Карен Сафарян: Экономика Азербайджана: мифы и реальность

В последнее время различные СМИ и высокопоставленные чиновники часто высказывают мнение, что, в отличие от экономики Армении, которая находится в очень плохом состоянии, экономика Азербайджана переживает период расцвета, демонстрируя беспрецедентно высокие темпы роста. Конечно, учитывая то, что армянская экономика, по-прежнему, имеет ряд проблем, которые необходимо решать, тем не менее, ниже мы попробуем коснуться другой стороны этих утверждений и бросить общий взгляд на некоторые характерные черты азербайджанской экономики и на реальное…

В последнее время различные СМИ и высокопоставленные чиновники часто высказывают мнение, что, в отличие от экономики Армении, которая находится в очень плохом состоянии, экономика Азербайджана переживает период расцвета, демонстрируя беспрецедентно высокие темпы роста. Конечно, учитывая то, что армянская экономика, по-прежнему, имеет ряд проблем, которые необходимо решать, тем не менее, ниже мы попробуем коснуться другой стороны этих утверждений и бросить общий взгляд на некоторые характерные черты азербайджанской экономики и на реальное благосостояние населения Азербайджана.

Основной акцент, при помощи которого соответствующие азербайджанские официальные круги пытаются абсолютизировать темпы роста экономики своей страны, касается динамики экономического роста. Этот факт с большим энтузиазмом воспринимается в некоторых азербайджанских кругах. В связи с этим президент Ильхам Алиев во время посвященной Азербайджану интерактивной сессии 29 января этого года в Давосе объявил даже о том, что экономика Азербайджана по конкурентоспособности находится на первом месте среди стран СНГ (1).

Это утверждение так же было основано на данных о темпах роста азербайджанской экономики. Тем не менее, остается открытым следующий вопрос: являются ли процесс экономического роста и уровень конкурентоспособности экономики сопоставимыми явлениями? Или, если в экономике отмечается экономический рост, то в случае с Азербайджаном можно ли считать это достаточным условием, чтобы сопоставить его с повышением уровня жизни населения? Ведь конечная цель любого экономического роста должна сводиться именно к обеспечению соответствующих условий безопасного существования государства и организации наиболее полноценной жизни его населения. И поэтому реальная оценка экономических достижений дается на основе этих обстоятельств, то есть насколько экономический рост сопровождался обеспечением условий для более безопасного существования государства и для более высокого уровня жизни населения.

Если говорить о темпе экономического развития в Азербайджане, то, действительно, начиная с 1996 года, он демонстрировал довольно стабильную положительную динамику. Согласно данным, опубликованным Всемирным банком (ВБ), ВВП Азербайджана в период с 1996 по 2000 год имел однозначную (за исключением 2001-ого года), а, начиная с 2000 года, уже двухзначную величину роста. См. График (2):

Наибольший рост ВВП Азербайджана был зафиксирован в 2006 году — 34,5%. Однако, можно заметить, что с 2006 по 2010 год темпы роста начали снижаться, составляя в 2011 году всего 0,1% (3).

С другой стороны, не секрет, что важнейшей составляющей азербайджанской экономики является нефтегазовая отрасль промышленности, и львиная доля зафиксированного экономического роста в Азербайджане за последние 10 лет приходилась именно на долю этого сектора. Следовательно, динамику такого снижения можно объяснить двумя обстоятельствами.

1. Спрос на азербайджанские энергоресурсы на мировом рынке приблизился к максимальному уровню.

2. Объемы добычи нефти и газа, а также возможности их поставки в 2010-2011 годах приблизились к максимальному уровню, и Азербайджан, в условиях имеющихся нефтегазовых запасов, больше не в состоянии обеспечивать дополнительные объемы добычи и поставки на мировой рынок.

Первое обстоятельство менее реально, принимая во внимание прогнозы ОПЕК 2010 года касательно роста спроса на нефть на мировом рынке в 2011 году (4), которые в результате исполнились. Более того, имеются также прогнозы, что в частности спрос на нефть на мировом рынке продолжит увеличиваться до 2025 года (5). В этом контексте более реалистичным становится второе предположение, которое разделяет большинство специалистов.

Таким образом, можно констатировать, что с 2011-го года в Азербайджане существенно ограничились дальнейшие возможности экономического роста за счет нефтяного сектора. С другой же стороны, касаясь инфраструктуры и доли разных отраслей экономики в формировании ВВП Азербайджана в 2005-2011 годах, становится очевидным и низкий уровень диверсификации азербайджанской экономики и следовательно ее уязвимость (см. таблицу).

ВВП Азербайджана в 2005-2011 годах по отраслям экономической деятельности (в процентах) (6)

Как уже было отмечено, из вышеуказанных данных можно убедиться, что в период с 2005 по 2011 года азербайджанская экономика в основном держалась на нефтегазовой промышленности, в том случае, когда производственная отрасль в формировании ВВП имела довольно низкую долю. То же самое можно отметить и относительно сельского хозяйства, в случае с которым проблема состоит уже не только в уязвимости этой отрасли как отдельного сектора экономики, но и в продовольственной безопасности Азербайджана. Достаточно лишь отметить, что 54% — 55% территории Азербайджана (около 47,4 — 47,6 тыс. кв. километров) (7) — это земли сельскохозяйственного назначения, и подобный низкий уровень доли сельского хозяйства в ВВП страны свидетельствует о довольно низкой производительности данной отрасли и о бедности сельского населения Азербайджана.

В частности, если учитывать, что согласно данным государственного комитета по статистике Азербайджана, число сельских жителей, для которых источником основного дохода является сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, в 2011 году составляло 4,28 млн. человек (8) (47% от общего населения), то доход каждого из них в том же году должен составлять около 643,4 манатов или, примерно, $505. Таким образом, примерный уровень среднего дохода средней сельской семьи из четырех человек в 2011 году составлял около $2020. Естественно, здесь следует учитывать и то, насколько сельские жители Азербайджана заняты в местных отраслях производства, промышленности, строительства, торговли, общественного обслуживания, а также какой была сумма платежей социального обеспечивания из государственного фонда социальной защиты.

Тем не менее, учитывая данные государственного комитета по статистике Азербайджана о том, что из занятых 3,7 млн. граждан в 1999 году (более свежих данных в исходном отчете нет), 1,57 млн. (около 42.4% от общей занятости) были заняты в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве (9), становится ясно, что рассчитанный нами уровень дохода по части сельского населения близок к своей реальной величине (учитывая соответствующее соотношение сельскохозяйственных территорий и числа сельских жителей к общей площади Азербайджана и к общему числу населения, вероятность того, что вышеуказанное процентное соотношение претерпело существенное изменение, очень мала).

В пользу этого свидетельствует и то, что в 2012 году число занятых в сфере производства в Азербайджане составило 96 тыс. человек (10) (примерно 1,1% от общего населения и 6,1% от занятых в сельском хозяйстве). Занятые в промышленности в целом итого составили всего 2% от общего населения страны и 11,7% от занятых в сельском хозяйстве. Поэтому, если даже предположить, что половина занятых в промышленности приходится на долю сельских жителей, то от этого увеличивается доходы всего для 5% — 6% сельских жителей, что не влияет существенно на корзину общих доходов сельского населения и дохода на душу сельского жителя. То же самое можно сказать и по части строительного сектора.

Что касается платежей из фонда государственного страхования сегменту сельского населения, то общая сумма социальных платежей в целом в 2011 году составила 468,1 млн. манатов (11) или около $367,5 млн. Не имея определенных статистических данных о сумме платежей, осуществленных именно сельским жителям, но предполагая что эти платежи в целом имели равномерное распределение между городскими и сельскими жителями по их пропорциональности в составе общего населения, суммы, выплаченные сельским жителям, составят $172,7 млн. То есть, средняя величина социальных платежей на душу жителя села в 2011 году в среднем составляла около $40,4. Таким образом, можно сделать вывод, что возможный совокупный уровень годового дохода средней сельской семьи из 4 человек в 2011 году составлял $2180 — $2200. В итоге средний месячный доход для 4,28 млн сельских жителей в Азербайджане (как уже было отмечено 47% от общего населения) на среднюю семью в 2011 году составлял примерно $180 — $185. В связи с этим можно представить и каков уровень благосостояния населения Азербайджана, по крайней мере сельских жителей, которые составляют почти половину от общего населения Азербайджана…

В вышеописанном контексте примечательно и то, что в нефтегазовой отрасли, доля которого в ВВП в 2011 года составила более 50%, уровень занятости составлял 35 тысяч человек (12), или 0,38% от общего населения. Таким образом, в случае с Азербайджаном видна та же характерная черта, присущая многим другим нефтедобывающим странам (13). Это, в частности: быстрые темпы роста ВВП в период развития нефтедобывающей отрасли, большой резерв валютных средств, зависимость от одной отрасли экономики, крайняя однобокость ее структуры и низкий уровень диверсификации. Все это в условиях отсутствия соответственной налого-бюуджетной политики приводит к неравенству в распределении денежных доходов среди населения и, соответственно, к бедности существенной его части.

В подобных случаях, с точки зрения улучшения ситуации важно эффективное применение налого-бюджетных рычагов, которые в условиях больших валютных резервов дают возможность более смело стимулировать программы социального и регионального характера. Однако в случае с Азербайджаном ничего подобного не наблюдается.

Вместо заключения.

29 января 2011 года в Давосе президент Азербайджана Ильхам Алиев озвучил и следующую мысль: «каждая страна, в особенности страна, переживающая переходный период, должна использовать все ресурсы и природные богатства, чтобы построить сильную экономку. Это было нашей целью и политикой. Привлечение в нефтегазовый сектор многомиллиардных, крупных инвестиций помогает нам диверсифицировать нашу экономику. Сейчас мы поставили перед собой новую цель. Эта цель — увеличить вдвое внутренний валовой продукт, который уже вырос в три раза. Однако мы хотим увеличить экономику вдвое, в основном, за счет развития не нефтяного сектора». (14).

Такой прорыв в экономике Азербайджана предполагается осуществить в течение ближайших 10 лет, к концу которого предусматривается увеличить вес ненефтяного сектора в структуре ВВП до 80% (15). Учитывая в среднем ежегодный темп инфляции на уровне 10,6% в 2004 — 2011 годах (16), это фактически означает, что для достижения подобных результатов (вес ненефтяного сектора экономики в 2011-ом году составлял 48,3% ВВП) (17) необходимо обеспечить ежегодный средний рост в ненефтяных секторах экономики в объеме 20,82%. Мы предполагаем, что сказанное президентом Алиевым относилось к реальному экономическому росту, а не к номинальному, так как при номинальном росте понадобится ежегодный рост на уровне 12,73%, который в условиях будущей динамики инфляции в 10%, почти нечего не будет менять. Возможность подобного роста однако насколько желательна, настолько и невозможна. Подобные результаты могут быть сопоставимы с японским экономическим чудом, и в случае их достижения соответствующие должностные лица смогут внести историю экономического развития Азербайджана в учебники экономической науки.

Таким образом, вопрос о том, насколько в действительности сильна азербайджанская экономика, насколько она конкурентоспособна, и служила ли она тем основным целям, которые мы упомянули в начале данной статьи, пока остается открытым. Об этих вопросах азербайджанские должностные лица предпочитают молчать. Но это уже не из сферы экономической науки, а всего лишь издержки пропаганды.

Список использованной литературы:

1. См. статью: www.1news.az/chronicle/20120129122608173.html#page999

2. World Bank, Data and Statistics for Azerbaijan, GDP growth.

3. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, Macroeconomic indicators, www.azstat.org/macroeconomy/indexen.php?page=4&estat=archive&topic=30

4. Статья «ОПЕК прогнозирует увеличение мирового спроса на нефть» finam.info/news/opek-prognoziruet-uvelichenie-mirovogo-sprosa-na-neft/

5. Штеффен Букольд «Семь тезисов, истин и заблуждений», www.germania-online.ru/publikacii/ip/ip-detail/datum/2011/06/15/neft.html

6. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, GDP by kinds of economic activity (in per cent)1), 2), www.azstat.org/publications/azfigures/2012/en/010en.shtml

7. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, Land resources (beginning of the year), www.azstat.org/publications/azfigures/2012/en/003en.shtml

8. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, Demographic indicators Number of population, www.azstat.org/MESearch/details?lang=en&type=2&id=191&departament=11

9. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, Labour resourses and employment Distribution of employed population by kinds of economic activity, www.azstat.org/MESearch/details?lang=en&type=2&id=294&departament=7

10. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, Number of employees engaged in industry by kinds of economic activity, www.azstat.org/publications/azfigures/2012/en/012en.shtml

11. The State Social Protection Fund of Azerbaijan Republic, Report on Azerbaijan Republic State Social Protection Fund income and expenditures, 2011, www.sspf.gov.az/view.php?lang=en&menu=265&id=808

12. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, Number of employees engaged in industry by kinds of economic activity www.azstat.org/publications/azfigures/2012/en/012en.shtml

13. «Всемирная история: учебник для вузов». под. руководством Г.Б. Поляка, АН. Маркова, Издательство © ЮНИТИ, 1997. www.bibliotekar.ru/istoriya/248.htm

14. См. статью: www.1news.az/chronicle/20120129122608173.html#page999

15. См. статью: www.1news.az/economy/20111223025419208.html

16. World Bank, Data and Statistics for Azerbaijan, Prices, Inflation, GDP deflator (annual %) web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEXT/AZERBAIJANEXTN/0,,menuPK:301939~pagePK:141132~piPK:141109~theSitePK:301914,00.html

17. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, Macroeconomic indicators, www.azstat.org/macroeconomy/indexen.php?page=4&estat=archive&topic=30

Источник: www.regnum.ru

Мифы и реальность белорусской многопартийности
Однако в этот раз белорусские власти заинтересованы в том, чтобы вернуть себе расположение ЕС и США, отношения с которыми в последнее время не случайно идут на поправку. 14 августа вице-президент…

Миф и реальность
Необычный арт-проект в галерее «Новое пространство» В галерее «Новое пространство» начал работу культурно-образовательный проект «На грани мифа», куратором которого является художник и преподаватель Алексей Давыдов.

Бронежилет. Классификация, легенды, мифы и реальность
Сегодня, когда развитие вооружения идет семимильными шагами, остро встал вопрос о защите бойца в бою.

Отечественные и зарубежные танки: мифы и реальность
Появление Т-64 позволило СССР осуществить прорыв в танкостроении – появилось понятие основной боевой танк, что стирало различия между средними и тяжелыми танками.


  • Азербайджан,
  • Население,
  • РОСТ,
  • Экмика,
  • Уровень
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: