Nabucco в поиске реальной цены

Nabucco в поиске реальной ценыАвторы проекта Nabucco решили сократить газопровод втрое. Консорциум представил нефтяным компаниям, которые разрабатывают газоконденсатное месторождение «Шах-Дениз» в Азербайджане, новый вариант газопровода под названием Nabucco-West. Вместо почти четырех тысяч километров длина газовой трубы составит всего 1300 километров и пройдет по территории Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. О новом варианте старого проекта рассказал президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. — Очевидно, что проект Nabucco пытаются спасти.

Авторы проекта Nabucco решили сократить газопровод втрое. Консорциум представил нефтяным компаниям, которые разрабатывают газоконденсатное месторождение «Шах-Дениз» в Азербайджане, новый вариант газопровода под названием Nabucco-West. Вместо почти четырех тысяч километров длина газовой трубы составит всего 1300 километров и пройдет по территории Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии.

О новом варианте старого проекта рассказал президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.

— Очевидно, что проект Nabucco пытаются спасти. Еще в марте вице-президент BP Эл Кук заявлял, что Nabucco-West еще лучше, чем изначальный проект. Действительно ли это так, и если да, то почему?

— Сейчас вокруг Nabucco происходит целый ряд таких процессов. Все это называется «Южный коридор» (так окрестили европейцы, Европейская комиссия) — возможные варианты транспортировки газа, дополнительных ресурсов газа в Европу по южному направлению. И они как бы не хотят заранее себя отождествлять с одним или с другим вариантом.

Дело в том, что там есть два предложения по таким небольшим газопроводам, что называется, интерконнектам — по 8-10 миллиардов кубических метров. Там есть Nabucco-West и Трансанатолийский газопровод. То есть сейчас эти предложения размножились. Потому что, в частности, ясно, что ресурсов не очень много, что европейский рынок развивается не очень быстро, особенно сейчас в условиях рецессии. Что надо принимать какие-то решения, а варианты по Nabucco стали очень дорогими.

Недавно чуть ли не удвоилась оценка стоимости этого газопровода до 15 миллиардов евро. А кто будет платить? Поставщиков ясных нет. А просто собрать на рынке такие деньги, понятно, что в европейской ситуации это не очень актуально. Вот целая серия факторов, о которых я рассказал.

Меня всегда, откровенно говоря, с самого начала возникновения Nabucco удивляла эта ситуация, что он планировался так, как будто там нет никакой существующей газотранспортной системы, в отрыве от нее. Тогда надо строить от самого начала до самого конца. И как выясняется, это все-таки дорого.

А с другой стороны, есть возможность интегрировать этот проект в существующие системы. Например, от Азербайджана до Восточной Турции построен газопровод, это было несколько лет тому назад, он проведен в район Арзрума. Дальше — там есть сеть турецкой компании «Боташ», которую, наверное, надо как-то использовать, трансформировать, усилить, наверное, это будет существенно дешевле.

Как можно понять из того, что сейчас говорится, что фактически можно воспользоваться существующей системой, там сейчас завершаются технико-экономические обоснования. А дальше, например, частично газ пустить в обратном направлении, и так дойти до Болгарии. А уже от Болгарии, да еще тоже можно частично использовать существующую там систему, постепенно двигаться к Австрии, где определялась конечная точка этого газопровода.

Вот так на самом деле все проектировалось в единой системе газоснабжения Советского Союза, России с какого-то момента. Потому что, когда сеть создана, то не надо все рассматривать в чистом поле, а надо посмотреть, как использовать существующие системы, как их усилить.

Сейчас, видимо, в виду факторов, о которых я говорил, настал этот момент. Наверное, это не хуже, чем то, что было, это более реалистично. Если надо строить полторы тысячи километров, а не четыре тысячи, то и затраты будут, соответственно, другие. Можно это делать поэтапно.

— И выгода от этого будет тоже другая?

— Конечно, и риски, и выгода другие. Поскольку сложился целый ряд факторов, которые сделали все это сложнее. Это заставило, как мне представляется, искать более оптимальные, рациональные варианты. В этом участвуют несколько консорциумов, окончательное решение еще не принято.

Поэтому те, кто за Nabucco-West, говорят, что у нас самое лучшее. Но решение, наверное, будет принято в этом году, может быть, в начале следующего. Вот, как это сейчас представляется.

С другой стороны, это как бы определенное признание того, что изначальная схема, конечно, была построена в воздухе, не включала целый ряд необходимых элементов.

— Одним из признаков стало то, что ушло очень много инвесторов. Кто остался из инвесторов Nabucco? Насколько они серьезны?

— Понимаете, есть консорциум, который ведет газопровод Nabucco. Это, насколько я помню, шесть компаний, основные компании стран, по которым он должен проходить. Но инвесторы ли они, это еще вопрос. Потому что никаких жестких соглашений об инвестициях нет. Есть соглашения между акционерами о том, что они двигают проект, делают технико-экономическое обоснование, какие-то предварительные работы, получают всевозможные разрешения.

Они получают у Европейской комиссии разрешение на то, что на 50 процентов их мощностей они не будут подчиняться правилам третьего пакета, то есть не будет там доступа и прочее. Это все такие обеспечивающие элементы. Ведь если сейчас газопровод Nabucco вдруг стал стоить вместо 8 миллиардов 15 миллиардов, это означает, что никакие инвестиционные решения приняты не были, а идет просто более точная оценка, сколько же это будет стоить.

Поэтому среди этих участников консорциума, которые еще не стали инвесторами, идет брожение. Потому что, если денег надо в два раза больше, то, может, это касается их денег, — они это выясняют с инвесторами со стороны. Ведь никогда же не бывает так, что только владельцы, только инициаторы строительства берут на себя все затраты. Как правило, они берут четверть, треть, может быть. Для этого надо привлечь с рынка финансовых институтов.

Наверное, они видят, что это сделать не так просто, поэтому осторожничают, кто-то говорит, мол, без нас. Например, Венгрия сказала, мол, без нас, а другие говорят, нет, это предварительно было сказано, то же самое про RWE. То есть сейчас там очень серьезный элемент брожения. Может быть, это попытка представить дело в таком более сжатом варианте, попытка сплотить тех, кто есть, и сказать, вы не пугайтесь, смотрите, все это выглядит довольно реалистично.

— Сколько лет это займет? Возможна ли в итоге реализация Nabucco как газопровода, учитывая количество изменений в первоначальных планах?

— Примерно в 2016-м, может быть, в 2017 году у Азербайджана должен появиться значительный дополнительный ресурс газа. Это так называемая вторая очередь проекта «Шах-Дениз». Пока это наиболее актуальный сценарий. Разработка месторождения подойдет к такому этапу, когда эти ресурсы появятся. К этому моменту надо иметь решение о том, куда эти ресурсы пойдут, там порядка 10 миллиардов кубических метров. К этому моменту нужно решение — одно или другое, и не просто решение, а реальный трубопровод или трубопроводная система, которая сможет это транспортировать. Дальше уже обратным ходом надо смотреть, когда и что будет сделано.

— То есть осталось четыре года?

— Да, они хотят в этом году, может быть, начать со следующего года, принять решение и так далее, но чтобы не потерять этот вариант. Потому что иначе будет принято просто решение какое-нибудь, может быть, совсем не Nabucco, как я вам говорил. Один из этих интерконнектов тоже находится на рассмотрении у Азербайджана. И, может быть, это и будет победитель. Вот и все. 8-10 миллиардов — это то, что подходит Азербайджану. Азербайджан скажет, что остальное его не интересует.

Источник: rus.ruvr.ru


Фото с сайта lenta.ru

Россияне смогут вложить деньги в поиски золота
Россияне смогут вложить свои сбережения в геологоразведку золотых месторождений. Учитывая, что в 2016 году цена тройской унции желтого металла (31,1 грамма) может упасть до тысячи долларов, настанет самое удачное время…

В Петербурге пес «Хатико» ездит в общественном транспорте в поисках хозяев (фото)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июля. В Петербурге домашняя собака ездит в общественном транспорте в поисках хозяев.

В поисках реальности
Донецкий аэропорт по-прежнему находится под плотным огневым контролем ВСУ, в Дебальцево продолжается успешная антитеррористическая операция, никакого «котла» нет, в Минске президент Украины одержал блестящую внешнеполитическую победу, поставив Владимира Путина на колени и освободив из плена героическую летчицу Савченко.

«Нафтогаз» подсчитал «реальную» цену российского газа
«Нафтогаз» пока не определился с готовностью приобретения 3 млрд кубометров российского газа в III квартале заявил председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев в эфире украинского «5 канала».


  • Решение,
  • Газопровод,
  • Миллиард,
  • Проект,
  • Болгария
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: