Стража сирийского воздушного пространства

У нас нет демократии.

У нас есть С-300.
Анекдот

Военные конфликты последнего времени в очередной раз наглядно показали: страна со слабыми вооруженными силами почти не имеет шансов на победу. Что касается прошлогодних событий в Ливии, то в их ходе, можно сказать, появился новый способ ведения войны. Его отличие от привычных кроется в том факте, что все наземные действия проводили местные мятежники (однако нельзя исключать, что им помогали зарубежные профессиональные бойцы), а другие государства участвовали в войне исключительно в лице своих воздушных и морских сил. Похожая ситуация вполне может сложиться и в Сирии. По крайней мере, там тоже есть вооруженные мятежники.

Сирия, понятное дело, не хочет повторить судьбу Джамахирии и быть вбомбленной в каменный век или в средневековье. Официальный Дамаск уже давно проявляет интерес к новым российским зенитно-ракетным комплексам С-300 поздних модификаций, С-400, «Тор», «Бук-М» и т.д. Но, к большому своему сожалению, у сирийцев нет финансовых возможностей купить все, сразу и в нужном количестве. Кроме того, Сирии может банально не хватить времени – тучи над ней сгущаются, и прибытия так называемой помощи для так называемых демократических оппозиционеров вряд ли придется долго ждать. Вероятнее всего, Сирии придется воевать тем, что есть в наличии. И по ряду причин это далеко не самое новое оружие.

ЗРК С-125М «Нева-М» на позиции

Противовоздушная оборона Сирии насчитывает в своем составе около полутора сотен дивизионов, в которые входит порядка девятисот пусковых установок различных типов. Общая численность личного состава – 60 тысяч человек. По состоянию на 2010 год подавляющее большинство имеющихся ЗРК были уже глубоко устаревшими – комплексы С-75 и С-125 перестали быть современными уже несколько десятков лет назад. Прикрытие всей страны помимо указанных ЗРК также осуществляется при помощи комплексов С-200, но их количество значительно меньше: в двух бригадах насчитывается 48 единиц. По некоторым данным, С-200 работают совместно с 14 экземплярами зенитно-ракетного комплекса малой дальности «Оса», которые осуществляют их прикрытие. Противовоздушная оборона страны разделена на две зоны – Северную и Южную. По ним распределены все имеющиеся С-75, С-125 и С-200.

Также в сирийской ПВО имеется некоторое количество ЗРК средней и малой дальности. Это полтора десятка «Оса-АК», около полусотни машин комплексов «Стрела-1» и «Стрела-10», а также двадцать единиц «Бук-М1-2». Кроме самоходных ЗРК, способных прикрывать войска на марше, в Сирии есть и переносные средства борьбы с летательными аппаратами. На сирийских складах до сих пор имеются ПЗРК «Стрела-3» (по разным оценкам, сейчас их меньше сотни) и свыше 4000 ракет «Игла». Вероятно, далеко не все ПЗРК были использованы в ходе учений, а поэтому они представляют определенную угрозу для потенциального противника. Во второй половине 2000-х годов Россия отправила сирийским заказчикам 36 самоходных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1Э».

Имеются в составе ПВО Сирии и ствольные системы вооружения: самоходные и буксируемые. К первым относится ЗСУ-23-4 «Шилка», оснащенная четырьмя 23-мм автоматическими пушками. Точное количество этих комплексов неизвестно, за исключением того, что еще в советское время их было поставлено несколько десятков. Все остальные артиллерийские системы в сирийской противовоздушной обороне – буксируемые. Основу такой артиллерии составляют двуствольные установки ЗУ-23-2 (два зенитных автомата калибра 23 мм) и 57-миллиметровые автоматические пушки С-60. Общее количество ЗУ-23-2 и С-60 примерно одинаково – по 600 единиц. Кроме того, Сирия в свое время получила от Советского Союза 37-мм автоматические пушки 61-К и 100-мм зенитные орудия КС-19. 61-К была разработана еще в конце 30-х годов прошлого века, поэтому в последние годы подобные пушки постепенно снимаются с вооружения сирийской армии. Возможно, уже к концу нынешнего года ПВО Сирии сдаст на утилизацию последнюю 37-мм пушку. Списывать со счетов КС-19 пока никто не собирается, к тому же их и так немного – всего 25 единиц.



Второй род войск, призванный противостоять воздушной угрозе – военно-воздушные силы. Около 40 тысяч сирийских военных работают с почти восемью сотнями летательных аппаратов различных типов. Самые массовые типы в сирийских ВВС нельзя назвать современными. Это истребители-бомбардировщики МиГ-23 нескольких модификаций (около 170 единиц) и многоцелевые истребители МиГ-21 – 150 машин разных версий. МиГ-29 занимает почетное третье место по численности среди эксплуатируемых в Сирии боевых самолетов. Всего их насчитывается более 60 штук. Далее идут МиГ-25 (в версиях истребителя, разведчика и учебного самолета) в количестве 42 бортов и 40 истребителей-бомбардировщиков Су-22. Единственный специализированный бомбардировщик, имеющийся в сирийской военной авиации, тоже имеет советское происхождение – это Су-24, коих было поставлено 25 единиц (на данный момент в строю только 20). В транспортных целях используются два десятка самолетов разных моделей – от Ан-24 до Ил-76. Для перевозки высокопоставленных служащих министерства обороны и не только в конце 90-х и начале 2000-х Сирия купила у Франции один самолет Dassault Falcon 900 и два Dassault Falcon 20F. Обучение курсанты летных училищ проходят на чешских L-39 (40 единиц) и испано-немецких CASA 223 (30).



Вертолетный парк ВВС Сирии куда скромнее. В частности, в его составе есть только один специализированный боевой вертолет: Ми-24 в количестве 36 экземпляров. Прочие вертолеты – транспортные и многоцелевые. Среди 170 машин можно найти и советские Ми-2, и французские Aerospatiale SA 342J.



Нельзя сказать, что та часть сирийских вооруженных сил, которая защищает воздушное пространство, является современной и всесильной. Основу ВВС и ПВО составляют откровенно устаревшие типы вооружений. Само собой, они тоже могут «показать зубы» противнику, но ожидать от них чего-то заоблачного точно не стоит. В то же время, хваленый и разрекламированный американский самолет-невидимка F-117A был сбит над Югославией зенитно-ракетным комплексом С-125 или, согласно другим источникам, самолетом МиГ-29. У Сирии есть оба указанных типа вооружений. Однако это не повод предвкушать повторение событий 27 марта 1999 года. При должном подходе к организации вылетов и взаимодействию различных подразделений, коим так славятся страны НАТО, противостоять противнику весьма и весьма непросто. В частности, в подобном плане может «аукнуться» отсутствие у Сирии самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления. В таком случае летчикам придется полагаться исключительно на информацию с наземных РЛС, которые могут быть уничтожены крылатыми ракетами. В свою очередь, для того, чтобы сбить самолет ДРЛО, истребителям противника понадобиться сначала прорваться через его прикрытие.

Очевидно, что отсутствие современного вооружения, как минимум, не увеличивает шансы одной из сторон на успех. И нынешнее руководство Сирии это прекрасно понимает. Как уже говорилось, Дамаск заинтересован в поставках комплексов С-300 поздних модификаций. В январе в израильской прессе появилась информация, что такие у Сирии уже есть. Официальных данных на этот счет, надо сказать, не публиковалось. Тем не менее, израильские журналисты из каких-то неназванных источников сумели «выяснить», что везло из Санкт-Петербурга в сирийскую Латакию судно «Чариот». В январе текущего года судно прошло досмотр на Кипре, после чего и появились утверждения насчет его груза. Утверждается, что это было 60 тонн оружия и боеприпасов. Как именно несколько боевых машин комплекса С-300 можно «вписать» в 60 тонн? Израильские СМИ это не уточнили. Соединенные Штаты вскоре потребовали от России комментариев к новости об этом самом таинственном грузе «Чариота». Наш МИД ответил, что объяснять здесь нечего, да и незачем.



Тем не менее, новая техника у Сирии есть. Это 36 ЗРПК «Панцирь-С1Э». Кроме того, Дамаск неоднократно заявлял о возможности дополнительных закупок «Панцирей». Также сирийские власти не обделяют вниманием и ВВС. Недавно было объявлено о заказе 36 учебных самолетов Як-130. Несмотря на свое изначальное предназначение – подготовка будущих строевых летчиков – Як-130 при надобности может выполнять функции истребителя или штурмовика. Однако есть основания полагать, что у сирийских вооруженных сил имеются проблемы, которые трудно исправить при помощи новой техники. Немало экспертов полагают, что личный состав сирийской армии владеет материальной частью на недостаточном уровне. Сама Сирия, ясное дело, такую информацию не подтверждает, но и не опровергает, обходясь общими словами и формулировками.

В целом, ВВС и ПВО Сирии не представляют собой что-то особенное и сверхъестественное. Это типичные представители вооруженных сил страны, которая не имеет ведущих позиций в экономике и политике. Армия Сирии точно не сможет на равных вести войну с крупнейшими странами мира, но без боя она не сдастся. Для того чтобы нарастить обороноспособность страны до того уровня, при котором большинство потенциальных врагов не станет нападать, Сирии требуется затратить немало финансов и большое количество времени. Так что в текущей ситуации Дамаск должен всячески выигрывать время. Если это удастся, то Сирия сможет в некоторой мере «подтянуть» свои силы и дать врагу достойный отпор. Успеет ли она сделать это?

По материалам сайта Военное обозрение.

Самолёты ВВС Турции пытались войти в сирийское воздушное пространство
Информационное агентство Sputnik, ссылаясь на военные источники, сообщает о том, что самолёты ВВС Турции осуществили попытку войти в воздушное пространство Сирийской Арабской Республики.

Два сирийских Су-24 приблизились к воздушному пространству Кипра
Сирийские Су-24МК* за работой Британские радары на авиабазе RAF в Акротири и радары ПВО Турции засекли приближение к эксклюзивной воздушной зоне Кипра двух неидентифицированных боевых самолетов, которые летели со стороны Сирии.

«Сирийские авиалинии» осуществят рейсы Ереван-Алеппо через воздушное пространство Ирана и Ирака
В связи с закрытием Турцией своего воздушного пространства для сирийских самолетов, рейсы Ереван-Алеппо-Ереван" компания «Сирийские авиалинии» будет осуществлять через воздушное пространство Ирана и Ирака, сообщает Арменпресс со ссылкой на «Сирийские авиалинии». «В этом случае билеты на эти рейсы несколько подорожают. Несмотря на военную ситуацию в Сирии, следует отметить, что особой разницы между численностью пассажиров, отправляющихся в Алеппо и отбывающих оттуда — нет», — сообщили в авиакомпании.

Премьер Ирака: воздушное пространство страны открыто для самолетов РФ на особых условиях
ЭЛЬ-КУВЕЙТ, 16 августа. /Корр. ТАСС Василий Вавилин/. Бомбардировщики ВКС РФ смогут пересекать воздушное пространство Ирака, если будут выполнены определенные условия.


  • Сирия,
  • Единица,
  • Страна,
  • Количество,
  • Комплекс
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: