Содружество милитаризованных государств

Постсоветское пространство по-прежнему остается зоной потенциальных конфликтов. Как свидетельствует анализ военных бюджетов стран Содружества и Грузии, особенно они вероятны на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Впрочем, и страны СНГ, далекие от возможных горячих точек, на своих армиях не экономят. Такое впечатление, что идет подготовка к масштабной войне.

Несмотря на снижение в среднем суммарного валового национального продукта (ВВП) постсоветских стран на 7%, их военные расходы в долларовом эквиваленте увеличились по сравнению с 2009 годом на 5%, а по сравнению с 2008 годом – почти на 15%. Среди лидеров в гонке вооружений оказались Грузия (4,56% от ВВП), Армения (4,07%), Азербайджан (3,95%), Узбекистан и Украина (по 3,5%). При этом обращает на себя внимание тот факт, что среди лидеров милитаристской гонки только в Азербайджане и Узбекистане в 2009 году наблюдался рост экономических показателей. В других государствах наблюдалось падение ВВП. При этом в Армении такое падение было самым большим в СНГ – почти на 15%.

Заметим, что приведенные в таблице данные не учитывают военную помощь ряду стран из-за рубежа, а также расходы на поддержку союзников. К примеру, военный потенциал Армении дополняют силы самообороны Нагорного Карабаха. В итоге суммарные расходы Армении и непризнанной республики составляют, по экспертным оценкам, не менее 600 млн. долл. И это понятно, так как миротворческий процесс по урегулированию карабахского конфликта не сдвигается с мертвой точки. А руководство Азербайджана, которое считает, что Армения удерживает 20% ее территории, в последнее время не раз делало заявления о возможности разрешения конфликта военным путем.

Нефтедоллары и становление военной промышленности Азербайджана (там создано соответствующее министерство, имеющее соответствующий бюджет, который не включен в расходы на национальную оборону), а также созданный в последние годы значительный мобилизационный резерв дают возможность руководству этой страны в случае развязывания боевых действий еще выше нарастить свой военный потенциал, оцениваемый в 3–4 млрд. долл. (9–10% от ВВП).

Не случайно, похоже, этой проблемой так озабочены в ОБСЕ. На днях специальный представитель ОБСЕ по карабахскому конфликту Горан Ленмаркер заявил, что «Азербайджан должен сократить военный бюджет, что может стать частью процесса урегулирования нагорнокарабахского конфликта». От затягивания этого конфликта, считает Ленмаркер, «страдают экономики Армении и Азербайджана, страдают люди».

Особый разговор про военные расходы Грузии. По сравнению с 2008 годом ВВП страны в 2009 году уменьшился в этой стране более чем на 1 млрд. долл. Что, впрочем, не мешает режиму Михаила Саакашвили тратить на оборону в относительном выражении самую большую на постсоветском пространстве долю своего бюджета – 519 млн. долл. (4,56% от ВВП). К этой цифре надо прибавить военно-гуманитарную помощь США и НАТО.

Заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг в феврале с.г. в Тбилиси заявил, что к этому времени США выполнили свое обещание о помощи в размере миллиарда долларов, оказываемой Грузии после августовской войны 2008 года. Из этой суммы чистые военные расходы составили почти 50 млн. долл.

Аналогичные по масштабам средства поступают в Грузию и по линии НАТО. Так, на прошлой неделе в Брюсселе в рамках комиссии Грузия–НАТО состоялось заседание Совета Североатлантического альянса, на котором была обсуждена ежегодная национальная программа Тбилиси по сотрудничеству с блоком на 2010 год. По заявлению вице-премьера Грузии Гиорги Барамидзе, программа предусматривает продолжение реформ не только в деле укрепления демократии, но и в сферах обороны, экономики и безопасности и т.п.

Видимо, не случайно военно-политическое руководство России недавно сделало вывод о возможности развязывания со стороны Грузии нового военного конфликта. Правда, следует заметить, что и Россия время зря не теряет. Она довольно активно наращивает военную инфраструктуру в отторгнутых у Грузии Абхазии и Южной Осетии.

При этом суммарная военно-экономическая помощь этим государствам со стороны Москвы превышает военный бюджет Грузии. В прошлом году в Сухуме премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что в 2010 году Москва потратит 15–16 млрд. руб. на обустройство военных баз в Абхазии и развитие пограничной инфраструктуры. По оценкам премьера, еще около 4 млрд. руб. потребуется на реализацию инфраструктурных проектов, связанных с развитием транспорта и обустройством погранпереходов.

Заметим, что не меньшие суммы будут потрачены и на Южную Осетию, военное соглашение с которой правительство РФ на днях одобрило.

В Центральной Азии по-прежнему по масштабам военных расходов выделяется Узбекистан. Из таблицы видно, что его военные расходы в 2010 году превысят аналогичные траты соседнего Казахстана. Хотя ВВП Казахстана превышает узбекский более чем в два раза, Астана в 2010 году потратит на оборону менее 1% от ВВП, тогда как в Узбекистане этот показатель равняется 3,5%.

Почему Узбекистан столь активно продолжает милитаризацию, вполне понятно. Во-первых, в стране сложная межнациональная обстановка, а перенаселение страны, несмотря на все ее экономические успехи, усиливает социальное недовольство. Данные угрозы руководство страны парирует усилением репрессивного аппарата. Во-вторых, Ташкент перманентно находится в конфликтных отношениях со своими соседями, особенно с Киргизией и Таджикистаном. Плюс режим Ислама Каримова помогает войскам НАТО в северных провинциях Афганистана, населенных преимущественно узбеками. Негласно Каримов ставит цель полностью подчинить себе соседние афганские провинции. А для этого необходимо иметь мощные военные ресурсы.

По-прежнему в Центральной Азии небольшие траты на оборону делают Киргизия и Таджикистан – самые бедные на постсоветском пространстве страны. Их военные бюджеты во многом дополняются военной помощью от России, Китая и некоторых стран НАТО, действующих в регионе. Почти на том же уровне остались в 2010 году военные расходы нейтральных Туркмении и Молдавии.

Хотя приход в Кишиневе к власти так называемой «демократической коалиции» может много поменять в планах молдавского руководства. Министр обороны Молдавии Виталий Маринуца после своего назначения в прошлом году на этот пост заявил, что демилитаризация страны, которую экс-президент Владимир Воронин предлагал в качестве одной из важнейших мер для укрепления доверия на Днестре, «не является актуальной ни в настоящем, ни в будущем».

Подводя итоги своих контактов с США, глава военного ведомства заявил, что Пентагон увеличит финансирование образовательных программ для молдавских военных. В частности, США готовы расширить их участие в программе «Международное военное сотрудничество», общий бюджет которой составляет 9,5 млн. долл. Причем в будущем этот бюджет увеличится почти в два раза.

«США заинтересованы в переходе сотрудничества с Молдовой в сфере обороны и безопасности на более высокий уровень», – говорит министр Маринуца. В связи с этим среди оппозиции идут упорные разговоры о том, что в будущем, когда власть «демократической коалиции» укрепится, будет поставлен вопрос об отказе Кишинева от нейтралитета и возможном вхождении Молдавии в Североатлантический альянс.

Значительно повысить свои военные расходы – до 5,2 млрд. долл. – планирует Украина. Хотя не факт, что это удастся сделать. В связи с предвыборной чехардой бюджет страны на 2010 год так и не принят. И финансирование вооруженных сил страны по-прежнему значительно отстает от реальных потребностей украинских армии и флота.

В Белоруссии, несмотря на кризис, финансирование армии находится на прежнем уровне – более 900 млн. долл., что составляет 1,5% от ВВП. Правда, руководство страны несколько лет назад обещало довести военные расходы к 2010 году до уровня 2% от ВВП. Несколько увеличивает военные расходы Минска бюджет Союзного государства России и Белоруссии. В 2010 году на военные цели, совместную оборону и военно-техническое сотрудничество Союзного государства будет затрачено около 63 млн. долл., что составит 39% всего союзного бюджета.

Если считать в рублевом эквиваленте, на 3,4% в абсолютных цифрах увеличены военные расходы и в России. Однако падение ВВП и повышение курса доллара к рублю привели к тому, что военные расходы РФ в 2010 году по сравнению с 2009 годом упали почти на 1,5 млрд. долл.



Владимир Мухин, Независимая Газета

В Москве состоится очередное 69-е заседание Совета министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств
23 декабря 2015 г. в Москве состоится очередное 69-е заседание Совета министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств.

Нурсултан Назарбаев примет участие в саммите совета содружества тюркоязычных государств
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев примет участие в саммите совета содружества тюркоязычных государств 16 августа, сообщает КазТАГ со ссылкой на сотрудника службы центральных коммуникаций (СЦК) при президенте Болата Садыкова.

В Москве пройдет юбилейное заседание совета глав минобороны государств СНГ
МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. Юбилейное, 70-е заседание совета министров обороны стран Содружества независимых государств (СНГ) пройдет в Москве в среду, сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны России.

Беларусь проявила содружество
Этого никто не ожидал, но Шабнам Худойдодову, находящуюся в межгосударственном розыске по запросу Таджикистана, белорусские власти не экстрадировали на родину, а выпустили из брестского СИЗО, предоставив статус беженца в Беларуси.

Генсек Союзного государства прокомментировал вопрос создания единой валюты
Вопрос единой валюты оказался одним из самых сложных в интеграционном объединении России и Белоруссии, заявил государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.


  • постсоветское пространство,
  • СНГ,
  • военные расходы,
  • милитаризм
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: