Су-27 – один из лучших боевых самолетов мира. Часть 2-я. Совершенству нет предела

Мы продолжаем рассказ об одном из лучших истребителей современности СУ-27.

В прошлой статье мы рассказали о создании самолета. Сейчас мы затронем тему его совершенствования.

Как уже отмечалось в предыдущей статье, во вновь созданном самолете был выявлен ряд существенных недостатков. Специалисты ОКБ «Сухой» приступили к внесению изменений в конструкцию и оснащение самолета. Было определено около 20 позиций, которые требовали доработки. В результате машина практически была спроектирована заново: прежними остались только шины колес и кресло летчика. При создании новой модификации истребителя использовалась совершенно новая концептуальная модель, позволившая обеспечить уникальные характеристики СУ-27. Истребитель в новой версии превосходил практически по всем показателям все самолеты, находившиеся в то время на вооружении ВВС.

Известный летчик-испытатель Ильюшин не раз повторял, что, летая на СУ-27, ему не раз приходило в голову, что самолет умнее пилота, который управляет им. И действительно СУ-27 обладал необыкновенными возможностями в области маневрирования и управления. Но, тем не менее, при испытаниях опытный летчик Е. Соловьев не учел очень хорошую динамичность нового самолета при маневрировании, и в результате выполнения задания СУ-27 бросило вниз с огромной перегрузкой, что и привело к гибели испытателя.

Но на этом трагические ситуации не завершились: при прохождении предельно возможного режима СУ-27 погиб еще один летчик-испытатель – А. Комаров.

Испытатель Н. Садовников на высоте 1 км и скорости 1000 км/ч, испытал огромные нагрузки из-за возникшей турбулентности. В результате была разрушена часть правой консоли самолета. Но летчику удалось с практически одним крылом посадить самолет. Руководитель научного института ВВС после осмотра самолета с уверенностью заявил, что впервые видит самолет, имеющий такую уникальную живучесть.

В связи с выявленными недостатками специалистам пришлось доработать конструкцию крыльев, устранить «сваливание» самолета при больших углах атаки, разработав специальные автоматические устройства, не дающие планеру войти в штопор, устранить отказ системы, информирующей летчика о режиме полета.

Высокопрофессиональный летчик-испытатель И. Волков провел испытание СУ-27 на критических режимах и на всем диапазоне углов атаки. Полеты подтвердили хорошую управляемость и устойчивость СУ-27. Новый истребитель уверенно выполнял такие уникальные фигуры пилотажа, как «кобра» (угол атаки до 120 градусов) и «колокол» (падение вертикально на хвост с прохождением всего диапазона углов атаки).

В 1989 году на парижской выставке Ле Бурже летчик-испытатель В. Пугачев выполнил на СУ-27 фигуру «кобра» («кобра Пугачева»), что было неожиданным сюрпризом для зарубежных конкурентов. Один из американских летчиков, увидев полет СУ-27, сказал, что, если ему доведется встретиться в бою с этой «птичкой», то, скорее всего, он будет вынужден катапультироваться.

Особенностью Су-27 стала реализация в нем концепции продольной статической неустойчивости, при которой балансировка самолета осуществляется системой управления. Это позволило значительно улучшить маневренность боевой машины, что жизненно важно в ближнем бою.

Все системы, двигатель, вооружение и электроника самолета СУ-27 в результате летных испытаний были доведены до необходимых параметров. Но военные инженеры в акте госприемки отметили, что он все-таки уступает самолету F-15.

Время расставило все по своим местам. И дальнейшие события опровергли заключение военных специалистов.

В штате Оклахома проводился праздник авиации, в котором приняли участие и два самолета СУ-27. Американские летчики убедились в прекрасных характеристиках и больших возможностях нового советского истребителя. Они поняли, что СУ-27 обладает лучшей маневренностью, чем самолеты, находящиеся у них на вооружении.

Свои блестящие боевые качества и возможности СУ-27 не раз подтверждал на выставках во Франции, Малайзии, Китае, Филиппинах, Англии, Сингапуре.

Су-27 и сегодня является не только боевой машиной атаки, но и средством защиты и обороны.

В жаркий день 1992 года в акватории Атлантического океана был проведен учебный воздушный бой между F-15 и СУ-27. Схема боя была проста: сначала советский самолет должен удержаться на «хвосте» американского самолета, затем они поменяются местами.

Попытка F-15, используя максимально возможный форсаж, оторваться от советского истребителя оказалась неудачной. Зато СУ-27 почти мгновенно ушел от американского истребителя, совершив разворот с резким набором высоты – и пристроился в «хвост» F-15. На вопрос пилота американского истребителя к наблюдателю: «Где Флэнкер» (так американцы называли СУ-27) он получил ответ, что СУ-27 находится за ним. Все попытки американского асса оторваться от советского истребителя завершились неудачей: СУ-27 надежно держал его на прицеле.

Об этом учебном бое американцы предпочитают не вспоминать. Ведь эта дуэль убедительно доказала мировое превосходство СУ-27.

Итак, конструкторы создали очень удачную модель боевого самолета. Впоследствии СУ-27 стала базовой моделью для проектирования целой серии самолетов, которыми вправе гордится Россия. В следующей статье Вы узнаете о них подробнее.

Источник: http://topwar.ru/11016-su-27-odin-iz-luchshih-boevyh-samoletov-mira-chast-2-ya-sovershenstvu-net-predela.html

Су-27 – один из лучших боевых самолетов мира. Часть 4-я. На службе сегодня
Для осуществления дальнейших разработок современной военной авиационной техники требовалось значительное финансирование.

Су-27 – один из лучших боевых самолетов мира. Часть 3-я. База для других
Удачно продуманная конструкция СУ-27 позволила сделать его базовым для проектирования и строительства модифицированных моделей, приспособленных для решения конкретных задач.

Исполняется 30 лет со дня первого полета первого серийного истребителя Су-27
2 июня исполнится 30 лет со дня первого полета первого серийного истребителя Су-27.

Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15
У них одно небо на двоих.


  • Самолет,
  • Истребитель,
  • Результат,
  • Летчикиспытатель,
  • Статья
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: