Казачья демократия

Насколько современное казачье движение может быть востребовано российской властью? Ведь надежды на то, что «огосударствленное» казачество окажется не столь радикальным в подходах к межэтническим и межконфессиональным отношениям, не оправдались.

В феврале 2010 года российский президент Дмитрий Медведев подписал четыре указа, касающихся войсковых казачьих обществ и их членов. Цель данной президентской инициативы — провести определённую унификацию в рядах российского казачества. В течение года во всех 10 казачьих войсках будет проведён смотр, на котором казаки должны быть в форме, соответствующей той, которая утверждена указом.

По словам заместителя руководителя администрации президента РФ (он же является председателем совета при главе российского государства по делам казачества) Александра Беглова, сегодня «форма одежды у всех казаков разная — каждый надевает ту форму, которую он считает нужной». В этом отношении теперь наведён порядок. Приоритетом же 2010 года для совета по делам казачества станет совершенствование правовой базы (должна быть проведена элементарная инвентаризация тех, кто числит себя казаками).

В этой связи возникает закономерный вопрос. Насколько современное казачье движение может быть востребовано российской властью? Для характеристики современного казачьего движения автор статьи использует термин «неоказачество». Использование данной конструкции представляется нам правомерным по нескольким причинам:

— между историческим казачеством и движением за его возрождение прошёл период почти 70-летнего перерыва;

— казачество как интегрированный социум (паттерн для «возрождения») прекратило своё существование на территории России в 1920 году после ликвидации казачьего сословия и казачьих войсковых структур и территориальных образований;

— историческое казачество претерпело значительные изменения, вызванные последствиями революций, Гражданской войны, эмиграции (1917—1920 годы) и большевистской политикой расказачивания и коллективизации. Оно утратило свои прежние социальные, экономические, политические, военно-полицейские функции;

— исходный социум оказался разбросанным практически по всем социальным группам советского общества (рабочие, колхозное крестьянство, интеллигенция, военнослужащие);

— единственной основой для идентификации потомков казаков Российской империи как представителей казачества осталась «мобилизованная память».

С конца 1980-х годов лидеры и активисты нового движения провозгласили своей основной целью возродить казачество, вернуться к историческому прошлому как к точке отсчёта для нового казачьего социума. Обращение к истории, по идее идеологов казачьего ренессанса, должно было легитимизировать политические претензии нового движения.

Понятие «возрождение» и по сей день остаётся ключевым во всех документах, законодательных актах, публицистических материалах, выходящих из-под пера неоказачьих атаманов. Главная цель движения предопределила его ретроспективный характер. Неоказачье движение начало интенсивный поиск золотого века, не оконченный до сих пор. Ограниченность подобной идеологемы обрекла современных казаков на путь перманентных шараханий из крайности в крайность и в конечном итоге оставила весьма незначительные шансы и на участие в модернизационном проекте, и в конечном счёте на присутствие в актуальном политическом контексте.

Главная проблема для «возрожденцев» состояла (и состоит сегодня) в том, что обращение к опыту прошлого, «духовному багажу предков» становится для них самоцелью. Однако подобный подход исключал (и до сих пор исключает) саму мысль о том, что казачество (до упразднения территориальных казачьих образований в 1920 году и ликвидации советской властью казачьего сословия) не являлось чем-то раз и навсегда данным, не было социально-политическим монолитом.

Напротив, оно представляло собой сложнейший клубок проблем и противоречий (в особенности вследствие процессов складывания индустриального общества в конце XIX — начале XX века). Однако до 1917 года казаков скрепляла в единое целое обязательная военная служба за привилегии. Социальное обособление казаков искусственно поддерживалось российскими государями, не желавшими терять фактически бесплатную военную силу (казаки снаряжались за свой счёт).

Гражданская война воздвигла много разделяющих линий между казаками (и не только по принципу белые — красные, но и монархисты — республиканцы, единонеделимцы — федералисты — самостийники). Добавим сюда также земельные отношения, взаимоотношения казачьего и неказачьего населения (особенно на Кубани и Тереке), внутриказачьи противоречия (на Кубани, например, между линейцами и черноморцами, на Дону между верховыми и низовыми казаками).

Семь десятилетий коммунистического режима способствовали перемешиванию социума, результатом которого стало проникновение казаков во все основные социальные группы. Во многих случаях этот процесс сопровождался утратой казачьего самосознания, а в некоторых, наоборот, обострял его. Для кого-то принадлежность к казачеству ассоциировалась с чем-то архаичным, для кого-то — с возможностью самоидентифицироваться, а главное, самовыразиться.

К 1989—1990 годам (время появления первых неоказачьих объединений) понять, кто из жителей республик, краёв и областей Северного Кавказа больший казак, а кто меньший, было невозможно a priori. В 1993 году Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Ростовского госуниверситета провёл исследование «Казачество и студенчество» (по стандартизированной анкете на основе случайной выборки было опрошено 815 респондентов).

Результаты показали,

Казаков предложили отправить на борьбу с «ИГ»
Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) выступает за разработку госпрограммы поддержки российского казачества. Такое предложение озвучил глава ведомства Игорь Баринов, выступая сегодня на заседании президентского Совета по делам казачества.

Казаки сегодня
После Октябрьской революции и гражданской войны казачество как военно-служилое сословие перестало существовать.

Казачья уха
Приветствую всех категорически и спешу предварить вопросы на тему – « Что за бред?!», « Что за уха?!» Мне в своё время очень понравилось название рубрики Олега Чувакина — « Геополитическая мозаика» — всеобъемлюще, образно и доходчиво.

СМИ: демократы продолжают запугивать выборщиков в США
ФБР должно провести проверку деятельности Демократической партии в связи с продолжающимися угрозами в адрес американских выборщиков и неясными источниками финансирования антиреспубликанских акций протеста, говорится в статье на страницах газеты Observer.

Путин: курс на развитие прямой демократии будет продолжен
Курс на развитие институтов прямой демократии в России будет продолжен, заявил президент РФ Владимир Путин, выступая сегодня с ежегодным Посланием Федеральному Собранию.


  • госуправление,
  • Медведев,
  • казачество
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: