"Невский экспресс", свидетельства очевидцев, участников трагедии

Взрыв на «Невском экспрессе» унес жизни 27 россиян, около ста пассажиров получили травмы и госпитализированы. На месте трагедии работало порядка 300 железнодорожников и спасателей. Журналистов на рельсы долго не пускали. Что же произошло той трагической ночью? Мы собрали свидетельства участников происшествия — людей, переживших этот кошмар.

Как это бывает

… Внезапно в мерный ход поезда (поезд, на минуточку, едет где-то километров 150) вмешиваются посторонние весьма настораживающие звуки. Где-то секунд на 10. Потом они немедленно переходят в действия — вагон начинает скрежетать, перекашиваться, болтаться из стороны в сторону — с все увеличивающейся амплитудой.

Все это происходит еще за десять секунд, за которые понимаешь, ЧТО же сейчас случится. Я успел сгруппироваться, если таковой термин вообще применим к моей тушке)) Впрочем, против Ньютоновских законов никакие группировки не помогут — только удача — вагон массой в десятки тонн, на высокой скорости останавливающийся почти мгновенно — плохое место для борьбы с переходом одного вида энергии в другой за короткий промежуток времени.

Поэтому — просто повезло. Повезло мне и брату, хотя брата покалечило сильнее, а мне достались только шишки и сильные ушибы.

Все вышеописанное — от момента, когда что-то пошло «не так» до полной остановки прошло не более 30 секунд.
Мрак, сперва тишина, потом стоны и крики раненых и покалеченных.

Я на полу — почему-то меня кинуло на пол, что, видимо, и спасло — и несильно придавило, только недвижными телами. Тела отодвинул, себя ощупал — весь в крови, но, похоже, в основном, чужой. Руки-ноги работают, особых болей нет (что, впрочем, всегда обманчиво — шок) — попробовал подвигать основными частями тела — вроде получается. На голове здоровенная шишка, кровоточит, но терпимо. Удалось встать, но какое-то время пришлось стоять и ждать, пока ребята, не особо пострадавшие, не расчистили завалы.
Кругом страдание — мы сидели в задней части вагона, куда прилетели все сумки и чемоданы — там много заваленных и покалеченных. Вообще, вагон в первые минуты катастрофы представлял из себя равномерно раскиданную по всему объему массу из тел, частей вагона и остатков кресел.



Несколько мужчин в вагоне пострадали несильно, некоторые вообще отделались ссадинами — они и организовали первичную помощь. Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сидения и части конструкции — освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски — в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены.

Ранения людей были в основном тяжелые — рваные раны, открытые и закрытые переломы, проникающие ранения от летавших частей конструкции, ну и прочее — не для печати. Были и недвижные тела, но посчитать их в темноте не было никакой возможности, да и не до этого было.

После того как прошел шок — за это время я успел помочь выкинуть несколько кресел в окно — стало ясно, что стоять на ногах, мягко говоря, некомфортно — пришлось сесть на остатки кресла. Одна часть салона вагона была в лучшем состоянии, чем другая — туда переходили ходячие раненые, туда я помог пройти брату.
В криках о помощи, разбивании стекол и постепенной ликвидации завалов прошел где-то час — напомню, сама катастрофа произошла где-то в 21.30. К этому моменту вокруг вагона стали собираться люди — из передней части состава и, видимо, местные, успевшие добраться. Через окно забрались врачи — они принесли первые обезболивающие и осмотрели раненых, поделив их на группы для эвакуации — по степени тяжести ранений.

Проводница достала откуда-то воды, которую все жадно пили. Началась эвакуация легко раненых и несильно пострадавших на улицу через окна — двери вагона полностью заклинило.

Наконец, где-то через полтора часа появились первые представители МЧС и медики, которые и начали профессиональную эвакуацию. Людям делали обезболивающие уколы и быстро отправляли на машинах в близлежащие больницы.

Катастрофа произошла в лесу — на счастье, в этом месте были подъезды, но это были обычные российские лесные дороги. До ближайших крупных селений, с медициной и подразделениями силовых ведомств, никак не меньше 40 км. По колдобинам и ямам. Вертолетам садиться негде. Тем не менее, первых, тяжелых раненых отправили довольно быстро — силами местных машин скорой помощи. В одну из ходок отправили в больницу в Бологое и меня — брата мне удалось отправить чуть раньше в другой госпиталь. Впрочем, в больнице я долго не задержался и отправился на машине в Питер.

Позже был подан поезд для эвакуации людей с места катастрофы, но этого я уже не застал.



Несколько замечаний:

Не профессионал, но конструкция вагонов поражает. Все сиденья, за исключением нескольких в начале вагона, какие-то острые элементы конструкции — не выдержали удара, оторвались, летали по салону и были одной из основных причин травм и смертей. Повторяю, не специалист — но как-то это все выглядело странно. Как-то хлипко они были прикреплены к массивным основаниям. Остатки крепежа — рваные зубцы металла, похоже на алюминий — тоже резали людей что твои ножи.

Заклиненные двери удалось открыть только МЧС снаружи. Окна было почти невозможно разбить, да и нечем. Лестница была только одна, и ее долго не удавалось достать — завалило. В общем, как — то удивило.

Работа профессионалов — с учетом того, что они появились на сцене через часа полтора — в целом порадовала. Работали быстро, знали что делать. Приехали, по мнению многих пострадавших, слишком поздно — с другой стороны, я совершенно не понимаю, как туда вообще можно было быстро подъехать — это же непролазная чаща. Возможно, стоит подумать об обустройстве подъездов по всей длине жд трасс, устраивая в определенных местах вертолетные площадки.

Организация местной скорой помощи и медицина — ну, сами понимаете. Люди стараются, но стараются они тем, что у них есть — а этому как минимум лет 40. Техника старая, вокруг на сто верст машин скорой помощи, может, пять. Еще эти ямы… В больницу ехал с двумя тяжелыми, КАК они орали на каждой кочке — а по лесу ехать пришлось где-то минут тридцать — раза два им приходилось колоть морфин.

Больницы — ну какая может быть больница в Бологом? Но люди — прекрасные. Душевные, отзывчивые, все кидались помочь, эксплуатировали в хвост и в гриву старенький рентген, организовали места для ночлега, разносили чай. им спасибо.

Сбор поклажи из вагонов был организован четко самими пострадавшими, а довольно скоро место аварии было оцеплено, а вещи пассажиров были взяты под охрану. Теперь бы понять, где получать.Про случаи мародерства слухи ходили, но сам не видел, да и…

По поводу взрыва ничего сказать не могу — никаких подозрительных звуков или резких изменений в движении вагона я не заметил — но, с другой стороны, авария произошла в районе 4го с конца вагона, а мы ехали в первом — вполне возможно, что взрыв разрушил полотно, а пострадавшие вагоны просто сошли с рельсов.
Нашему вагону и повезло, и не повезло — один из вагонов пострадал очень сильно, еще один упал на бок. Но наш, видимо, оторвался от остальных и резко остановился — отсюда жертвы.

В общем, как-то так. Безносая помахала косой, но прошла дальше по вагону. В целом, интересное ощущение, только вот еще бы люди не гибли.

paltus-nk



Про аварию Невского Экспресса

Я уже дома и со мной все хорошо. Авария случилась в 21:30-21:40. Примерно. Я ехала в шестом вагоне. Нумерация была с конца: №1 самый последний. Нас несколько раз тряхануло, все сильнее и сильнее. Ну со стола все полетело, ну слегка стукнулись. И непонятно что. Никаких объявлений, ничего. Сначала думали, что это так… Мелочь. Ну тряхнуло, ну остановились. Стоп-кран дернули, наверное.

Потом забегали проводники, бледные. Собирают матрасы, скатерти, тряпки, воду. Спросили чем помочь: попросили сидеть на своих местах, если не врачи. Из их раций периодически слышится нехорошее. Пошли слухи, один нелепей другого как тогда казалось. Ну не верилось в то, что два вагона оторвало и что они так далеко от нас. Потом поверили.

Мы вышли было на улицу, хотелось чем-то помочь. Дошли до третьего вагона. Второго и первого даже видно не было. Мы не пошли дальше: зеваками быть не хотелось, создавать толпу тоже, помочь ничем не могли, а видеть то, о чем говорили не хотелось тем более.

Со связью было очень плохо. Видимо, все одновременно начали звонить и перегрузили сеть. До меня, например, смс и звонки начали доходить только когда я ехала во втором поезде. В интернет иногда получалось выйти, с трудом, но получалось.

Вагон №3 остался в составе поезда, только его сильно накренило. Очень сильно. Градусов на 45. Там почти никто не пострадал, легкие ушибы и одна женщина в момент аварии шла из курилки. Говорят, что у нее травма.

Вагон №2 был примерно в километре от состава.

Вагон №1 еще дальше. Из второго вагона мы видели двух живых, с легкими травмами, но в глубоком шоке. Из первого никого. Я очень надеюсь, что они просто сидели в других местах. Описания того, что видели очевидцы, которые таки дошли до второго вагона, я повторять не буду. До первого просто очевидцев не дошло, хватило того, что видели около второго.

Около полуночи нас попросили перебраться в соседний поезд. Поезда Питер-Самара. Нас кое-как рассадили в него и поезд вернулся на узловую станцию Уголки или как-то около того. Там нас ждал Сапсан. Нас очень оперативно загрузили в него и отправили в Питер.

В Питере было отвратительно. Оцепление из милиции, просто коридор по которому нас гнали. Куча журналистов с фотоаппаратами, камерами и микрофонами. При этом скорая орала сиреной на перроне и не могла проехать. Получилась пробка и давка. Противно.

Про взрыв. Мы во втором поезде ехали в одном купе с людьми из третьего вагона. Они не слышали никакого взрыва. Это не исключает того, что он мог быть, но не слышали.



У нас очень хорошие люди все же. Те, кто носил воду и одеяла к тем вагонам, кто там помогал. Те, кто успокаивал паникующих. Те, кто помогал выбраться из Невского и забраться в Питер-Самару. Проводницы Питер-Самары, которые как-то быстро распихали нас всех по свободным местам, принесли чаю, поворковали успокаивающе сверху, переписали нас всех. Особенное спасибо нашей проводнице, из 12 вагона. Мужчины, которые ехали в Питере-Самаре. Они были вдвоем в купе, а в итоге нас туда набилось человек 14. Причем преимущественно женщины. Они нас успокоили, подкормили, налили, заболтали. Хорошие. В Сапсане тоже хорошие. Бегал врач, постоянно делали объявления, пытаясь людям помочь найтись, даже чай умудрились притащить, несмотря на то, что были по уши загружены.

Я очень хотела прокатиться на Сапсане, но не такой ценой. Я очень бы хотела выкинуть из головы услышанное, увиденное и то, что лезет в голову. Я очень надеюсь, что у вас никто не пострадал. И очень надеюсь, что все было преувеличением и количество жертв минимальное.

pankakis

Было очень много пострадавших

Ровно в 21:30, где-то через 15 минут как мы проехали Бологое, те, кто находился в 8-м вагоне, услышали сильный удар, как мне показалось, справа по ходу движения поезда. У меня такое было ощущение, что мы потеряли колесо или наехали на какое-то препятствие. Никакого звука взрыва я не слышал. После этого сразу же началось экстренное торможение поезда, и мы тормозили, ну, наверное, в течение 1-й минуты.

Начали падать с верхних полок чемоданы и минут, наверное, 30 мы пребывали в полной неизвестности, пока, наконец, проводник не сообщила, что 3 вагона поезда сошли с рельс. И тогда одна из пассажиров нашего купе, врач по имени Ирина, сначала она пошла. Минут через 20 я узнал, что на расстоянии где-то в метрах 700 лежит 1-й вагон и нужны мужчины, чтобы помочь пострадавшим.

Я и другие мужчины взяли теплые вещи, проводники в это время уже начали собирать матрасы, одеяла, немногие, которые там были. Собрали всю воду питьевую, которую нашли. Начали собирать в первую очередь обезболивающие и перевязочные материалы, вплоть до скатертей, которые были накрыты на скалах. И пошли по направлению к Бологое. Это было где-то, наверное, на расстоянии около 60 километров от станции.

Последний вагон в составе, но 1-й по нумерации находился на расстоянии 1,5-2 километра от остановившегося состава. 2-й с конца – он перевернулся, а 3-й был в нашем составе, сошел с рельс, но стоял вертикально. И в этом вагоне, насколько я знаю, никто серьезно не пострадал и отделались ушибами.

Когда я прошел дальше, наверное, на расстоянии в 700 метров я увидел перевернутый вагон, который лежал на боку. Там уже находились и проводники, и несколько было пострадавших, которые лежали на обочине, в кювете. Их уже укрыли теплыми вещами, пытались оказать первую помощь. Вот, возле этого вагона пострадавших живых я видел немного, буквально несколько человек. И там же я видел 3-х погибших пассажиров – они лежали на железнодорожном полотне рядом с вагоном, один был даже придавлен этим вагоном.

Одним боком на полотне, а другими окнами, соответственно, он смотрел в небо. Проблема в том, чтобы увидеть или вытащить оттуда людей заключалась именно в том, что пробраться было сложно и там только с торца был вход очень узкий. Люди с фонарем туда пролазили внутрь, а так, подобраться другим образом было невозможно.

И еще через километр я видел последний вагон. Но между последним и предпоследним вагоном на путях валялись части от поезда, провода, пружины, амортизаторы. И ближе к самому вагону оторванная колесная пара. И вот, возле самого последнего вагона было очень много людей, пассажиры, которые не пострадали, остались живы, и пассажиры из других вагонов подошли к нему и начали оказывать помощь, вытаскивая из покореженного вагона, который лежал не на путях, а метрах в 5-7 в кювете.

Там было очень много пострадавших живых, их вытаскивали через окна. Там среди них были и тяжело раненые с открытыми переломами. Пытались как можно осторожнее вынести, относили их подальше к обочине. Уже начали разводить костры, чтобы люди могли согреться.

Но надо сказать, было все достаточно неорганизованно. Я лично там не увидел единого руководства, людей, которые могли и хотели помочь было достаточно много. Так, чтобы их правильно организовать, я там не увидел. Хотя, конечно, проводники самоотверженно действовали, наверняка, среди них был и начальник поезда, но я его не опознал как руководителя к этому моменту. А это уже, наверное, прошел час после крушения, к этому времени я увидел сотрудников МЧС. Видимо, у них было недостаточно сил и средств, основную работу, конечно, выполняли сами пассажиры. Но из-за недостатка, прежде всего, медикаментов помощь была небольшая от нас. Раненые, которые испытывали болевой шок, у нас там даже не было спиртного, чтобы предложить и как-то утолить эту боль.

Через некоторое время мы увидели, что начали подъезжать автомобили скорой помощи. Расположено это место было таким образом, что непосредственно к месту крушения машины не могли подъехать. И еще через некоторое время мы увидели, что подошел спасательный поезд со стороны Бологое. Там такой мощный прожектор, поняли, что помощь близка. Работники РЖД сообщили, что подошел к нашему составу поезд Санкт-Петербург – Самара, он нас отвезет до следующей станции, где нас будет ждать новый состав Сапсан и нас увезет в Санкт-Петербург.

Те, кто мог самостоятельно двигаться, в том числе и пассажиры из этих вагонов, которые могли сами идти, двинулись туда. Я видел там просто разбитые бетонные шпалы посередине, они были просто разбиты. Возле последнего вагона полотно сильно повреждено.



Я общался с одним из пассажиров, с Виталием, у которого была сломана нога, открытый перелом, он ничего такого не помнит. Он говорит, что он дремал. В сам момент крушения он ничего такого не запомнил. Дама, с которой мы уже ехали в самарском поезде, она из первого вагона, ничего также необычного не заметила, никакого взрыва не слышала.

Я должен сказать, что эвакуация, на мой взгляд, была организована достаточно эффективно. И этот самарский поезд, который в разумное время подъехал, и ожидающий нас Сапсан, работники железнодорожного транспорта, которые были обходительны и предупредительны, и все, что можно было сделать, они сделали. Поэтому я лично им благодарен, и в этой части абсолютно никаких нареканий быть не может. А, вот, по первой части, отсутствию аптечек, лекарственных средств, вот, на мой взгляд, не очень правильной организации, когда боялись посеять панику и поэтому не обратились за помощью к пассажирам с тем, чтобы спасти, мне кажется, здесь была ошибка, упущение.

Борис Грузд

Завершен первый этап реализации масштабного проекта «Бакинская трагедия в свидетельствах очевидцев»
AnalitikaUA.net. Завершен первый этап реализации проекта «Бакинская трагедия в свидетельствах очевидцев». Представляем статью руководителя проекта «Обыкновенный геноцид» Марина Григорян в газете «Голос Армении» под красноречивым заголовокм «Нас спас Бог».

Власти Москвы ищут зоопарк для львицы Клеопатры, найденной зимой в «Невском экспрессе»
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы (Мосприрода) объявил конкурс среди российских зоопарков на содержание львицы Клеопатры, найденной зимой 2014 г. в «Невском экспрессе», сообщает пресс-служба департамента.

Верховный суд смягчил приговор подрывникам «Невского экспресса»
Шестеро осужденных, которые получили по 7-8 лет, будут отбывать наказание в колонии общего, а не строгого режима.

Четверым подрывникам «Невского экспресса» дали пожизненно
Защита осужденных за подрыв «Невского экспресса» обжалует приговор.

Россияне почтут память погибших при подрыве "Невского Экспресса"
В течение всего дня поезда, проезжающие по участку «Алешинка-Угловка» на границе Тверской и Новгородской областей, где был совершен теракт, дадут протяжный гудок в память о трагедии. Кроме того, в 21:34 по московскому времени — то время, когда два года назад под поездом прогремел взрыв — все поезда, находящиеся в этот момент на путях всей территории России, также дадут гудок в знак памяти.


  • Невский экспресс,
  • свидетельства очевидцев,
  • взрыв
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (1) RSS свернуть / развернуть
+
0
Господи, какой ужас. Не дай бог такое…
Я прочитала сегодня, что там была женщина, которая и в 2007 попала, в первый подрыв, и сейчас опять. Вот и верь, что снаряд в одну воронку не падает.
avatar

irina

  • 30 ноября 2009, 20:14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: