В Азербайджане разработаны поправки в законодательство, ограничивающие право на информацию В Азербайджане разработаны поправки в ряд законов страны, предусматривающие ограничения на получение информации. Одним из предлагаемых нововведений является включение в категорию сведений, не подлежащих огласке, информации о собственниках юридических лиц. В частности, подготовлены законопроекты об изменениях и дополнениях в законы «О получении информации», «О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре» и «О коммерческой тайне». В Азербайджане разработаны поправки в ряд законов страны, предусматривающие ограничения на получение информации. Одним из предлагаемых нововведений является включение в категорию сведений, не подлежащих огласке, информации о собственниках юридических лиц.   В частности, подготовлены законопроекты об изменениях и дополнениях в законы «О получении информации», «О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре» и «О коммерческой тайне».   Эксперты гражданского общества усматривают в этом ограничение конституционного права граждан на информацию, воспрепятствование журналистским расследованиям, нарушение страной своих международных обязательств по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией.   Один из законопроектов об изменениях и дополнениях в закон «О получении информации» 1 июня был обсужден на заседании комитета Национального собрания (НС) по правовой политике и вопросам госстроительства и рекомендован на рассмотрение пленарного собрания парламента.    Глава указанного комитета Али Гусейнли мотивировал разработку поправок необходимостью привидения законодательства в соответствие со внесенными на референдуме 2009 года изменениями в Конституцию.    Кроме того, как отметил Гусейнли, «отсутствие в законодательстве ограничений на получение информации нередко приводит к злоупотреблениям».   На его взгляд, поправки в законодательство определят четкие рамки права на получение информации.    Согласно проекту поправок в закон «О получении информации», разрешение на получение информации предоставляется в случаях, если запрашиваемая информация «не противоречит национальным интересам Азербайджана в политической, экономической и военной сферах, интересам финансово-кредитной и валютной политики, охране общественного порядка, здоровья и нравственности людей, не затрагивает права и свободы других людей, не наносит ущерб коммерческим и иным интересам, а также авторитету и беспристрастности суда».   Поправки в закон «О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре» нацелены на ограничение доступа к информации об учредителях коммерческих юридических лиц.   Согласно предлагаемым нововведениям, информация об учредителях юридических лиц и их доле в уставном капитале может быть предоставлена только на основании запроса судебных, следственных органов, субъектов оперативно-розыскной деятельности.   Кроме того, такая информация может запрашиваться органам финансового мониторинга в случаях предусмотренным законом «О борьбе с легализацией денежных средств или другого имущества, приобретенного преступным путем, и финансированием терроризма».   Во всех остальных случаях третьим лицам информация об учредителях юридических лиц с государственного реестра может быть предоставлена только с согласия лица, в отношении которого запрашивается информация.   Соответствующие поправки предлагаются в закон «О коммерческой тайне», которые также гарантируют конфиденциальность сведений о собственниках юридических лиц.   По мнению директора Института права медиа (ИПМ) Рашида Гаджилы, предлагаемые поправки носят реакционный характер и направлены на ограничение права граждан на информацию.   «В пункте 2 статьи 10 Европейской конвенции по правам человека говорится, что свобода выражений может ограничиваться в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья людей и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Все это уже отражено в азербайджанском законодательстве. Распространение же ограничений на информацию экономического характера, и в частности сведений об учредителях компаний противоречит интересам прозрачности», — сказал директор ИПМ Гаджилы.   Предлагаемые поправки в закон «О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре» фактически превращают сведения о владельцах коммерческих структур в закрытую для общества информацию, добавил он.   «Однако информация о собственниках юридического лица важна с точки зрения борьбы с коррупцией. Граждане лишаются общественного контроля над вопросами связей чиновников с бизнес-структурами. В новой редакции закон будет формировать благодатную почву для конфликта интересов, когда чиновники комфортно создают через родственников бизнес-структуры в сферах, находящихся в ведении руководимых ими ведомств», — отметил Гаджилы.   На его взгляд, нововведения в законодательстве затруднят проведение журналистских расследований.   «Подобные новшества вызовут большой резонанс в мире и нанесут урон имиджу Азербайджана. В то время, как местная и международная демократическая общественности уже годы ждет принятия закона о диффамации, отменяющей уголовное наказание за клевету, власти принимают закон, еще более ухудшающий правовую среду для деятельности журналистов», — сказал Гаджилы.    По мнению эксперта в области права медиа американской организации по гуманитарному сотрудничеству İREX Алескера Мамедли, «содержание в тайне данных государственного реестра о собственниках компаний является невиданным явлением в мировой практике».   «Закон будет служить интересам монополистов, которые легко будут скрывать свои монопольные позиции в секторах экономики. Правительство с одной стороны громогласно декларирует переход к электронному правительству – транспартентности, с другой стороны — предпринимает шаги, чтобы предотвратить эту прозрачность. Это регрессивный закон, отодвигающий страну от европейской семьи», — констатировал Мамедли.   На его взгляд, даже в случае если поправки будут приняты в законодательство, их жизнь будет недолговечной, поскольку Европейский суд по правам человека все равно признает их неправомерными.   «Развитие общества — в свободе, ограничивая свободу информацию, власти отбрасывают общество назад», — полагает Мамедли.   В ближайшие дни руководители ведущих СМИ и НПО страны намерены провести обсуждения с целью выработки совместных мер по противодействию принятия парламентом указанных поправок в законодательство.   Власти пока никак не комментируют заявления представителей гражданского общества и местных СМИ.   Отметим, что ситуация со свободой прессы в Азербайджане не раз вызывала критику международных организаций.   Напомним, в распространенном 1 мая докладе неправительственной организации Freedom House о ситуации в мире со свободой слова за 2011 год Азербайджан оказался на 172 месте среди 197 стран. Согласно докладу, Азербайджан, Армения и РФ относятся к странам с «несвободной прессой», а Грузия получила статус страны с «частично свободной прессой».   По данным международной организации в защиту прессы «Репортеры без границ» (РБГ) Азербайджан оказался на 162 месте в «Индексе свободы прессы 2011-2012». Традиционный доклад РБГ был обнародован 25 января. Всего в рейтинге представлены 179 стран, которые отсортированы по мере ухудшения ситуации со свободой прессы. По сравнению с отчетом за 2010 год Азербайджан опустился на десять позиций. Источник: www.kavkaz-uzel.ru Источник: news.bcm.ru Информация, Закон, Поправка, Право, Интерес

В Азербайджане разработаны поправки в законодательство, ограничивающие право на информацию

В Азербайджане разработаны поправки в ряд законов страны, предусматривающие ограничения на получение информации. Одним из предлагаемых нововведений является включение в категорию сведений, не подлежащих огласке, информации о собственниках юридических лиц. В частности, подготовлены законопроекты об изменениях и дополнениях в законы «О получении информации», «О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре» и «О коммерческой тайне».

В Азербайджане разработаны поправки в ряд законов страны, предусматривающие ограничения на получение информации. Одним из предлагаемых нововведений является включение в категорию сведений, не подлежащих огласке, информации о собственниках юридических лиц.

 
В частности, подготовлены законопроекты об изменениях и дополнениях в законы «О получении информации», «О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре» и «О коммерческой тайне».

 
Эксперты гражданского общества усматривают в этом ограничение конституционного права граждан на информацию, воспрепятствование журналистским расследованиям, нарушение страной своих международных обязательств по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией.

 
Один из законопроектов об изменениях и дополнениях в закон «О получении информации» 1 июня был обсужден на заседании комитета Национального собрания (НС) по правовой политике и вопросам госстроительства и рекомендован на рассмотрение пленарного собрания парламента.
  
Глава указанного комитета Али Гусейнли мотивировал разработку поправок необходимостью привидения законодательства в соответствие со внесенными на референдуме 2009 года изменениями в Конституцию.
  
Кроме того, как отметил Гусейнли, «отсутствие в законодательстве ограничений на получение информации нередко приводит к злоупотреблениям».

 
На его взгляд, поправки в законодательство определят четкие рамки права на получение информации.
  
Согласно проекту поправок в закон «О получении информации», разрешение на получение информации предоставляется в случаях, если запрашиваемая информация «не противоречит национальным интересам Азербайджана в политической, экономической и военной сферах, интересам финансово-кредитной и валютной политики, охране общественного порядка, здоровья и нравственности людей, не затрагивает права и свободы других людей, не наносит ущерб коммерческим и иным интересам, а также авторитету и беспристрастности суда».

 
Поправки в закон «О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре» нацелены на ограничение доступа к информации об учредителях коммерческих юридических лиц.

 
Согласно предлагаемым нововведениям, информация об учредителях юридических лиц и их доле в уставном капитале может быть предоставлена только на основании запроса судебных, следственных органов, субъектов оперативно-розыскной деятельности.

 
Кроме того, такая информация может запрашиваться органам финансового мониторинга в случаях предусмотренным законом «О борьбе с легализацией денежных средств или другого имущества, приобретенного преступным путем, и финансированием терроризма».

 
Во всех остальных случаях третьим лицам информация об учредителях юридических лиц с государственного реестра может быть предоставлена только с согласия лица, в отношении которого запрашивается информация.

 
Соответствующие поправки предлагаются в закон «О коммерческой тайне», которые также гарантируют конфиденциальность сведений о собственниках юридических лиц.

 
По мнению директора Института права медиа (ИПМ) Рашида Гаджилы, предлагаемые поправки носят реакционный характер и направлены на ограничение права граждан на информацию.

 
«В пункте 2 статьи 10 Европейской конвенции по правам человека говорится, что свобода выражений может ограничиваться в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья людей и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Все это уже отражено в азербайджанском законодательстве. Распространение же ограничений на информацию экономического характера, и в частности сведений об учредителях компаний противоречит интересам прозрачности», — сказал директор ИПМ Гаджилы.

 
Предлагаемые поправки в закон «О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре» фактически превращают сведения о владельцах коммерческих структур в закрытую для общества информацию, добавил он.

 
«Однако информация о собственниках юридического лица важна с точки зрения борьбы с коррупцией. Граждане лишаются общественного контроля над вопросами связей чиновников с бизнес-структурами. В новой редакции закон будет формировать благодатную почву для конфликта интересов, когда чиновники комфортно создают через родственников бизнес-структуры в сферах, находящихся в ведении руководимых ими ведомств», — отметил Гаджилы.

 
На его взгляд, нововведения в законодательстве затруднят проведение журналистских расследований.

 
«Подобные новшества вызовут большой резонанс в мире и нанесут урон имиджу Азербайджана. В то время, как местная и международная демократическая общественности уже годы ждет принятия закона о диффамации, отменяющей уголовное наказание за клевету, власти принимают закон, еще более ухудшающий правовую среду для деятельности журналистов», — сказал Гаджилы.
  
По мнению эксперта в области права медиа американской организации по гуманитарному сотрудничеству İREX Алескера Мамедли, «содержание в тайне данных государственного реестра о собственниках компаний является невиданным явлением в мировой практике».

 
«Закон будет служить интересам монополистов, которые легко будут скрывать свои монопольные позиции в секторах экономики. Правительство с одной стороны громогласно декларирует переход к электронному правительству – транспартентности, с другой стороны — предпринимает шаги, чтобы предотвратить эту прозрачность. Это регрессивный закон, отодвигающий страну от европейской семьи», — констатировал Мамедли.

 
На его взгляд, даже в случае если поправки будут приняты в законодательство, их жизнь будет недолговечной, поскольку Европейский суд по правам человека все равно признает их неправомерными.

 
«Развитие общества — в свободе, ограничивая свободу информацию, власти отбрасывают общество назад», — полагает Мамедли.

 
В ближайшие дни руководители ведущих СМИ и НПО страны намерены провести обсуждения с целью выработки совместных мер по противодействию принятия парламентом указанных поправок в законодательство.

 
Власти пока никак не комментируют заявления представителей гражданского общества и местных СМИ.

 
Отметим, что ситуация со свободой прессы в Азербайджане не раз вызывала критику международных организаций.

 
Напомним, в распространенном 1 мая докладе неправительственной организации Freedom House о ситуации в мире со свободой слова за 2011 год Азербайджан оказался на 172 месте среди 197 стран. Согласно докладу, Азербайджан, Армения и РФ относятся к странам с «несвободной прессой», а Грузия получила статус страны с «частично свободной прессой».

 
По данным международной организации в защиту прессы «Репортеры без границ» (РБГ) Азербайджан оказался на 162 месте в «Индексе свободы прессы 2011-2012». Традиционный доклад РБГ был обнародован 25 января. Всего в рейтинге представлены 179 стран, которые отсортированы по мере ухудшения ситуации со свободой прессы. По сравнению с отчетом за 2010 год Азербайджан опустился на десять позиций.

Источник:
www.kavkaz-uzel.ru

Источник: news.bcm.ru

Китайская Huawei подала в суд на Samsung за нарушение прав на патент
ПЕКИН, 25 мая — РИА Новости, Жанна Манукян. Китайский технологический гигант Huawei подал в суд на компанию Samsung, которую обвиняет в нарушении авторских прав на технологии беспроводной связи для мобильных…


  • Информация,
  • Закон,
  • Поправка,
  • Право,
  • Интерес
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.