Как поджигают Карабах

Боевые столкновения между Арменией и Азербайджаном возобновились.

События в стратегически важном для России Закавказье всколыхнули не только этот регион: выстрелы на спорной территории Нагорного Карабаха стали триггером для всего «пояса нестабильности» южных постсоветских территорий.

Воображаемую линию можно провести через Армению и Азербайджан к Туркмении и Киргизии. Таким образом, южные границы России становятся все более конфликтогенными, значительную актуальность приобретает вопрос юрисдикции ОДКБ на постсоветском пространстве. Какую меру ответственности эта организация может взять на себя в условиях очагов межэтнических конфликтов и территориальных споров, заканчивающихся вооруженными столкновениями? ОДКБ в этой ситуации имеет выбор: либо станет гарантом интеграционных процессов, либо превратится в обслуживающий персонал баз НАТО, прислугой на побегушках, выполняющей «грязную работу» в операциях типа афганской.

Вопрос легитимности и полномочий ОДКБ обсуждается часто, но конкретных волевых действий в периоды нестабильности нет. Характерным примером выжидающей позиции Москвы и ее евразийских коллег стало столкновение между Арменией и Азербайджаном, в котором принимали участие регулярные военные части этих двух стран. Этому инциденту вполне можно придать статус межгосударственного вооруженного конфликта. Первые данные о начавшихся боевых действиях поступили 18 июня 2010 года, когда границу спорного региона у поселка Чайлу пересекла вооруженная разведывательная группа азербайджанской армии около 23:30 по местному времени. Азербайджанской целью было достичь северо-восточной части пояса соприкосновения противостоящих сил и взять под контроль этот район. Однако блицкрига у азербайджанских военных не получилось: регулярные части НКР отбили атаку.

Основные силы противников были сосредоточены на Мартакертском направлении. Само столкновение произошло «лоб в лоб», но при этом завершилось небольшими потерями: отступая, азербайджанцы потеряли одного военнослужащего убитым. Со стороны НКР 4 солдата убиты и еще четверо ранены.

Как водится, за фактом вооруженного столкновения последовал хоровод интерпретаций, автор каждой из которых действовал в фарватере определенной группы интересов. Сразу же после инцидента в СМИ прозвучали возмущенные высказывания армянской стороны, которые озвучил глава МИД Армении Эдвард Налбандян. Наблюдался не только пафос оборонявшейся стороны, но и конкретные политические мотивы, которым следовал представитель Армении, увязавший наступление азербайджанских разведчиков в НКР с проходящими в Москве переговорами глав Армении и Азербайджана. Этот тезис был призван ослабить позицию Баку в переговорах, и заключался в том, что военная провокация была необходима Баку для того, чтобы сорвать процесс урегулирования конфликта, складывающийся в пользу армян. По заявлениям главы армянского МИД, «перед каждой встречей на высшем уровне с президентом Армении, Баку пытается при помощи провокационных заявлений, угроз о войне сорвать переговоры».

Азербайджанский МИД, в свою очередь, также вбросил выгодную ему информацию. По мнению азербайджанской стороны, вооруженное противоборство вокруг Нагорного Карабаха не завершено. Более того, с точки зрения властей Азербайджана на территории НКР имеется полноценный вооруженный конфликт, а поэтому расценивать действия Азербайджана нужно с точки зрения законов военного времени.

Таким образом, Азербайджан позиционирует себя в качестве стороны долгого вооруженного конфликта, не имеющего статус завершенного или приостановленного. Это, по мнению Баку, снимает с руководства Азербайджана ответственность за проявление агрессии в мирное время: раз конфликт не завершен, значит, логичны и факты вооруженных столкновений. Однако азербайджанская сторона дипломатично утверждает, что готова к переговорам, если Армения будет строго придерживаться обновленного Мадридского протокола. Тем не менее, основным посылом Азербайджана стал тезис о том, что конфликт вокруг Карабаха не заморожен.

Любопытно, что в международный контекст это событие вовлекают не только упомянутые Мадридские документы. Дело в том, что накануне столкновений 18 июня, в Санкт-Петербурге состоялась встреча президента РФ Дмитрия Медведева с президентами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. По иронии судьбы встреча была посвящена поиску путей урегулирования конфликта. Более того, президенты как раз отметили, что позиции конфликтующих сторон постепенно начинают сближаться и появились варианты выхода из основных проблем. Словом, обе стороны выразили желание продолжать диалог и работу над вариантами соглашения. До начала конфликта 18 июня стороны успели дать комментарий по поводу работы в Санкт-Петербурге. МИД Азербайджана – страны, которая через несколько часов выступила в роли агрессора, – отметил, что количество встреч с Арменией на международном уровне уже давно пора переводить в качество, однако, «любая встреча на уровне глав государств, в особенности с участием главы РФ, является важной в деле нахождения путей решения Нагорно-Карабахского конфликта».

Так или иначе, но после встречи в Петербурге стало ясно, что наиболее приемлемым для Азербайджана является следование «Мадридским принципам», разработанным еще 3 года назад, о пересмотре которых как раз заходила речь на встрече в России. Эти положения формировались главами МИД Франции, России и помощником госсекретаря США. 15 января 2010 года появилась их обновленная версия, которая показалась азербайджанской стороне интересной. В ней в частности, говорилось о том, что территории вокруг Карабаха, которые сейчас контролируются армянской стороной, должны быть переданы Азербайджану. Сам Карабах планируется наделить промежуточным, буферным статусом, регион будет существовать на принципе самоуправления.

Казалось бы, все условия направлены на то, чтобы «умиротворить» Баку, да и сами азербайджанцы считали обновленный мадридский протокол выгодным.

Неужели только риск пересмотра некоторых из этих положений подвиг Азербайджан на проявление военной активности? Ответ на этот вопрос не в системе международных отношений и не в столкновении геополитических проектов в Азии. Более продуктивен анализ перипетий внутренней политики Азербайджана. Буквально за полдня до начала боев парламент Азербайджана принял закон о внесении дополнений в положение о Конституционном суде. Изменения касаются компетенции и полномочий парламента и президента страны. Установлено, что в случае невозможности проведения выборов из-за боевых действий в военное время (теперь ясно, почему Азербайджан позиционирует конфликт как размороженный) полномочия президента и парламента могут быть продлены. Механизм реализации этого «хода конем» довольно хитер: сначала Конституционный суд признает невозможность проведения в стране парламентских выборов, затем Центральная избирательная комиссия получает право обратиться в КС с предложением продлить полномочия президента и парламента. После этого КС по закону не может отказаться от внесенных предложений. Таким образом, ведение военных действий стало для существующей азербайджанской власти главной опорой легитимации.

Безусловно, такая мера сделает внутриполитическую позицию Алиева еще более авторитарной. До тех пор, пока боевые действия гарантируют президентство Ильхама Алиева у власти, они будут продолжены. Также понятно, что действия армии Азербайджана продиктованы тем, что в Санкт-Петербурге Алиеву не удалось убедить Армению безоговорочно принять новую редакцию мадридских принципов.

Но не только Армения и Азербайджан пытаются извлечь выгоду из столкновения. Мировые игроки также пытаются получить бонусные очки, провоцируя конфликты на южных рубежах России. Не случайно, в последнее время в Баку зачастили представители американской администрации, консультируя лидеров этого государства.

США пытаются сделать все, чтобы агрессию Азербайджана поддержали Тегеран и Анкара, а это означает только одно – крупные разборки между Ираном и Россией. Триггером конфликта послужат и российские войска, по-прежнему дислоцирующиеся на территории Армении. Фоном и легитимизирующим фактором столкновения России и Ирана послужат санкции, подписанные Дмитрием Медведевым. Словом, американцы проявят максимум активности для обострения отношений между Ираном и Россией, в перспективе сведя их к военному конфликту.

Кроме того, активный интерес к карабахской проблеме проявляет НАТО. Азербайджан, благодаря усилиям американских военных и дипломатов, успешно вышел на рубеж второй стадии Оперативного плана индивидуального партнерства (IPAP), подводя свои Вооруженные силы под стандарт НАТО, и уже к концу этого года должен будет завершить ее. Третья стадия IPAP продлится до 2015 года, но и изменения азербайджанских Вооруженных сил тоже будут фундаментальными. Таким образом, американцы усиленно переводят азербайджанские ВС под свои стандарты, не обращая внимание на дипломатию, в сфере которой Россия пытается представить себя арбитром армяно-азербайджанских отношений.

Внимание к зоне конфликта проявляет и Минская группа ОБСЕ, правда, совсем не собирающаяся действовать в фарватере азербайджанских ожиданий. 21 июня стало известно, что Минская группа ОБСЕ готовит к подписанию документ об отказе от применения силы или угрозы ее применения, параллельно отложив «мадридские принципы» в сторону. Такое последствие операции военных Азербайджана на территории НКР явно расстроит Алиева, планировавшего «подогреть» принятие Саргсяном условий трехгодичной давности. Теперь дирижировать европейским общественным мнением в вопросе о Карабахе будут армяне. Например, председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масис Маилян уже выразил мнение, согласно которому «ОБСЕ просто обязана инициировать проведение международного расследования данного инцидента». Это, как считает политик, «послужит превентивной мерой против повторения подобных грубых нарушений режима прекращения огня».

Озабоченность ЕС отношениями между Арменией и Азербайджаном проявляют и официальные представители Евросоюза. Питер Семнеби от имени ЕС в регионе Южного Кавказа уже выразил сожаление по поводу гибели четырех армянских пограничников. Он провел встречу с секретарем Совбеза Армении Артуром Багдасаряном. Проармянская позиция ЕС очевидна, так как его представитель практически пообещал армянской стороне медиа-поддержку, заявив, что эпизод вооруженного столкновения достоин «серьезного внимания международной общественности». Багдасарян, в свою очередь, призвал Европу к тому, чтобы осудить азербайджанскую сторону.

Большим вопросом во всей этой истории остается реакция Москвы, и какой расклад в этом регионе нам выгоден. Очевидно, что геополитически Азербайджан и Армения (а также Грузия) представляют собой важнейшую Закавказскую смычку, через которую открывается путь на Турцию и Иран. Расширение российского пространства в этом направлении будет зависеть, прежде всего, от того, как будет разворачиваться динамика не только грузино-осетинских, но и армяно-азербайджанских отношений.

Внимание США к региону лишний раз доказывает, что российское влияние на Закавказье – явно не тот фактор, который с восторгом воспримут в Вашингтоне. Поэтому на свет и рождаются схемы по столкновению России и Ирана через карабахскую проблему. В этой ситуации следует перенести акцент с действий ОБСЕ и ПАСЕ на площадку обсуждения в Москве.

Надо помнить о том, что рецепт российского геополитического успеха кроется в отсутствии в регионе американского влияния, а, тем более, его доминации. Именно поэтому помощь и поддержка Москвы должна проявляться адресно, не в отношении страны или лидера, а в отношении пророссийских групп в этих странах.

До тех пор, пока из геополитической стратегии не будет убрана логика торговли («вы порываете с США, мы оказываем помощь), Россию в этих странах не будут воспринимать как беспристрастного арбитра, а попытаются купить ее политической проституцией. Краткосрочные соглашения, основанные на рыночной логике, никогда не дадут нам преимущества в конкуренции за влияние с американцами. Отсутствие уважительного отношения к России со стороны Азербайджана и Армении равносильно провалу на закавказском театре дипломатических действий. Только беспристрастный арбитраж со стороны России и параллельная активная работа с группами влияния и медиа-структурами, создающими в сознании граждан двух закавказских государств образ нашей страны, помогут снизить влияние «американского фактора» и реанимировать имидж РФ, как «старшего брата». Тогда Россия будет способной, исходя из самых чистых представлений о справедливости, рассудить конфликтующие стороны.

Алексей Сидоренко, Сегодня.ру

Нагорный Карабах добрался до Санкт-Петербурга
Прошли переговоры Владимира Путина, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна

Нагорный Карабах добрался до Санкт-Петербурга
Прошли переговоры Владимира Путина, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна

Карабах — Днепр. Прогноз на ответный матч Лиги Европы (06.11.2014)
Матч Карабах — Днепр Лиги Европы 2014-2015 состоится 6 ноября, начало в 20:00 (МСК).

«Размороженный» конфликт в Нагорном Карабахе
Армения по линии Центра политических и иностранных дел намерена организовать конференцию, посвященную 25-летию сепаратистского режима, созданного на оккупированных территориях Азербайджана.

Из-за флага НКР организаторы «Евровидения» грозят исключить Армению
Европейский вещательный союз (EBU), который является организатором песенного конкурса «Евровидение», дисквалифицировать армянскую исполнительницу Ивету Мукучян. Об этом сегодня, 11 мая, сообщается на официальном сайте конкурса.


  • Азербайджан,
  • Россия,
  • Сторона,
  • Армения,
  • Конфликт,
  • БАК
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: