Школа внесоюзного значения

Людмила Казарян о программе «Что вы знаете про эстонскую анимацию?» Классические эстонские мультфильмы, хоть и сняты в Советском Союзе, на удивление несоветские. И несмотря на свой солидный возраст — а созданы они в 1950-1970-х годах,-- до сих пор производят впечатление странных, «перевернутых», слегка безумных. Так, в «Городе мастеров медовых дел» (1983) Хейно Парса, увы, не вошедшем в репрезентативную ретроспективу ММКФ, пчелы внешне очеловечены, но живут по законам улья, поэтому на…

Классические эстонские мультфильмы, хоть и сняты в Советском Союзе, на удивление несоветские. И несмотря на свой солидный возраст — а созданы они в 1950-1970-х годах,— до сих пор производят впечатление странных, «перевернутых», слегка безумных. Так, в «Городе мастеров медовых дел» (1983) Хейно Парса, увы, не вошедшем в репрезентативную ретроспективу ММКФ, пчелы внешне очеловечены, но живут по законам улья, поэтому на свадьбе пчелиная матка в белом платье окружена женихами-трутнями в смокингах. Предводительница пиратов из «Кровавого Джона» (1974) Эльберта Туганова — гибрид нечистой силы в женском образе и секс-бомбы.
Их странность не зависит от того, в каком жанре они созданы: сказка («Северный дракон» Туганова,1959; «Снежная мельница» Парса, 1970), лирическая полусказка («Последний трубочист» Туганова,1964; «Март и его хлеб» Парса, 1971), юмористическая («Пешеходы», 1971, и «Упрямцы», 1966, Туганова) или сатирическая анимация («Так точно!» Туганова,1963; «Сказка о Его Высочестве» Парса, 1974).
Впрочем, и зарождалась эстонская анимация причудливо. Ее отец-основатель Эльберт Туганов впервые соприкоснулся с мультипликацией в Берлине в 17-летнем возрасте: окончив гимназию, он с 1937 года работал на небольшой студии рисованных фильмов. Его биография могла бы стать и сюжетом для авантюрного романа, и основанием для расстрельной статьи. Сын осетина и эстонки, он родился в Баку, потому-то и фамилия его звучит непривычно для эстонца. Эстонские спортсмены, у которых он работал гидом на берлинской Олимпиаде 1936 года, приняли его за шпиона, не поверив, что простой берлинский гимназист может так хорошо говорить по-эстонски.
Вернувшись на родину, чтобы служить в эстонской армии, окончание Второй мировой войны он встретил солдатом уже Красной армии. Демобилизовавшись, он одиннадцать лет рисовал и снимал титры на Таллинской киностудии, а в 1958 году стал режиссером первого эстонского кукольного мультфильма «Сон маленького Пеэтера» по сказке датчанина Йенса Сигсгорда. В его создании принимали участие еще два известных впоследствии эстонских мультипликатора — 27-летний Рейн Раамат как художник и 33-летний Хейно Парс как ассистент оператора.
Так началась эстонская школа анимации, неоднократно завоевывавшая призы на международных и всесоюзных фестивалях. Формально оставаясь частью советской мультипликации — прославленный Раамат стажировался у не менее именитого Федора Хитрука,— она в то же время воспринималась как явление отдельное, стоящее особняком, более известное и изучаемое за пределами Советского Союза.
Во времена застоя рецепт победы из «Капитанской дочки» — «действовать не оборонительно и не наступательно, а подкупательно» — широко применялся на окраинах Советского Союза. Республики Прибалтики в качестве взятки получали не только лучшее снабжение, чем соседи, но и большую свободу, формальную и концептуальную, предоставленную людям искусства.
В Эстонии мультфильмы часто снимали или задумывали профессиональные художники, весьма далекие от социалистического реализма, которых в России причислили бы к злокозненным авангардистам. «Эмоциональное воздействие живописи на зрителя, чисто живописные ценности всегда представлялись мне чрезвычайно важными»,— писал Раамат, создатель и руководитель отделения рисованных фильмов на студии «Таллинфильм», лауреат множества фестивалей и премий. Художник по образованию, к работе над мультфильмом «Большой Тылль» (1980) он привлек знаменитого Юри Аррака, а в мультфильме «Ад» (1983) оживил экспрессионистически-декадентскую графику Эдуарда Вийральта (1898-1954).
Вот и из пяти режиссеров, чьи фильмы представлены на ММКФ, трое — профессиональные художники. Помимо Раамата это Андо Кесккюла и Хейнц Валк. Кесккюла (1950-2008) — участник группы художников-авангардистов SOUP?69, один из создателей интерактивной видеоинсталляции «Дыхание» на Венецианской биеннале 1999 года. Валк (род. 1936) — известный карикатурист. Сняв всего по два мультфильма каждый — в ретроспективу включены «Зайчонок, который не хотел спать» (1975) Кесккюля и «Кто? Что? Где?» (1970) Валка,— они тем не менее сыграли важнейшую роль в развитии эстонской анимации.
Эти фильмы ускользали от любой одномерной, тем более идеологической, интерпретации. Так, в «Жар-птице» Раамата конфликт черно-белого мира черной кошки и многоцветного мира волшебной птицы можно трактовать и как антифашистскую метафору, и как протест против бесцветной уравниловки, и как порыв художника к свободе самовыражения, ну и само собой, как извечную борьбу добра и зла.
В последние годы эти некогда всеми любимые фильмы даже на родине демонстрируют очень редко. Видимо, поэтому в ретроспективу вошли только две ранние работы Раамата — «Жар-птица» и «Надоедливый музыкант и другие шутки-малютки» (1972). Остались за кадром и новаторские для своего времени работы Парса, например цикл об операторе Кыпсе, в котором режиссер смело вписывал кукольных героев в живую природу.
Источник: www.kommersant.ru

Юные модели школы Елены Шериповой вновь выйдут на подиум
С 15 по 20 ноября 2016 года в Москве пройдет XII сезон Международной ювелирной недели моды Estet Fashion Week. Организатором и автором проекта является Ювелирный дом «Эстет», в роскошном Зале Торжеств которого и состоится этот праздник красоты и дизайнерской фантазии. Осенний сезон приурочен к 25-летнему юбилею Ювелирного дома «Эстет». Estet Fashion Week не зря снискала славу самой креативной недели моды Москвы. Её отличительными чертами стало наличие тематических показов, от готики и этно до футуристических и авангардных изысканий. Основной же отличительный...

В Литве разработают систему борьбы с насилием в школах
Сейм Литвы сегодня, 18 октября, принял представленные президентом Далей Грибаускайте поправки к закону об образовании, в которых предлагается создать систему борьбы с насилием во всех общеобразовательных школах и учреждениях профессионального…

В школах Монголии запретили смартфоны
Министр образования, культуры, науки спорта Монголии Ж. Батсуурь 16 сентября издал приказ об ограничении использования смартфонов и Интернета в школах В соответствии с приказом преподавателям и школьникам запрещено использование умных…

Опрос: Нацменьшинства Литвы — за преподавание в школах родного языка, истории и культуры
О необходимости воскресных школ говорит меньше представителей национальных меньшинств — 56%. Кроме того, 60% респондентов считают, что им важно, чтобы их дети посещали русский или польский детский сад.


  • ПАРС,
  • Туганов,
  • Ретроспектива,
  • Раамат,
  • Фильм
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: