Ту-144 – успехи и неудачи битвы за сверхзвук

60 годы.

Лидирующие страны в авиастроительной сфере начинают гонку по созданию пассажирского сверхзвукового самолета. Советский союз, один из главных участников гонки, к 69 году смог впервые поднять в воздух самолет данного класса – Ту144. Он был первым пассажирским сверхзвуковым самолетом, поднявшимся в небо. Только через два месяца франко-английский самолет «Конкорд» совершит свой первый полет. А дальше судьба отечественной машины оказывается не такой радостной. Драматизм и трагедии преследуют гордую отечественную железную птицу.



Впервые Ту-144 поднимается в небо в последний день 68 года. Машиной управлял летчик-испытатель Э.Елян. Как самолет пассажирского назначения ТУ-144 первый в мире преодолел скорость звука в начале июня 69 года, находясь на высоте в 11 километров. Вторую скорость звука «2М» Ту-144 взял в середине 70 года, находясь на высоте в 16.3 километра. Ту-144 вобрал в себя множество нововведений конструкторского и технического плана. Здесь хочется отметить такое решение как горизонтальное переднее оперение. При использовании ПГО улучшалась маневренность полета и гасилась скорость при заходе на посадку самолета. Отечественный Ту-144 мог сесть-взлететь с двух десятков аэропортов, когда франко-английский «Конкорд» имея большую скорость при посадке, мог сесть только в сертифицированном аэропорту. Конструктору КБ Туполева провели колоссальную работу. Взять, к примеру, натуральные испытания крыла нового самолета. Они проходили на летающей лаборатории — самолете МиГ-21И, переделанного специально под испытания конструкции и оборудования крыла будущего Ту-144.



73 год. Показательный полет в Ле Бурже Советского Ту-144, бортовой номер 77102. Во время проведения выступления самолет терпит крушение. Вес экипаж погиб. Версий аварии выдвигалось достаточно много – совершения резкого маневра, для избегания столкновения с «Миражом», неполадки в системе управления, совершение трудного маневра, который не выдержала конструкция Ту-144. Сегодня спустя много лет, вероятнее всего произошло следующее – на борт корабля установили новое экспериментальное оборудование для автоматического управления полетом и возможно, летчики воспользовались им для выполнения сложной фигуры. Однако что точно известно – вины экипажа в крушении самолета нет. Это хоть и подорвало репутацию самолета, но работы по совершенствованию продолжались. Ту-144 выпускают совершать пассажирские перевозки. Впервые Ту-144 с пассажирами на борту поднимается в небо в конце 77 года. Регулярный маршрут Москва – Алма-Ата. Пассажирские перевозки осуществляли два Ту-144, бортовые номера – 77109 и 77110. Интересный факт – самолетами управляли пилоты из ОКБ Туполева, аэрофлотские пилоты всегда исполняли роль вторых пилотов. Стоимость перелета была на 20 рублей больше чем полет на обычном самолете, и составляла 68 советских рублей. Но эксплуатация самолетов оказалась очень недолгой, из-за своей нерентабельности. Ту-144 созданный для сверхбыстрых перелетов на большие расстояния, не смог найти себя на внутренних пассажирских перевозках. Из-за цены, сверхзвуковые самолеты практически никогда не были полностью загружены, что, в конце концов, приводит к снятию с эксплуатации обоих самолетов. Семь месяцев использования по назначению и в середине 78 года, Ту-144 навсегда ушел с линий Аэрофлота. Немного позже, самолет Ту-114Д, начал совершать грузовые перевозки по маршруту Москва-Хабаровск. Всего Ту-144 перевезли за время эксплуатации 3194 человек, выполнили 102 перелета, из которых 55 были пассажирские рейсы. Строил самолеты 64 воронежский завод. К моменту снятия с эксплуатации с завода вышло 16 единиц Ту-144. Самолеты налетали более 4 тысяч часов за более чем 2.5 тысячи вылетов. Находящиеся на заводе, строящиеся 4-е самолета, не достроили, а заделы разобрали.
Ту-144 еще поднимались в небо, для совершения различных испытаний и проверки максимальных возможностей самолетов, что отразилось в установлении мировых рекордов. При проведении одного из испытательных полетов модернизированного Ту-144Д в мае 78 года, происходит еще одно крушение самолета. Самолет с бортномером 77111 совершает аварийную посадку в поле. Причина аварии – разрушение топливопровода, что привело к возгоранию топлива в третьей СУ. Произошло задымление кабины, экипажу пришлось для предотвращения возгорания отключить два двигателя и пойти на вынужденную. Совершив экстремальную посадку, командир машины, штурман и второй пилот смогли покинуть кабину самолета через форточку, инженеры, которые находились в салоне, покинули самолет через переднюю дверь. Но два бортинженера были зажаты деформированными деталями самолета при посадке и погибли.



95-99 года. Ту-144Д с бортовым номером 77114 был использован американским НАСА как летающая лаборатория. Получил название Ту-144ЛЛ. Основное предназначение – исследования и испытания американских разработок для создания собственного современного сверхзвукового самолета для пассажирских перевозок.

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Ту-144. А так ли была проиграна битва за сверхзвук?
Ровно 35 лет назад был выведен из постоянной эксплуатации самолет, ставший предметом гордости нашего авиапрома, Т-144.

2 апреля одновременно и в Москве, и в Киеве состоялась премьера российско-украинского фильма «Битва за Севастополь» (трейлер)
В этом фильме — важно все. И название — «Битва за Севастополь». И то, что он сделан совместно Россией и Украиной.

Восьмой сталинский удар: битва за Прибалтику
Прибалтика в планах военно-политического руководства Третьего рейха занимала особое место.

Ту-144 против «Конкорда» (Часть 3) Первый прототип
В 1961 году ОКБ А.


  • Самолет,
  • НЕБО,
  • Скорость,
  • Эксплуатация,
  • Испытание
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: