раза — с 500 до 240. С другой стороны, согласно данным ВОЗ, «критический уровень» — 11 случаев суицида на 100 тысяч населения, а в России этот показатель превышен в четыре раза — 38-40 случаев.

«Россия делит первое место с Белоруссией и Литвой на протяжении последних многих лет по числу самоубийств… То, что дети и подростки уходят из жизни добровольно, — это большая социальная проблема, которую надо решать усилиями многих организаций», — считает главный детский психиатр Москвы, руководитель отдела неотложной психиатрии и помощи при ЧС Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Анна Портнова.

Ценности любви и жизни

«Что делать родителям (заметившим суицидальные наклонности ребенка) — в первую очередь, обращаться к профессионалам: психологам, священникам. Но главное — не доводить до таких ситуаций. А для этого важны две вещи — это любовь и внимание. Причем любовь не та, которую в основном показывают в кино, а любовь родителей к детям, любовь брата, сестры», — сказал зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Георгий Рощин.

По его словам, у священника бывают задачи, схожие с задачами психолога, — «показать человеку, что он не один, что есть любовь, и ее можно обрести, что ничего страшного не произошло, все можно исправить».

Представитель Русской православной церкви убежден, что вопрос суицида — «ценностный». «Как часто мы задумываемся о ценности человеческой жизни? И насколько воспитываем в этих ориентирах подрастающее поколение? Церковь много говорит об этом, о том, что убийство или самоубийство является тяжким грехом. Но такой вопрос — именно о ценностных ориентирах — надо ставить на всех уровнях — в школах, вузах, на предприятиях», — призвал Рощин.

«Самоубийство — это пассивный протест, не активный, это просто уход от ситуации. И психиатры, психологи помогают посмотреть на ситуацию другими глазами, успокоить, снизить уровень тревоги», — отметила главный детский психиатр Москвы Анна Портнова.

Она призвала родителей всячески помогать детям, но делать это деликатно, «всегда поддерживать с ребенком тесные эмоциональные отношения», не давать ему отчуждаться, объясняя это «подростковым возрастом».

Основными причинами детского и подросткового суицида, по словам эксперта, оказываются «микросоциальные конфликты»: обиды в семье, в школе, на учителей, ощущение несправедливости и «желание наказать таким образом», реже — несчастная любовь или душевные расстройства и психические заболевания.

Советы государству, школе и СМИ

По словам главного детского психиатра столицы, на уровне города готовится проект, который будет включать психологическое интернет-консультирование детей и родителей. Но в целом в России, особенно в регионах не хватает подобных интернет-ресурсов, с помощью которых подростки могли бы получать поддержку и помощь, телефонов доверия, институтов психологической помощи детям. В регионах, где число подростковых самоубийств в разы выше, как отметила Портнова, нет ни детских, ни зачастую «вообще никаких психологов».

Президент Ассоциации детских психиатров и психологов, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН, член экспертного совета Министерства образования РФ Анатолий Северный убежден, что необходимо «в корне менять всю систему помощи» — «чтобы ребенок имел возможность получить необходимую помощь в шаговой доступности в нужный момент».

«Психолог в школе — это нонсенс. Один-два психолога на 800-1000 детей плюс несколько сот человек педколлектива — это полная бессмыслица, трата средств и кадров», — считает Северный.

По его словам, на практике дети боятся идти к школьному психологу, потому что он — «часть администрации школы».

«Надо выводить психологов из школы. Психологические службы должны быть независимы от школы. Школа должна воспитывать, а психологи — защищать личность ребенка. А у нас написано, что функция психолога — сопровождение учебного процесса», — сказал президент Ассоциации детских психиатров и психологов.

Депутат Госдумы РФ, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Алимова также выступила «категорически против психологов в школе» и акцентировала внимание на «потере духовных ценностей».

«Чувство стыда, понимание, что самоубийство — это большой грех, отсутствуют», — сказала она. По ее словам, «свою лепту» вносят компьютерные игры и СМИ, культивирующие героев, которым «все нипочем» («я его убил, а он встал и побежал дальше, почему бы нет»). В результате «притупляется чувство реальности».

«Государство сейчас отстранилось от проблем детей… В „Стратегии-2020“ нет ни слова о семье», — добавила Алимова.

Между тем, по мнению еще одной участницы пресс-конференции — члена комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Евдокии Бычковой, корень проблемы кроется именно «в государственной семейной политике», которая сегодня «однобока — направлена в основном на материальную помощь».

«Духовная составляющая, в которой нуждается сегодня семья, к сожалению, в государственной политике практически отсутствует», — добавила Бычкова.

Она также призвала СМИ «показывать хорошие семьи» и подвергла критике «то, что показывает Малахов».

Куда обращаться

На вопрос, куда обращать детям, нуждающимся в психологической помощи, или их родителям, президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный ответил, что «в каждом округе есть центр (а в некоторых округах и не один) социально-психологической помощи детям, бесплатной».

«Но информации об этих центрах недостаточно, в школах этой информации нет… А она должна быть в каждой школе», — подчеркнул эксперт.

Кроме того, ребенку до 15 лет могут оказывать помощь только с ведома родителей. Поэтому Северный считает целесообразным создание специальных «кризисных центров», куда дети и подростки могли бы обращаться и без родителей.

Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова выделила также еще ряд официальных учреждений, где оказывают психологическую помощь детям и родителям: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского, федеральный Центр психического здоровья, Московский НИИ психиатрии, научный Центр психического здоровья детей.

Источник: www.rian.ru

Россия и Индия призвали к реформе Совбеза ООН
В совместном заявлении по итогам переговоров президент России Владимир Путин и индийский премьер Нарендра Моди решительно осудили терроризм во всех его формах и проявлениях и подчеркнули необходимость международного сотрудничества для…

В КНР приступили к реформе системы управления НОАК
Председатель КНР Си Цзинпин 11 января объявил о масштабной реформе системы управления китайской армии, основным органом которого является Центральный военный совет (ЦВС), сообщает блог bmpd со ссылкой на газету «Ведомости».

Правительство готовится к масштабной реформе системы управления
В правительство России представлен проект изменений, целью которых будет переход от ручного управления к работе через центр реформ, сообщает газета «Ведомости».

Александр Младенов о реформе системы подготовки летчиков-истребителей ВВС Болгарии
Известный авиационный эксперт Александр Младенов (Alexander Mladenov) рассказывает и реформе системы подготовки летчиков-истребителей на самолетах МиГ-29 в ВВС Болгарии в статье «More than Meets the Eye», опубликованной в мартовском номере журнала «Air Forces Monthly» за 2013 год.


  • Ребёнок,
  • Психолог,
  • Помощь,
  • Любовь,
  • Родитель
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: