В эфир выходит документальный фильм «Код Орбели»

20 марта на российском телеканале «Культура» выходит документально-телевизионный фильм Ашота Джазояна и Виктории Грудинской «Код Орбели», созданный продюсерским центром «4 формата» при поддержке Министерства культуры Армении. Ашот Джазоян, секретарь Союза журналистов России, генеральный секретарь Международной Конфедерации журналистских союзов, рассказал о новом фильме. Ашот Егишеевич, премьерный показ приурочен к 125-летию Иосифа Абгаровича Орбели, легендарного директора Государственного Эрмитажа. Что стало побудительным мотивом для начала съемок?

20 марта на российском телеканале «Культура» выходит документально-телевизионный фильм Ашота Джазояна и Виктории Грудинской «Код Орбели», созданный продюсерским центром «4 формата» при поддержке Министерства культуры Армении. Ашот Джазоян, секретарь Союза журналистов России, генеральный секретарь Международной Конфедерации журналистских союзов, рассказал о новом фильме.

Ашот Егишеевич, премьерный показ приурочен к 125-летию Иосифа Абгаровича Орбели, легендарного директора Государственного Эрмитажа. Что стало побудительным мотивом для начала съемок?

О братьях Орбели, потомках знаменитого армянского княжеского рода, я помнил всю свою жизнь. И все же нуждался, пожалуй, во внешнем толчке. Шесть лет мы проводили в Государственном Эрмитаже вместе с Михаилом Борисовичем Пиотровским форум молодых журналистов Евразии «Диалог культур». Но однажды известный телеобозреватель, культуролог Лев Николаев нашел в архивах интересный факт: в ноябре 2010 года мы собрались в театре Эрмитажа ровно 75 лет спустя после открытия конгресса крупнейших мировых востоковедов, день в день. Тогда я почувствовал, что тема братьев Орбели стала искать меня, чтобы быть переложенной на кинопленку.

По счастью, меня поддержал и Михаил Борисович Пиотровский, и Министерство культуры Армении и объединение общественных армянских организаций России в лице одного из его лидеров Эдуарда Гуляна. Михаил Борисович был первым, кто откликнулся — он не мог не обрадоваться моему предложению, ведь к 300-летию Северной столицы благодаря помощи дирекции Эрмитажа памятники семьи Орбели были приведены в порядок. С моим соавтором Викторией Грудинской мы начали свою кинематографическую археологию — начался поиск редких архивных документов на родине братьев в Тбилиси, в городе их научной и общественной деятельности Санкт-Петербурге, в армянском Цахкадзоре, где расположен музей братьев.

На презентацию фильма в кинотеатр «Ролан» приходили не только представители российской интеллигенции, армянской и грузинской общины Москвы…

Мы приглашали всех: и среди откликнувшихся были даже китайские, турецкие, арабские журналисты. В этом нет ничего парадоксального. Имя Орбели несет в себе код не только русско-армянского содружества, продолжающееся уже триста лет. Благодаря Иосифу Орбели была основана Армянская Академия наук, а в Эрмитаже был открыт отдел Востока, который за скорое время превратился в настоящий центр советской востоковедческой науки. В фильм вошли кадры, посвященные тому, как Эрмитаж становился не только народным музеем, но и приобретал статус научно-исследовательского центра.

Нам было важно включить в ленту и музыкальный синтез — в ней музыка первого армянского композитора-симфониста, ученика Николай Римского-Корсакова, тоже петербуржца, Александра Спендиарова, ведет диалог с произведениями Дмитрия Шостаковича, Микаэла Таривердиева, Александра Арутюняна, выдающегося ашуга Дживани. Ведь Орбели никогда не забывали о своей принадлежности к армянскому народу, хотя в них текла и русская кровь. Их мать Варвара Моисеевна была из рода Долгоруких-Аргутинских. Но Рубена, Левона и Иосифа можно было называть гражданами мира без преувеличения. Одним из важных культурологических акцентов фильма становится упоминание о том, что Иосиф Орбели был инициатором праздников, посвященных юбилеям Пушкина, Навои, Шота Руставели… В октябре 1941 года в Эрмитаже отмечали юбилей азербайджанского поэта Низами — гостей при входе уведомляли, что в случае воздушной тревоги заседание будет перенесено в бомбоубежище. Ни в Москве, ни в Баку, нигде в Советском Союзе никто в октябре юбилея Низами не проводил…

Фильм посвящен всем трем братьям…

Каждый из них был достоин отдельного фильма. Но все же говорить об Орбели хочется в контексте еще и семейного «кода». Это поразительно, что в столь драматические времена сталинщины работала теория не просто гениальной парности, но целого великого триумвирата. Каждый из братьев выбрал в науке свое направление и отточил его до совершенства. Рубен стал основателем подводной археологии. Первыми объектами его подводных исследований, проведенных в 1937 г., стали древние города Херсонес и Ольвия, а также участок дна реки Буг, где был найден челн-однодеревка. Он первый, кто в нашей стране перевел манускрипты великого Леонардо, посвященные этой тематике, и обобщил фундаментальные труды по истории ведения подводных работ, начиная с древнейших времен. Левон — любимейший ученик академика Ивана Павлова, стал создателем эволюционной физиологии и после смерти учителя возглавил Военно-Медицинскую Академию в Санкт-Петербурге, Иосиф — ученик лингвиста, этнографа, археолога академика Николая Марра, посвятил свои исследования востоковедению.

Но в 50-е годы Иосиф и Левон были удалены на почтительное расстояние от ведения дел своей жизни — Иосифу не простили ученичества у опального Николая Марра и жесткой защиты своих коллег непролетарского происхождения. Слава богу, никто так и не узнал, что директор Эрмитажа выносит под полами своего пальто «Мадонну Литта» да Винчи, которую комиссары Внешторга СССР приговорили к продаже за валюту, для того, чтобы после их ухода, вернуть шедевр на место. Его бы за это расстреляли.

Левон в 1948 году подвергся давлению в связи с преследованиями генетики в СССР. Он был освобожден от руководства почти всеми возглавляемыми им учреждениями. Но даже во время борьбы с космополитизмом он не отвернулся от своих западных учителей. Только после смерти Рубена Абгаровича в 1947 году были опубликованы его основные труды.

В Санкт-Петербурге и ныне живут представители этой фамилии…

Да, нам доставило большое удовольствие навестить потомков Орбели в знаменитом Комарове… Знаете, там нас встретил внук Левона — Абгар. Он показал нам высоченный дуб, который прорастил дома в горшке и высадил возле дачи его дед. Было время, когда о могилах братьев забыли, да и об именах их стали забывать. Но сейчас прошло время возрождать наши евразийские традиции и вспомнить, что тысячелетия Евразия сшивалась как единое культурное, метафизическое пространство. Поэтому для нас оставалось главным рассказать простую историю трех гениальных ученых для того, чтобы их жизнь и судьба были известны далеко за пределами научного и культурного сообщества России и Армении.

Источник: www.regnum.ru

В Германии снимают документальный фильм о Путине
Германская телекомпания ARD намерена снять документальный фильм о Владимире Путине, пишет в понедельник газета «Известия». Автором кинодокументалки станет немецкий журналист Хуберт Зайпель, ранее уже снимавший в России, а на экранах фильм должен появиться в марте 2012 года, что совпадает с датой проведения президентских выборов в России.

Гезельбаш намерен создать в Узбекистане школу документального фильма
Известный французский режиссер Региз Гезельбаш намерен создать в Узбекистане школу документального фильма на базе патронируемой старшей дочерью президента Узбекистана Гульнары Каримовой молодежной организации образования «Келажак овози» (Голоса будущего). Гезельбаш, автор и продюсер известного проекта «Черепашки-ниндзя» этим летом работал с молодежью из данной организации в медиа-лагере. «Я получил огромное удовольствие, работая с молодежью в медиа-лагере.

Снятый в 1943 году документальный фильм о ВОВ показали в Баку
Специальный показ документального фильма «Битва за Россию» из цикла «Почему мы сражаемся» («Why We Fight») состоялся в Российском информационно-культурном центре (РИКЦ) в Баку, сообщили агентству «Интерфакс-Азербайджан» в РИКЦ.

В Баку презентован документальный фильм «Юные голоса, древние мелодии»
БАКУ /Trend Life/ — В Киноцентре «Низами» в Баку прошла презентация этнографического документального фильма «Gənc səslər, qədim nəğmə» («Юные голоса, древние мелодии»), сообщает Trend Life.


  • БРАТ,
  • Эрмитаж,
  • Армения,
  • АШОТ,
  • Культура
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: