Актуальные валькирии

Прошел оперный фестиваль в Риге Фестиваль опера Пятнадцатый фестиваль в Латвийской национальной опере представил премьеры двух последних сезонов. «Гибель богов», показанную в ноябре, и совсем новую «Лючию ди Ламмермур» Доницетти слушала и смотрела ОЛЬГА МАНУЛКИНА. Рижская Лючия, сопрано Марина Ребека, входит в когорту латышских певцов, которые выступают на главных оперных сценах мира и регулярно возвращаются в Ригу.

Рижская Лючия, сопрано Марина Ребека, входит в когорту латышских певцов, которые выступают на главных оперных сценах мира и регулярно возвращаются в Ригу. Певцов сюда влекут не только ностальгические и патриотические чувства: для Ребеки режиссер Андрейс Жагарс и художники Андрис Фрейбергс и Катрина Нейбурга создали точный по стилю спектакль и выверенный рисунок роли. В отличие от «Лючии» в театре Станиславского (лучшего спектакля «Золотой маски»-2010), также кисти Фрейбергса, в столь же минималистичной рижской постановке выбор места и времени действия пал на Рим эпохи Муссолини. Однако он присутствует в спектакле лишь фоном — холодный мрамор стен, монументальные головы и торсы скульптур на видео, арки, ступени: во всем та же элегантность, что и в щегольских мундирах военных или в переливах палевых красок в костюмах штатских, созданных Кристине Пастернакой.
В этой роскошной, холодной, монументальной раме, частью которой являются и окружающие Лючию мужчины: Генри (Янис Апейнис), Раймонд (Илья Банник) и даже Эдгар (Мурат Карахан), героиня обречена — никакой политики, только личное. Лючия появляется на сцене девушкой из кино 1930-х: мечтательной, порывистой, влюбленной,— «хорошая девочка Лида». А в сцене сумасшествия певице и режиссеру удается вернуть колоратурам их изначальный смысл — воплощения аффекта, когда ни один пассаж, ни одна высокая нота не относятся к области вокальной пиротехники, притом что выполнены они безупречно.
Постановка «Кольца нибелунга» к 200-летию Вагнера для многих театров — священный долг и для Латвийской оперы тоже: все-таки Вагнер два года руководил Немецким театром в Риге, да и «Кольца» целиком здесь не было целых сто лет. Но постановка тетралогии — всегда героическое деяние, а в 2013-м особенно: как справедливо говорит Жерар Мортье, вагнеровских певцов не хватит на всех. Рига может ждать юбилея спокойно — у нее есть внушительный интернациональный состав, а такой Брунгильде, как Кэтрин Фостер, может позавидовать и Метрополитен.
Музыкальный руководитель постановки — Корнелиус Майстер, но один спектакль был доверен 26-летней Йоане Малльвиц. Женщина, дирижирующая «Кольцом», должна быть по меньшей мере валькирией; видимо, юная немецкая музыкантша из их числа: лаконичными жестами она направляла звуковой поток, и эта громада ей повиновалась, дышала, гибко меняла темпы; исполнение было внятное и пластичное.
В Риге планировали отдать тетралогию четырем режиссерам, но в результате три оперы, кроме «Золота Рейна» (Штефан Херхайм), поставил латышский режиссер Виестурс Кайришс. Веришь, когда он говорит, что эта работа изменила его собственную жизнь: есть ощущение, что он сам прошел сквозь «Кольцо», пожил среди героев, поучаствовал в коллизиях, по-товарищески попытался что-то изменить, предотвратить.
Бывает, убедительно описанная концепция не работает в звучащем времени оперы. У Кайришса, скорее,— и к счастью — наоборот. Главное — это какой-то инстинктивный, временами наивный контакт с вагнеровской партитурой, и это дело абсолютно невербальное: то, как режиссер улавливает токи, идущие из оркестра, как ощущает музыкальное время. Броские картинки — внешнее; фотографии и трейлер дают неверное представление о спектакле. Мало сказать, что Брунгильда и Зигфрид (Ларс Клевеман) — дети цветов, что повсюду травка и что на единственной простыне в их бревенчатом домишке (костюмы и сценография Иевы Юрьяне) Брунгильда пишет: «Make love, not war». Или что Гибихунги и Хаген играют в шведскую семью, и в их порочный уют — буквально в их постель вламывается Зигфрид в своих сапожищах. Все это осталось бы трюком, если бы характеры и отношения не было отыграны в каждом такте и жесте.
С героями Кайришса успеваешь породниться: не ходячие символы, но живые люди; харизматичный Хаген Йохана Шинклера — не воплощенное зло, но человек, истории которого мы можем сопереживать. Здесь много юношеского хулиганства — чего стоит необъятных размеров беби-Гунтер (Маркус Юпитер) в необъятных же трусах и барби-Гутруна (Элисабет Стрид), или сцена охоты, разыгранная в сауне, или завернутый в огнеупорную фольгу Зигфрид, проходящий через огненное кольцо. Отношение как бы панибратское — что-то вроде «Это же наш, рижский Вагнер! Тот, что задолжал и смотался!», но парадоксальным образом это не мешает самой сумрачной, самой зловещей опере тетралогии вершить свой путь, предначертанный лейтмотивом судьбы. А публике — все четыре с лишним часа смотреть и слушать не отрываясь.
Источник: www.kommersant.ru

Подведены итоги IV Всероссийского форума «Актуальные вопросы управления государственной собственностью»
26 октября 2016 года в Москве состоялся IV Всероссийский форум «Актуальные вопросы управления государственной собственностью», организованный Национальной ассоциацией корпоративных директоров (НАКД) при поддержке Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Участниками мероприятия стали около 300 членов советов директоров и топ-менеджеров государственных и частных компаний. Форум стал влиятельной ежегодной платформой для обсуждения актуальных вопросов управления государственной собственностью в современных...

МВФ считает актуальным проведение в Азербайджане жесткой денежно-кредитной политики в условиях высокой инфляции
Международный валютный фонд (МВФ) считает актуальным проведение в Азербайджане жесткой денежно-кредитной политики в условиях высокого инфляционного давления. \«В странах-экспортерах нефти в регионе Кавказ и Центральная Азия (КЦА) инфляция в текущем…

8 убийственных ароматов против комаров. Актуально, как никогда
На закате лета в Брянске резко активизировались комары. Спасения от них нет ни возле водоемов, ни на дачах, ни в квартире. Но, оказывается, справиться с комарами можно довольно просто.

Мутко: Кубок Содружества закрыт, он потерял свою актуальность
Министр спорта РФ и президент РФС Виталий Мутко объявил о закрытии Кубка Содружества. «Кубок Содружества закрыт. Он потерял свою актуальность.


  • Зигфрид,
  • Лючие,
  • Опера,
  • Певцов,
  • РИГА
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: