Олег Пухляк: «У русской общины Латвии крепнет интерес к своим…

Олег Пухляк: «У русской общины Латвии крепнет интерес к своим…ИА REGNUM беседует с Олегом Пухляком — известным русским историком, проживающим в Латвии. У О. Пухляка недавно вышла новая книга под названием «Действия русского и английского флотов под Ригой в 1812 году».

ИА REGNUM беседует с Олегом Пухляком — известным русским историком, проживающим в Латвии. У О. Пухляка недавно вышла новая книга под названием «Действия русского и английского флотов под Ригой в 1812 году». Кроме того, он принимает активное участие в деятельности юбилейного комитета, занимающегося организацией мероприятий, посвященных двухсотлетию изгнания наполеоновских войск из Прибалтики. Темой беседы, естественно, стала деятельность Олега Николаевича на исследовательском, писательском и организационном поприще.

ИА REGNUM: На днях у вас вышла в свет книга «Действия русского и английского флотов под Ригой в 1812 году». Эта тема является достаточно необычной для сегодняшнего времени. Чем же был обусловлен ее выбор?

Тема Отечественной войны 1812 года — она очень емкая и захватывающая. Ведь, скажем, про ту же «оккупацию» 1940 года сломано уже столько копий, что мне заниматься тем же самым было бы уже не так интересно. А вот Отечественная война до сих пор остается, в значительной степени, «неисследованной территорией». Но вот под каким углом я, латвийский историк, мог бы за нее взяться? Как известно, все основные тогдашние сражения, вроде смоленского, бородинского и малоярославского, прошли далеко от наших пределов. Так что писать из Риги, скажем, о Бородине было бы для меня весьма и весьма проблематично. С другой стороны, очень много значимых событий той войны имели место именно на территории сегодняшней Латвии. Соответственно я взялся за них, проделал достаточный объем работы — и к настоящему моменту у меня накопилось материала уже на солидный многостраничный труд.

ИА REGNUM: Действительно, военная кампания 1812 года на территории современной Латвии сопровождалась множеством событий. Почему же вы выбрали относительно «узкую» флотскую тему?

Опыт показывает, что когда ты ходишь с толстым томом под мышкой, то найти издателя на него весьма проблематично. Гораздо проще, когда ты появляешься с тоненькой книжечкой — куда легче найти людей, которые вполне в силах оплатить ее издание. Здесь приходится рассчитывать именно на частных меценатов, поскольку со стороны официальных институций, которые могли бы этим заниматься, я не встретил особой заинтересованности.

ИА REGNUM: К тому же, видимо, современному латвийскому государству не очень интересны события, ассоциирующиеся с историей Российской империи?

Не все так одномерно. Существовал у нас одно время государственный Секретариат по делам интеграции. Кто его только не критиковал! Одни ругали это учреждение за то, что оно, дескать, слишком мало уделяет внимания национальным меньшинствам. Другие, напротив — за то, что вместо того, чтобы заниматься мерами по ассимиляции этих самых меньшинств, Секретариат помогает им поддерживать свою культуру. А я лично могу сказать, что пока он существовал, очень много организаций, в том числе и наше Рижское славянское историческое общество, получали помощь и финансирование. Нет, речь, конечно, не шла о таких суммах, чтобы можно бросить работу и самому стать «профессиональным русским». Но благодаря этой помощи не нужно было тратить деньги из собственного кошелька на то, чтобы организовать выставку, провести какое-либо другое мероприятие… К сожалению, потом Секретариат интеграции прикрыли и получить деньги под какой-либо культурный проект стало куда сложнее…

ИА REGNUM: Другими словами, вы решили, что проще будет выпустить несколько небольших книжек по эпопее 1812 года, а не один большой том?

Совершенно верно. Именно в силу соображений экономического характера тот материал, что был мною подготовлен по событиям 1812 года в Лифляндии и Курляндии, я раздробил на несколько тематических вещей. Соответственно, тема свежевышедшей моей книжки «Действия русского и английского флотов под Ригой в 1812 году» является одним из таких секторов, на которых я сосредоточился. Книга была выпущена при материальной поддержке депутата XI Сейма Игоря Мельникова — спасибо ему огромное! В следующей же книге речь пойдет уже о сухопутных сражениях под Ригой в ходе той кампании. Мною подготовлены публикации и еще по ряду аспектов событий двухсотлетней давности — в частности, про бои за Динабургскую крепость в июле 1812 года. Надеюсь, что книга про динабургские события тоже появится относительно скоро.

ИА REGNUM: Когда различные общественные организации начали заниматься деятельностью по подготовке юбилейных мероприятий, посвященных двухсотлетию изгнания наполеоновских войск из Латвии, несколько раз ставился вопрос о необходимости координации их деятельности. Стоит ли он и на настоящий момент?

Ну, юбилейный комитет и так существует уже полгода. За этот период удалось сделать довольно много — учитывая, что это энтузиазм в чистом виде, поскольку всё делается его участниками во внерабочее время и не оплачивается. Каждый участвующий в данном деле человек — самобытная, яркая личность со своими взглядами, темпераментом, профессией и графиком. И если люди соглашаются сотрудничать друг с другом, то тут уж главное — не навредить.

А навредить здесь очень просто: достаточно лишь, не совещаясь с этими уже длительное время сотрудничающими людьми, принять за них какое-либо решение. Ну, например, такое: вы, мол, всё равно работаете — так давайте работать под руководством некоего дополнительного координационного органа. Вам ведь всё равно, а назначенным координаторам приятно.

Однако возникает вопрос: зачем создавать ещё один совет, когда юбилейный комитет существует уже полгода — и успел не декларациями, а реальными делами доказать свою дееспособность? Более того, Совет общественных организаций Латвии и так, по сути своей, является координационным советом для всех входящих в него организаций. Создавать в его рамках еще один координационный совет, но на сей раз тематический, вряд ли обосновано.

ИА REGNUM: А сколько книг у вас уже готово на данный момент? Как, вообще, проходит процесс подготовки новой книги?

Здесь нужно, в первую очередь, отметить разницу между теми моими книгами, которые уже вышли в печать, и теми, которые еще только дожидаются своего часа на жестком диске. Так вот, опубликованных книг у меня пока еще не так много. Первой из них в свое время выходила «Русские в Латвии со средневековья до конца XIX века». Это моя гордость — потому что в ее рамках широкой публике впервые был представлен общий целостный обзор истории русского населения в Латвии за несколько веков. Раньше подобные книги посвящались разрозненным аспектам истории русских Латвии, отдельным ее периодам. Значительное число таких книг выходило до революции — а в последующие годы этой теме уделялось все меньшее внимание. Ряд публикаций появился в конце прошлого века и начале нынешнего — но единого свода все не было. Это потом уже пошла популяризация подготовленного и изданного двумя тиражами (в 2003 и 2004) моего труда.

С тех пор у меня вышло еще несколько исторических исследований. Тему русских в Латвии я углубил в книжке «Славянская история Латвии. С древнейших времен до конца ХVII века». Речь там идет не только о русских, но и других восточнославянских народах — в частности, поляках, белорусах и т.д. Книга, как можно догадаться из ее названия, посвящена появлению славян на территории нынешней Латвии и о первых веках их жизни там. Здорово, что интерес к этой теме появился у белорусской общины Латвии, а то книжка и сейчас лежала бы на жёстком диске компьютера. Так что, пользуясь случаем, выражаю благодарность участнице общины, депутату Сейма Елене Лазаревой за ее содействие.

Также у меня выходила «Великая Северная война на территории Латвии. 1700-1721». Данная вещь, если б я обладал большими финансовыми возможностями, могла бы быть в изданном виде значительно толще — но я надеюсь на второе издание. Благодаря руководителю общественной организации D.V.I.N.A. Андрею Яковлеву увидела свет книга «100 русских портретов в истории Латвии». Кстати, на ее основе мы провели несколько исторических выставок в разных регионах республики, выпустили диск с аудиорассказами, а саму книгу раздали по многим библиотекам и общественным организациям.

Ну и сейчас у меня пошла, как я рассчитываю, довольно большая серия, посвященная Отечественной войне. Искренне рассчитываю, что вслед за первой ее книжкой будут опубликованы и другие. У меня лежит сейчас несколько книг, дожидающихся своего времени. Мечтаю, что и они когда-нибудь увидят свет. Проблемы с изданием книг я стараюсь возмещать обширной публицистической деятельностью. После того как число моих газетных статей, посвященных разным историческим темам, перевалило за двести, я потерял им счет.

Вообще, что касается неопубликованных произведений, то я из своего опыта прекрасно знаю, что между окончанием написания и публикацией могут пройти годы. В целом, создание книги — процесс в какой-то степени неконтролируемый. Просто когда у меня в результате усердного штудирования источников, походов в архивы и в библиотеки накапливается достаточное количество материала, он закономерно начинает складываться в единое произведение.

Впрочем, в последнее время появился и другой замечательный источник в виде интернета. Я не имею в виду доступность «копипаста» — тут разговор особый. Сегодня существует много различных форумов, в том числе исторических. Обмениваясь информацией и мнениями с коллегами, удаётся получить много интересного материала. Опять же, помогает обилие интересных книг в сети, причём не только «развлекухи», а именно узкоспециальной литературы, которой ни в магазинах, ни в библиотеках достать не получается. К сожалению, будучи «очкариком» со стажем, я вынужден всё больше и читать с экрана.

ИА REGNUM: С вашей точки зрения, насколько велик сейчас спрос на книги, связанные с историей русской общины Латвии?

Тут я хочу ответить вопросом на вопрос. А насколько в обществе есть спрос вообще на литературу, книги, гуманитарные знания? То есть, я хочу сказать, что люди, в массе своей, вообще-то не очень интересуются историей. Да, был всплеск в 1980-е, когда в медийном пространстве одна за одной взрывались «информационные бомбы» с разоблачениями «преступного прошлого» — порождая массу спекуляций и разоблачений, использовавшихся в конкретных политических целях. Тогда сыграл свою роль эффект мгновенного «срыва покровов» и огромное количество людей погрузилось в дискуссии об истинном значении тех или иных исторических событий. В настоящее время со всех сторон, конечно, тоже пытаются спекулировать на истории. Но сейчас такого интереса к ней, как лет 25 назад, и близко не наблюдается. Смешно рассчитывать, что наши труды будут читать сотни тысяч человек.

Но в любом случае устойчивый круг любителей истории всегда есть и будет. А у русской общины Латвии в последнее время естественным образом крепнет интерес к своим национальным корням. У людей появляется настоятельная потребность ответить для себя на вопросы: кто мы? почему мы? куда мы идем? Так что, думаю, покупатель на мои книжки всегда найдется — тем более, что и выходят они отнюдь не миллионными тиражами.

ИА REGNUM: Согласны ли вы с мнением, что интерпретация тех или иных исторических событий в настоящее время сильно зависит от политического заказа? Что, более того, особенность исторической науки такова, что практически любое событие, при желании, можно истолковать совершенно с разных точек зрения?

Если во многих других науках можно проверять истину с помощью эксперимента, то установить экспериментально объективную историческую истину невозможно. Ведь любой факт подразумевает, во-первых, наличие наблюдателя, а во-вторых — воспроизводимость. Но исторические события невоспроизводимы в принципе, а историк, как правило, не является их современником и не может рассматриваться в качестве идеального наблюдателя. Именно поэтому, так называемые «исторические факты» на деле являются интерпретациями — зависимыми от убеждений того или иного историка.

Судите сами. Вот классический пример: вторжение англосаксов в Северную Америку, массовое истребление ими коренного индейского населения и захват их земель. Как толковать данные события с точки зрения самих англосаксов? Естественно, они смотрят на них с сугубо положительной точки зрения, создав вокруг этой темы огромный героический мифологический пласт, или просто замалчивая отдельные страницы. Да, для приличия, в публикациях последнего времени на эту тему обязательно присутствуют «дежурные» сожаления. Однако никто из авторов этих политкорректных раскаяний не делает политических выводов о необходимости деколонизации Америки. Ну а что скажут насчет истории завоевания Америки сами индейцы? Понятно, что ничего хорошего — мягко говоря.

Кстати, подобная амбивалентность присуща очень многим темам мировой истории. В результате же получается, что тот, кто сейчас силен и при власти, — тот и диктует, как надо понимать историю. Любое государство, обладающее политической волей, тут же начинает творить свой собственный государствообразующий миф — и Латвийская Республика тут не исключение. Помню, посещаем мы как-то с товарищем знаменитую базилику в Аглоне — и экскурсовод начинает нам повествовать, как когда-то пришло в Латгалию христианство, а потом войска Ивана Грозного разрушали и сжигали тамошние церкви. Я поинтересовался: «А как, по-вашему, впервые пришло в Латгалию христианство?» Дело в том, что уже в конце XII века на землях современной Восточной Латвии распространялось христианство в его восточном, православном, варианте. На археологическом материале это обстоятельно показал в своё время замечательный историк и археолог Эвалд Мугуревич. В Ерсике и Кокнесе, которые были в то время крупнейшими населёнными пунктами на территории Латвии, стояли каменные церкви с бронзовыми колоколами. Бронзовыми! Это при том, что знаменитому Соловецкому монастырю такие колокола удалось получить только в качестве пожертвования от Ивана Грозного во второй половине XVI века. В немецкой хронике Генриха рассказывается, как во время крестовых походов эти храмы были уничтожены, а колокола в качестве трофеев доставлены в Ригу. Мне отвечают — православие в Латгалию принесли миссионеры из Византии! Но какие могут быть миссионеры из Византии, когда под боком находилась обширная православная Русь?! Переспрашиваю — может из Полоцкого княжества? Нет, отвечают, причём здесь Полоцкое княжество? Из Византии. Вот тебе и пример современного мифотворчества.

Более того, здешний миф неоднократно менялся. Так, во времена Латвийской ССР считалось, что наша история начинается, естественно, с 1917 года, когда советская власть здесь была провозглашена в первый раз, а в 1918 году восстановлена. Возобновленная в 1940 году Латвийская ССР рассматривалась в качестве прямой преемницы первой советской республики, существовавшей в 1918-1920 гг. В свое время отмечали 50, 60, 65 лет советской власти в Латвии — не по фактическому состоянию, а с момента провозглашения. Ну а весь период 1920-1940 гг. из этой схемы как бы «выпадал». Сейчас господствует та же схема, только наоборот. По ней история начинается с 18 ноября 1918 года, когда была провозглашена независимость — и тоже отмечается 75, 80, 90 лет существования Латвийской Республики. Теперь, разумеется, «выпадает» период первой ЛССР и время «оккупации» с 1940-го по 1991-й.

Иногда раздаются робкие голоса о необходимости искать точки соприкосновения. Я и сам верю в слова замечательного латышского поэта Яниса Райниса о том, что «не народ против народа, а вместе против тьмы». Но когда начинаешь смотреть новости, то создаётся ощущение, что к устраивающему всех нас компромиссу мы придём лишь в тоталитарном технократическом будущем, когда идеологически выверенная информация начнет через специальный разъем в затылке подаваться прямо в мозг по кабелю.

ИА REGNUM: Есть мнение, что русская община Латвии понемногу «размывается» — народ вымирает, разъезжается, да и понемногу ассимилируется. Исходя из этого, не опасаетесь ли вы, что в будущем читателей для ваших книг не останется?

Даже если все произойдет именно так, читатель, я уверен, найдется. Не массовый, повторяю, но все же… Ведь русские живут не только в Латвии — и события местной истории наверняка могут представлять интерес и для русских соотечественников. Да и латышей, которые могут читать на русском языке, тоже не следует сбрасывать со счетов. Опять же, не стоит забывать о любителях истории вообще — любой национальности. Так что, у меня никоим образом нет ощущения, что я пишу свои книги зря.

Источник: www.regnum.ru

Лидеры русской общины Латвии: Школы без боя не отдадим
В частности, сопредседатель правления «Русского союза Латвии», депутат Европарламента Татьяна Жданок заявила: «Русский союз Латвии» доказал свою готовность отстаивать интересы русского населения страны.

Новым главой Русской общины Латвии стал Валерий Кравцов
Экс-депутат X Сейма Латвии и Думы Лиепаи, предприниматель Валерий Кравцов в ходе общего собрании был избран президентом общественной организации «Русская община Латвии» (РОЛ), сообщает портал mixnews.lv. Ранее президентом Русской общины…

Русская община Латвии вспомнила о довоенной собственности
Русская община Латвии, следуя примеру еврейской общины, начавшей с политиками переговоры о реституции принадлежавшей ей до Второй мировой войны собственности, решила выявить объекты недвижимости, до войны принадлежавшие русским общественным организациям. Как передают латвийские СМИ, об этом сообщил член правления Русской общины Латвии Игорь Ватолин. После дискуссии в общине решено изучить, что принадлежало русским обществам в довоенной Латвии, так как сейчас такой информации у нее нет.

Латвийские правоохранители отпустили сопредседателя Конгресса русских общин Латвии
Латвийские правоохранители отпустили задержанного в аэропорту Риги сопредседателя Конгресса русских общин Латвии Александра Гапоненко, передает «РИА Новости» 18 ноября. Латвийские СМИ ранее сообщили о задержании Гапоненко в рижском аэропорту.


  • Латвия,
  • История,
  • МЕНЬ,
  • Книга,
  • Событие
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: