Эксперты: Вильнюс хочет в одиночку победить на газовом фронте

Литва построит собственный терминал сжиженного природного газа ТСГ, не ожидая решения Еврокомиссии о выборе места для реализации аналогичного балтийского проекта.Вильнюс планирует к 2014году построить в Клайпедском порту терминал по приему сжиженного газа (ТСГ).По словам экспертов, ТСГ будет предназначен для литовских потребителей и построен без привлечения средств ЕС, в отличие от терминала балтийского региона, строительство которого, как части единой европейской энергосистемы, готов частично профинансировать Евросоюз.

Вильнюс планирует к 2014 году построить в Клайпедском порту терминал по приему сжиженного газа (ТСГ). По словам экспертов, ТСГ будет предназначен для литовских потребителей и построен без привлечения средств ЕС, в отличие от терминала балтийского региона, строительство которого, как части единой европейской энергосистемы, готов частично профинансировать Евросоюз.
Почему Литва не стала ждать решения Еврокомиссии о выборе места для реализации аналогичного проекта для всего балтийского региона, насколько национальный ТСГ сможет обеспечить энергетическую безопасность страны, и что от этого выиграют страны-соседи?
О перспективе альтернативы Рокас Масюлис, генеральный директор государственной компании Klaipedos Nafta, которая занимается реализацией проекта по строительству терминала сжиженного газа, рассказал, что ТСГ в Клайпеде — это национальное предприятие Литвы стратегического значения, которое будет строиться на литовские деньги. Одна из задач проекта — создать альтернативный путь для поставок российского газа в Литву, который сейчас поступает в страну только по одному трубопроводу через территорию Беларуси. В соответствии с европейским Третьим энергопакетом, каждая страна должна иметь выбор доступа к энергоресурсам, напомнил Масюлис.
«Мы рассчитываем также, что газ, который будет поставляться в сжиженном виде, будет дешевле газа, поставляемого в Литву »Газпромом«, — отметил руководитель Klaipedos Nafta. По его словам, терминал начнет работу в конце 2014 года, а стоимость инфраструктуры обойдется примерно в 200 миллионов евро плюс 43 миллиона евро в год за аренду плавучего терминала-судна, которое на 10 лет уже заказано у норвежской компании Norway Hoegh LNG с возможностью последующего выкупа. Конкретные поставщики газа пока не определены, ведутся переговоры, подчеркнул Масюлис.
»Планируется, что мощность ТСГ достигнет 4 миллиардов кубометров в год при общем потреблении газа в странах Прибалтики менее 6 миллиардов«, — отметил директор госпредприятия. По его словам, локальный литовский терминал сможет в будущем работать для всего балтийского региона, поскольку предприятие получит для этого все технические возможности. Рокас Масюлис заявил, что развитие проекта, осуществляемого компанией Klaipedos Nafta, не исключает в перспективе объединение с польской системой снабжения газом после того, как будет построен трубопровод Литва-Польша.
Литва ждать не может Готовность Вильнюса самостоятельно финансировать строительство ТСГ в Клайпеде заведующий лабораторией комплексных энергетических исследований Литовского института энергетики, профессор Вацловас Мишкинис объясняет короткими сроками реализации проекта. »Это помогло бы уже в 2014 году повысить надежность газоснабжения страны, а также способствовало бы созданию конкурентной среды на поставки природного газа«, — считает профессор Мишкинис.
И все же, по мнению эксперта, наиболее правильным экономическим решением для Прибалтики было бы создание общерегионального терминала в Латвии с помощью ЕС. Аналитик считает, что уже существующая там инфраструктура и местные подземные газохранилища дали бы странам Балтии, в том числе и Литве надежный резерв для поставок и в большей степени удешевили бы цены на газ.
»Но постройка балтийского терминала при поддержке Евросоюза, как и проект Польши по прокладке газопровода и доставке сланцевого газа в страны Балтии, который будет реализован не ранее 2018 года — слишком далекая перспектива«, — подчеркнул Мишкинис. Поэтому, по его словам, правительство не стало ждать, ведь Литва вынуждена импортировать около 80 процентов энергии.
Хотя, несмотря на то, что закон о строительстве ТСГ утвержден президентом Литвы, в национальном проекте пока больше вопросов, чем ответов, полагает Вацловас Мишкинис. И главные из них — во сколько обойдется в конечном итоге строительство инфраструктуры и закупка газа.
Политика vs. экономика?
Старший эксперт Вильнюсского Центра геополитических исследований Вадим Воловой обращает внимание на то, что официальная оценка перспектив строительства литовского ТСГ отличается от мнения независимых экспертов. Хотя и те, и другие не оспаривают необходимость снижения энергетической зависимости от России, но оценивают экономическую выгоду этого проекта по-разному, подчеркивает Воловой.
Он считает, что учтены не все расходы на реализацию национального проекта, в итоге они могут оказаться намного больше, и может быть не достигнута заявленная цель — снижение цены на газ. По словам эксперта, правительство уже обязало литовских потребителей покупать из терминала в Клайпеде 25 процентов газа, хотя неизвестно, какой будет его стоимость, и кто будущие поставщики.
»Существует также большая вероятность того, что литовский проект газового терминала может не получить дальнейшего развития из-за больших расходов«, — говорит эксперт. Он напомнил, что именно из-за отсутствия экономической выгоды из проекта по строительству АЭС в Литве уже вышла Польша, не находит своего интереса в нем и Латвия. Официальной реакции соседних стран на строительство литовского газового терминала пока нет, но надо уметь договариваться с соседями, потому что победить в одиночку на энергетическом фронте трудно, считает Воловой.
Он замечает также, что решение о строительстве ТСГ в Клайпеде появилось в преддверии парламентских выборов в Литве, его инициатором является правящая партия. »Возможно, поэтому здесь не столько экономический расчет, сколько политическая подоплека", - констатирует Вадим Воловой. Источник:  Русская служба DW

Источник: 7news.in.ua

Мариан Лупу намерен подать заявку на членство Молдавии в ЕС в случае победы на выборах
Председатель Демократической партии Молдавии (ДМП), кандидат на пост президента от правящей коалиции Мариан Лупу намерен подать заявку на членство Молдавии в Евросоюзе в случае победы на выборах.

Савченко уверена в свой победе на выборах президента Украины
Депутат Надежда Савченко уверена в своей победе на президентских выборах на Украине. Об этом бывшая украинская военнослужащая заявила в интервью немецкому изданию Deutsche Welle.

Кербер искупалась в реке в честь победы на Australian Open
Немецкая теннисистка в финале одолела Серену Уильямс (6:4, 3:6, 6:4). После матча она подчеркнула, что уже забыть об обещании.

СМИ: в случае победы на выборах Собянин может взять Навального к себе на работу
Врио мэра Москвы Сергей Собянин в случае победы на предстоящих выборах теоретически может пригласить своего конкурента Алексея Навального на работу в правительство Москвы.


  • ГАЗ,
  • Проект,
  • Терминал,
  • Строительство,
  • Мишкинис
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: