России не стоит экономить на кавказской политике

Подписанная в начале ноября 2008 года Майндорфская декларация между Арменией и Азербайджаном при участии России была обречена на провал. Высокопоставленные функционеры в Государственном департаменте США тогда были склонны считать данную инициативу России желанием обрести миротворческий имидж после конфликта в Южной Осетии, что было не лишено логики.

Вполне возможно, что на фоне возникновения проблем на международной арене и угрозы относительной изоляции Россия хотела бы представить свою позицию по карабахской теме в немного ином, мирном изложении. Вместе с тем Москва очень опасается возможного выдвижения со стороны американцев новых инициатив по карабахскому вопросу, что для нее совершенно недопустимо.

Но даже не это стало основным условием попыток России решить карабахскую проблему. Данная инициатива России была непосредственным образом связана с развитием ее отношений с Турцией. Москва предполагала, что в условиях ухудшения турецко-американских отношений ей удастся выстроить новые отношения в регионе и договориться с Турцией о подрыве ряда планов и проектов американцев и вытеснить последних, хотя бы отчасти, из региона.

Перед Россией стоят геополитические и геоэкономические задачи, и значение экономических проблем все более возрастает. Необходимо также принять во внимание «экономизацию» российской политики, обусловленную личными и групповыми интересами современной российской элиты.

Все, что происходило в политике России в 2008-09 годах в южном стратегическом направлении, было подчинено определенным целям, среди которых приоритетное значение имели отношения с Турцией. Этот период характеризовался достаточно высокой динамикой российско-турецких отношений, притирок, соглашений и компромиссов по различным вопросам. При этом, как Россия, так и США хотели бы, чтобы процесс урегулирования турецко-армянских отношений происходил по их сценарию, а не представлял собой результат определенных «подковерных» или публичных договоренностей между Вашингтоном и Москвой.

У Москвы до конца разработанного сценария не было. Как выяснилось, сценарий Вашингтона оказался если не ложным, то, во всяком случае, неадекватным условиям и действующим в регионе факторам. В то же время имеются аналитические выкладки, доказывающие, что России была чужда идея увязки интересов и целей Турции с карабахской проблемой. Если бы Россия имела возможность привести ситуацию к обусловленности урегулирования карабахской проблемы с принципиальными уступками Турции по ряду стратегических и тактических задач, то это стало бы крупнейшим достижением ее политики.

Это дипломатическое достижение дало бы возможность игнорировать реальные позиции США и представляющей Европу Франции и заключить определенные договоренности вне рамок Минской группы ОБСЕ. Однако в Москве, к счастью для России и Армении, очень скоро поняли, что эти намерения совершенно нереалистичны, и именно «сдача» Карабаха привела бы действительно к «тектоническим сдвигам» и полной утрате Россией Южного Кавказа.

Несмотря на то, что подписание Майндорфской декларации не привело к скандальному и явно провальному результату, в политических кругах в Москве поняли, что в региональной политике, даже в отношениях с несоизмеримо менее значительными государствами, могут возникнуть очевидному проблемы, и нужно впредь быть более осторожным. Но главной и неожиданной неприятностью явилось участие Турции, хотя и формальное, в политических процессах Южного Кавказа.

Турция, при одобрении и с согласия России, выдвинула инициативу по региональной стабильности и тем самым сделала серьезную заявку на новую роль в регионе. Надежды России на то, что эта инициатива может полностью ею контролироваться, не имели никаких оснований. Турция собирается играть по-серьезному, имея в виду стратегическую перспективу. При этом Россия продолжала наблюдать, каким образом США без каких-либо серьезных уступок продолжали свою «патронажную» политику в отношении Анкары.

Одновременно Европейский Союз, прежде всего Франция и Германия, продолжали игнорировать мнение и интересы Турции по ряду важнейших проблем. И эти обстоятельства в значительной мере повлияли на турецкую политику России.

Нужно осознавать, что Россия и США, понимая неотвратимость открытия армяно-турецкой границы, тем не менее, хотели бы «записать» это на свой политический счет. При этом России и США необходимо категорически развести турецко-армянскую и армяно-азербайджанскую проблемы. Так Москва и выстраивает свою политику – при согласии США, что выдается последними как соглашение с РФ. Несмотря на стремление России добиться договоренностей с Турцией, ее политика могла быть более эффективной в условиях «заговора» в отношении Анкары, к чему она могла объективно присоединиться.

Более чем однозначные заявления ведущих российских политиков относительно процессов урегулирования турецко-армянских и армяно-азербайджанских отношений являются началом важного этапа в утверждении Россией своей безопасности и интересов. Москва была серьезно озабочена претензиями Турции в регионе, что стало возможным вследствие грубых ошибок тех российских кругов, которые «экономизировали» внешнюю политику своей страны.

Подобная «экономизация» могла бы стать базовым условием внешней политики небольших нефтедобывающих государств, но никак не такой страны, как Россия. Поэтому нужно не только приукрашивать внешнюю политику Москвы, но и отмечать ее ошибки, причины ошибок, источники и факторы, а также определить ее приоритеты в нынешних условиях, которые явно отличаются своей новизной.

«Кавказ Online»

России не стоит участвовать в "Евровидении 2017" на Украине, считаю в СФ
России не стоит участвовать в конкурсе "Евровидение" в следующем году на Украине, считают в Совете Федерации.

Клинцевич: России не стоит участвовать в «Евровидении» на Украине
МОСКВА, 15 мая — РИА Новости. России не стоит участвовать в конкурсе «Евровидение» в следующем году на Украине, считают в Совете Федерации.

Министр обороны: Напрасно латвийцы считают, что России не стоит опасаться
Латвийский министр обороны Латвии Артис Пабрикс («Единство») предупредил, что существует угроза государству со стороны России. Об этом сегодня, 1 июля, пишет издания Diena.

Детский омбудсмен Астахов: США не стоит рассчитывать на исключение из закона об усыновлении
Тем временем судьба американского приюта Ranch for Kids с 15 маленькими россиянами будет решена осенью. Астахов недоумевает – неужели ранчо было продано вместе с детьми.

Мэр Бордо выступил за диалог с Россией «не смотря ни на что»
С соответствующим заявлением выступил мэр Бордо Ален Жюппе, который в настоящее время является лидером праймериз французских «Республиканцев».


  • внешняя политика,
  • Турция,
  • Карабах,
  • Аримения,
  • Азербайджан
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: