Растаможенный союз

Лидеры России, Казахстана и Белоруссии подписали документы, дающие старт функционированию Таможенного союза с 1 января 2010 года. Эксперты считают, что создание этого объединения экономически выгодно для всех стран-участниц, однако вступать в ВТО им теперь все равно придется по отдельности.

Саммит Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Минске, на котором был подписан договор о Таможенном союзе, президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал «действительно историческим событием, к которому мы достаточно долго, но целенаправленно шли».

Первая попытка создать подобный союз была предпринята еще в середине 90-х годов ХХ века. В 1995 году Россия и Белоруссия подписали соответствующее соглашение, через год к ним присоединились Киргизия и Казахстан, а в 1998 году — Таджикистан. Однако после долгих согласований идея Таможенного союза была похоронена, так как страны-участницы не сумели согласовать единые тарифы и не были готовы отменить ограничения во взаимной торговле.

О том, что Таможенный союз будет «реанимирован», впервые было объявлено на саммите ЕврАзЭС в Сочи в 2006 году. Тогда Россия, Белоруссия и Казахстан договорились применять Единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами с 2011 года. В последующие годы эксперты из трех стран готовили необходимые документы, и теперь, когда все необходимые бумаги согласованы, союз начнет функционировать даже на год раньше. С 1 января импортные товары в странах-участницах соглашения будут проходить одинаковые таможенные процедуры, и после оформления в одной из стран им гарантировано свободное обращение во всех трех государствах.

При этом параллельно с созданием Таможенного союза продолжаются переговоры о вступлении в ВТО. Россия в этом процессе продвинулась дальше Белоруссии и Казахстана, однако за более чем 15 лет особых успехов все равно добиться не удалось. Почувствовав, что на этот раз создание Таможенного союза реально, и он может стать для России альтернативой ВТО, западные страны начали говорить о том, что готовы до конца 2009 года принять РФ во Всемирную торговую организацию. Самые громкие заявления были сделаны на Петербургском экономическом форуме в 2009 году. В частности, о том, что Россия в 2009 году присоединится к ВТО, заявил торговый представитель США Рональд Кирк. По его словам, в нынешних сложных условиях надо более агрессивно идти вперед вместе с Россией. Кирк также отметил, что «вступление РФ во Всемирную торговую организацию необходимо, прежде всего, для того, чтобы создать условия для работы, новые рабочие места».

Впрочем, глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин напомнил, что к середине 2010 года Россия, Казахстан и Белоруссия планируют заключить соглашение о Таможенном союзе. «Скорость имеет значение», — сказал Шохин, очевидно, намекая на то, что Россия уйдет в Таможенный союз, минуя ВТО.

По сути, так и получилось. Уже в середине июня 2009 года Россия, Казахстан и Белоруссия заявили о том, что будут вступать в ВТО вместе в рамках Таможенного союза. Это вызвало недоумение на Западе. «Мы особенно удивлены, поскольку торговый представитель США Рональд Кирк только что завершил переговоры с высокопоставленными российскими чиновниками, связанные с желанием администрации США скорейшим образом увидеть присоединение России к ВТО», — заявила тогда пресс-секретарь американского торгпреда Кэрол Гутри.

Эксперты отметили, что, форсируя переговоры по Таможенному союзу, Россия сделала свой выбор в пользу ближайших союзников — Белоруссии и Казахстана, стран со схожими политическими режимами и находящихся в непосредственной географической близости. Кроме того, аналитики отмечают, что если от вступления России в ВТО больше выиграют иностранные товаропроизводители, то Таможенный союз выгоден производителям всех стран-участниц соглашения. «Единый таможенный тариф потому и будет единым, чтобы было выгодно всем участникам Таможенного союза», — пояснил «Росбалту» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Впрочем, приведение тарифа к единому знаменателю может вызвать и некоторое подорожание отдельных импортных товаров. «Вряд ли здесь имеет смысл говорить о выгоде той или иной страны от перехода на ЕТТ. Судя по всему, каждая из стран подтянет те таможенные пошлины, которые меньше, чем у других участников. Таким образом, введение ЕТТ скажется на подорожании импорта тех или иных продуктов во всех трех государствах. Впрочем, подорожание вряд ли будет катастрофическим», — полагает консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский.

Особой проблемой при согласовании ЕТТ остаются ввозные пошлины на автомобили. Для России это вопрос принципиальный. С начала 2009 года в РФ действуют запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок. На днях эта мера была продлена правительством России еще на 9 месяцев. В Казахстане и Белоруссии, где нет своего мощного автопрома, пошлины на машины б.у. минимальны. Поэтому переговоры о пошлинах на автомобили затягиваются. Пока удалось договориться лишь о том, что плата за машины, ввозимые юридическии лицами, будет увеличена с января будущего года, а тариф для физлиц планируется согласовать к 1 июля 2010 года. Эксперты полагают, что Россия не станет менять свое отношение к ввозу машин. «Российские власти заявляли, что они не допустят массового ввоза дешёвых машин из Белоруссии», — говорит Дмитрий Баранов. Но для того, чтобы достичь компромисса, Москве все же придется несколько снизить нынешний тариф. «Не исключено, что Россия снизит таможенную ставку на ввоз иномарок — сейчас они неоправданно завышены. К тому же, Казахстан и Белоруссия не обладают мощным автомобилестроительным сектором, который позволит заменить импорт», — отмечает Андрей Чернявский.

Кроме того, эксперты считают, что членам Таможенного союза придется вступать в ВТО по отдельности. Как отмечает Дмитрий Баранов, теперь вести переговоры о вступлении в торговую организацию будет поручено единой переговорной делегации от всех трех стран. Тем не менее, основные участники ВТО уже неоднократно давали понять, что будут договариваться конкретно с каждым государством.

Подписав документы, регламентирующие деятельность Таможенного союза, Россия, Казахстан и Белоруссия окончательно определились в том, кто их главный экономический союзник. В обмен на российский рынок белорусскому лидеру, например, придется отказаться от мечты о зоне свободной торговли с ЕС, зато, возможно, удастся договориться с РФ о закупке энергоносителей по внутрироссийским ценам. Казахстан, благодаря единому таможенному пространству, увеличит поступления в казну от таможенных пошлин. Россия же существенно расширит зону своего экономического влияния. Главное — чтобы Таможенный союз заработал, и его деятельность не сорвалась из-за амбиций политических лидеров.

Сергей Ковальченко, Росбалт

Четверть века спустя – вперед, к Союзу
СССР был убит 8 декабря 1991 года – несмотря на страшные раны, полученные в августе того же года, Союз еще можно было спасти.

В аварии космического корабля «Союз» не обошлось без мистики
В этот четверг во время вывода на орбиту космического грузовика «Прогресс», который потерпел аварию, использовалась ракета «Союз У». И к этому происшествию есть много вопросов.

Порошенко: Украина воюет, «чтобы похоронить Советский Союз в головах некоторых»
Советский Союз до сих пор не прекратил своего существования, правда, не на бумаге, а в головах людей, заявил Петр Порошенко в Варшаве по случаю 25-летия признания Польшей независимости Украины.

«Союза-У» с грузовиком «Прогресс МС-04» стартует 1 декабря
Завершены работы по подготовке к старту с Байконура и выведению на околоземную орбиту грузового корабля «Прогресс МС-04», который запланирован на 1 декабря, сообщили в Центре управления полетами (ЦУП).

«Союза-У» с грузовиком «Прогресс МС-04» стартует 1 декабря
Завершены работы по подготовке к старту с Байконура и выведению на околоземную орбиту грузового корабля «Прогресс МС-04», который запланирован на 1 декабря, сообщили в Центре управления полетами (ЦУП).


  • экономика,
  • постсоветское пространство,
  • Таможенный союз
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: