Белорусский историк: Истоки белорусской государственности — в Древней Руси…

«Республика Беларусь — наследница БССР, а БССР — это детище советского строя», — заявил 14 декабря корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, кандидат исторических наук Александр Бендин, комментируя заявления провластного Союз писателей Белоруссии и министерства культуры Белоруссии о необходимости установки памятника…

«Республика Беларусь — наследница БССР, а БССР — это детище советского строя», — заявил 14 декабря корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, кандидат исторических наук Александр Бендин, комментируя заявления провластного Союз писателей Белоруссии и министерства культуры Белоруссии о необходимости установки памятника литовскому князю и предоставления льгот изучающим белорусский язык.

Напомним, в Белоруссии два государственных языка — русский и белорусский, наделённых Конституцией равными правами. Большинство населения использует русский язык. 13 декабря председатель СПБ Николай Чергинец (в недавнем прошлом — высокопоставленный чиновник) заявил о необходимости организовать курсы белорусского языка и предоставить льготы тем, кто будет изучать белорусский язык на данных курсах. «А стимулом может стать сокращение на час рабочего дня», — отметил Чергинец.

Министерство культуры Белоруссии, в свою очередь, объявило конкурс на создание эскизных проектов памятника Миндовгу — основателю и первому князю Великого княжества Литовского. «Целью конкурса является поиск наиболее выразительного образа легендарного князя Миндовга, личность которого символизирует глубокие исторические традиции существования белорусского государственности», — говорится в сообщении Минкультуры Белоруссии.

По мнению Бендина, в случае с памятником князю ВКЛ Миндовгу, который позиционируется как символ «белорусской государственности», игнорируются общеизвестные исторические факты. «В данном случае о белорусской государственности не может быть и речи, — сказал историк. — Очень сложно, оценивая то время, говорить об определенной этнической принадлежности Великого княжества Литовского, известного также как Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское».

Белорусский ученый считает, что памятник литовскому князю является «элементом этнической мифологии, которая формировалась на протяжении десятилетий и легла в основу этнического национализма», хотя нынешние власти Белоруссии заявляют о том, что не одобряют этнический национализм.

«Истоки белорусской государственности восходят к Древней Руси. Полоцкое, Туровское княжества — это была одна Русская земля, одно Древнерусское государство. У нас один общий исток — древнерусская государственность», — заявил Бендин. При этом он оговорился: ряд исследователей ставят вопрос об истоках русской государственности. Тем не менее, считает Бендин, если речь идет об установлении истоков белоруской государственности, то присматриваться следует к таким фигурам, как Владимир Мономах, к Древнерусскому государству со столицей в Киеве.

«В период древнерусской государственности была древнерусская народность», — убеждён белорусский ученый. — Великое княжество литовское — это полиэтничное государство, и говорить об истоках белорусской государственности в ВКЛ — некорректно". Белорусский ученый считает, что установка памятников является методом внедрения в сознание белорусов символов новой политической мифологии, и одним из примеров этого является установка памятников князьям Великого княжества Литовского. «Памятник должен стать пластической, художественной формой этой мифологии», — сказал Бендин, отметив, что формирование политической мифологии связано с созданием образов, воплощенных в пластической форме.

«При Миндовге произошло формирование полиэтничного государства, но никак не белорусской государственности», — сказал историк, оценивая правомерность " этнической маркировки" ВКЛ. Бендин напомнил о том, что и в исторических источниках встречаются такие названия земель нынешней Белоруссии, как «Литовская Русь» и «Западная Русь», но, при этом, в источниках не идет речи о формировании белорусской государственности, и делать вывод о неких её «истоках» преждевременно.

«Смысл установки памятника Миндовгу в том, чтобы показать: Миндовг — один из основателей белорусской государственности, что противоречит историческим фактам, исторической правде. Из установки памятника Миндовгу должен последовать вывод о том, что Республика Беларусь продолжает традицию ВКЛ. На самом деле РБ — детище Советской власти, но никак не средневековья», — сделал вывод белорусский ученый.

«Советское нациестроительство было основано на марксистской идеологии, волевых решениях партийных органов и Советов. РБ — наследница БССР, а БССР — это детище советского строя. Когда сегодня истоки Республики Беларусь ищут в древности, то тем самым стремятся легитимировать, оправдать современные процессы», — добавил Бендин. Поэтому, считает белорусский ученый, памятник Миндовгу, если к нему приплетают «белорусскую маркировку», станет символом политической мифологии.

Бендин согласился прокомментировать заявление руководителя провластного Союз писателей Белоруссии о том, что изучающим белорусский язык следует предоставить особые льготы, в частности — сократить рабочий день на час. По мнению белорусского ученого, заявление Чергинца является призывом к нарушению прав русскоязычного населения Белоруссии.

«В Конституции не сказано, что белорусский язык имеет некие преференции, — напомнил Бендин. — Создание привилегий одному языку за счет другого — это неконституционно. Здесь явно взывают к национальному долгу, но это неправильно с правовой точки зрения».

«Националисты идут на сознательный подлог — государственный язык титульной нации называют „языком родным“, что не соответствует действительности, — сказал Бендин. — С точки зрения современной этнологии „родной язык“ для конкретного человека или группы людей — это тот язык, на котором этот человек (или группа людей) разговаривает и думает. Государственный язык и родной — это не одно и то же. Язык титульного этноса — не всегда „родной“. Для подавляющего большинства жителей Белоруссии русский язык является родным, т.к. большинство на нем думает и разговаривает».

Как сообщало ИА REGNUM, в декабре 2011 года Минкультуры Белоруссии объявило конкурс на создание эскизных проектов памятника Миндовгу — основателю и первому князю Великого княжества Литовского.

Напомним также, что власти Белоруссии отказываются обсуждать сроки установки памятника Святой равноапостольной княгине Ольге в городе Витебске и готовятся к установке памятника Ольгерду — князю Великого княжества Литовского, известного своим неоднозначным отношением к христианству и организатора походов на Москву.

Источник: www.regnum.ru

Зарождение и развитие смертной казни в Древней Руси
«Смертная казнь необратима.

Сергей Шиптенко: Белорусский деноминационный восторг
Произошедшее накануне очередной инаугурации Александра Лукашенко можно выразить двумя словами: деноминационное безумие.

Николай Радов. Белорусская экономика в 2015 году: уверенное движение к катастрофе
Очевидно, что в 2015 году политика будет иметь приоритетное место в жизни белорусского государства, проникая абсолютно во все сферы деятельности страны.

Юрий Баранчик: Президент Путин — гарант белорусской государственности
Последние события, происходящие в Москве, а именно начало зачистки медведевской идеологической вертикали, начатая новым главой администрации президента России Сергеем Ивановым, и вхождение накануне президентских выборов в открытую фазу противостояния между сторонниками Великой России (государственники, ведомые Владимиром Путиным) и сторонниками лишения…


  • Белоруссия,
  • Государственность,
  • Бендин,
  • ЯЗЫК,
  • Памятник
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: