Кризис “перезагрузки”

Начало 2010г. продемонстрировало, что заявленная в 2009г. американской администрацией “перезагрузка” отношений с Россией переживает далеко не лучшие времена. Причем происходит это по ряду направлений и тесно связано с комплексом отношений в треугольнике США – ЕС – Россия.

В свое время важнейшими компонентами “перезагрузки”, сформулированными в ходе визита Барака Обамы в Москву летом 2009г., стали отказ американской стороны от размещения компонентов ПРО в Восточной Европе и планы о сотрудничестве с Москвой в сфере противоракетной обороны, активизация переговоров по сокращению стратегических вооружений, сотрудничество в области нераспространения оружия массового поражения, а также договоренность о поддержке Россией усилий США и НАТО в Афганистане, включая и транзит грузов для западного контингента по территории России.

СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМЫ НАРАСТАЮТ ПРАКТИЧЕСКИ ПО ВСЕМ ЭТИМ НАПРАВЛЕНИЯМ, исключая в определенной мере разве что сотрудничество в области нераспространения в части ядерной программы Ирана. Администрация США возобновила размещение компонентов ПРО в Восточной Европе, пусть и в видоизмененном виде, переговоры по стратегическим наступательным вооружениям буксуют уже который месяц, при том что срок действующего договора СНВ-1 истек в конце 2009г., а нового пока нет. В числе проблемных моментов – привязка сокращения ядерных потенциалов к системам противоракетной обороны, вопросы контроля, судьба снимаемых с вооружения боеголовок.

Также неэффективным оказался транзит грузов для контингента НАТО в Афганистане – американская сторона пока воспользовалась им всего лишь один раз, обвинив российские власти в бюрократической волоките. По- видимому, США опасаются попасть в зависимость от России в этом вопросе – активно прорабатывают и альтернативные маршруты транзита, используя этот процесс для расширения своего присутствия в Центральной Азии.

В свою очередь российская сторона предпринимает целый комплекс ответных сигналов. Принята новая военная доктрина, в которой основными внешними угрозами признано стремление НАТО наделить свой силовой потенциал глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам РФ, в том числе путем расширения блока; к внешним угрозам отнесены развертывание систем ПРО, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия.

Также предусмотрена возможность применения войск за пределами РФ и применения ядерного оружия в ответ на применение против России и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против России с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Также к числу ответных действий может быть отнесено заявление начальника штаба ВВС России о готовности разместить в странах СНГ новейшие зенитно-ракетные комплексы С-400.

ПАРАЛЛЕЛЬНО РОССИЙСКАЯ СТОРОНА ПРЕДПРИНИМАЕТ РЯД ШАГОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ. Ухудшение отношений по линии Вашингтон – Москва сопровождается сложными процессами в отношениях России с ЕС. Активизируется процесс размывания трансатлантической солидарности и все четче проявляются контуры стратегической оси Париж – Берлин – Москва. Российская сторона “освежила” свою инициативу о создании новой архитектуры европейской безопасности, впервые озвученной летом 2008г. В конце 2009г. был опубликован проект Договора о европейской безопасности, состоящий из 14 статей и предусмотренный для использования на пространстве “от Ванкувера до Владивостока”.

Данная тема вновь была поднята в выступлении министра иностранных дел С. Лаврова на Мюнхенской конференции по безопасности в начале февраля 2010г. На политическом уровне данная российская инициатива направлена в первую очередь на отрыв западноевропейских членов НАТО от США в вопросах безопасности, в целом на вывод проблематики европейской безопасности из трансатлантического контекста, а также на создание основы для формирования стратегического альянса ЕС – Россия.

Характерна реакция на данную инициативу США: как при ее выдвижении, так и сейчас Вашингтон выступил против, выразив сомнения в ее эффективности и возможности реализации, а также подчеркнув необходимость более активно использовать уже имеющиеся институты. В то же время иную позицию заняла Германия, фактически поддержав российскую инициативу.

Характерно, что параллельно нарастают негативные для США процессы в трансатлантических отношениях. На той же Мюнхенской конференции глава МИД Германии Гидо Вестервелле призвал наращивать усилия по разработке единой европейской политики в сфере безопасности и обороны, подчеркнув, что ЕС как глобальный актор должен соответствовать своей политической роли и быть в состоянии собственными силами решать кризисные ситуации. При этом, по словам Вестервелле, “стратегической целью является создание европейской армии под полным парламентским контролем”.

Министр вновь потребовал вывода с территории ФРГ оставшегося атомного оружия США, назвав его реликтом “холодной войны”, утерявшим всякий военный смысл, и заявил, что необходимо предпринимать более энергичные усилия в сфере разоружения в целом, и выразил готовность вести переговоры о мерах по укреплению доверия с Россией.

ПАРАЛЛЕЛЬНО МИНИСТР ОБОРОНЫ ГЕРМАНИИ КАРЛ-ТЕОДОР ЦУ ГУТТЕНБЕРГ высказался за ограничение роли НАТО, подчеркнув, что в вопросах безопасности НАТО может выходить за свои границы, но при этом Североатлантический альянс не должен превращаться в глобальную структуру. Кроме того, министр обороны ФРГ потребовал скорейшей реформы НАТО.

На этом фоне достаточно сложным выглядит процесс разработки новой стратегической концепции НАТО, которая должна быть утверждена в конце 2010г. и в ходе которой по сути сталкиваются противоречивые стратегии США и “старых” западноевропейских членов альянса. Параллельно в последние месяцы на новый уровень было поднято военно-техническое сотрудничество между РФ и Европой. Франция выразила согласие на продажу России вертолетоносца “Мистраль”, о желании купить который российская сторона заявила еще в 2009г. По сути впервые между страной – членом НАТО и Россией готовится сделка о передаче столь сложного и дорогостоящего образца вооружений.

Таким образом, процесс формирования новой политической конструкции в отношениях России с ЕС осуществляется параллельно с охлаждением отношений Вашингтона с Москвой и по сути отражает укрепление европейского центра силы в качестве конкурента США в борьбе за глобальную гегемонию. США на этом фоне пытаются вновь задействовать испытанные механизмы воздействия на европейских союзников, но, похоже, общий ход событий на европейском континенте развивается в неблагоприятном для Вашингтона направлении.

Давид Арутюнян, Голос Армении, Еркрамас

В Кремле согласились с Трампом по поводу «перезагрузки»
Москве, как и новому президенту Соединенных Штатов Дональду Трампу, не нравится термин «перезагрузка» применительно к отношениям между Россией и США.

Тимур Батрутдинов переживает кризис
Резидент Comedy Club хочет найти любимую девушку.

Тимошенко призвала к «перезагрузке» власти на Украине
Преодолеть политический кризис на Украине можно только при помощи «полной перезагрузки» власти. Об этом заявила лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко.

Урегулирование кризиса на юго-востоке Украины — одна из тем интервью Д. Медведева «Евроньюз»
Премьер отметил: путь к нормализации обстановки в полном выполнении договорённостей, которые были достигнуты год назад в Минске. В Донбассе…

Развязка кризиса в Молдавии: возможен новый ∎Майдан∎
В Молдавии предпринимаются новые шаги для спасения правящей проевропейской коалиции в условиях разразившегося политического и экономического кризиса.


  • безопасность,
  • ПРО,
  • перезагрузка,
  • Россия,
  • США
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: