Предвыборная Армения: политическая система на грани делегитимации

Армения постепенно переходит к активным электоральным процессам. С приближением срока проведения парламентских выборов (6 мая) начинаются вырисовываться контуры предстоящей избирательной кампании. Страна войдет в активную фазу предвыборного этапа на этой неделе — с марта, поскольку в этом месяце основные политические акторы намерены провести предвыборные съезды. В настоящий момент основными характерными тенденциями на политическом поле Армении являются абсентеизм, рассредоточенность оппозиционного поля и низкий уровень консолидации властных партий.

Армения постепенно переходит к активным электоральным процессам. С приближением срока проведения парламентских выборов (6 мая) начинаются вырисовываться контуры предстоящей избирательной кампании. Страна войдет в активную фазу предвыборного этапа на этой неделе — с марта, поскольку в этом месяце основные политические акторы намерены провести предвыборные съезды.

В настоящий момент основными характерными тенденциями на политическом поле Армении являются абсентеизм, рассредоточенность оппозиционного поля и низкий уровень консолидации властных партий. С другой стороны, заметно желание политического истеблишмента сделать предстоящими выборами действительный шаг вперед в вопросе их честности и легитимности.

Это стремление активно поддерживают и европейские чиновники, которые, обходя существующие проблемы в стране, многократно свидетельствуют о прогрессе в вопросе проведения реформ. Власти же в обмен на это, в каждый удобный момент заявляют о твердом намерении провести «выборы, которые будут соответствовать европейским стандартам».

Абсентеизм, финансы и административный ресурс

В настоящий момент, на фоне избирательных процессов солидная часть общества все еще остается равнодушным к предстоящим выборам. Эта прослойка стремительно расширяется за счет людей, которые отреклись от власти и оппозиции, так как в первом случае, вопреки декларативным заявлениям о прогрессе, не ощущаются положительные изменения в жизни простых граждан, а во втором — резко снизилось доверие к обещаниям оппозиции по поводу смены власти в досрочном порядке. Сложилась ситуация, когда для довольно большого количества людей, нуждающихся, в первую очередь, в решении острых социально-экономических проблем, все политическое поле превратилось в одну «серую массу».

О сказанном свидетельствует и контент предвыборных политических дебатов в Армении о необходимости перехода от нынешней смешанной системы формирования парламента к 100%-ой пропорциональной системе выборов. На этом настаивает весь оппозиционный спектр, а власти выступают против. Возникает вопрос — это ли волнует простого среднестатистического гражданина Армении в канун выборов, соответствуют ли дебаты чаяниям граждан?

Согласно результатом последних соцопросов, наиболее острые проблемы, которые волнуют граждан, носят социально-экономический характер. Ими являются безработица, низкий уровень жизни и инфляция. Дебаты же по порядку проведения парламентских выборов не представляют интереса для широкой общественности в силу отсутствия в них потенциала решения назревших проблем, что способствует увеличению отрыва общества от политической системы. Сложилась ситуация, когда политическая система и общество действуют в разных измерениях и живут совершенно разными реалиями. При усугублении ситуации, партийно-политическая система Армении может оказаться на пороге полной делегитимации.

Таким образом, текущие симптомы свидетельствуют о том, что явка на выборах будет небольшой, что в целом исходит из интересов властей. Власть всегда работает с определенным количеством избирателей — прогнозируемой массой, и если избирательная активность превышает поставленную «планку», возникает угроза сокращения соотношения голосов в пользу действующего руководства. Эта известная формула, которая часто была применена в Армении. При этом, в целях недопущения существенных фальсификаций в избирательных участках и одновременно для обеспечения конституционного большинства власти в армянской легислатуре, будут привлечены финансовые ресурсы, объемы которых побьют все прежние рекорды. Сокращение нарушений будет компенсировано повышением ставок за голоса избирателей.

В сложившейся ситуации, политическими силами, особенно коалиционными партиями, будет использован весь «избирательный арсенал». Пойдут в ход колоссальные, по местным масштабам, финансовые средства, административный ресурс и пропаганда по всем каналам распространения массовой информации. В этом плане определенные преимущества имеет правящая тройка, поскольку в силу своего положения сконцентрировала административные рычаги, финансовые ресурсы и олигархию.

Блеф «Процветающей Армении»

В сложившейся ситуации интересным является роль коалиционной партии «Процветающая Армения», которая исходя из предвыборной политической конъюнктуры и с целью наращивания собственного политического веса, играет в «полувласть-полуоппозицию». То, что ПА стремится нарастить свой политический вес в иерархии власти и этому активно противодействует правящая Республиканская партия — известно. Именно с целью получения больших административных рычагов (депутатских кресел, мандатов в кабинете министров) по итогам выборов, ПА иногда выступает с резкой критикой относительно правительственного курса, проваливает инициативы кабинета министров в парламенте и поддерживает предложения оппозиции.

Однако, за всеми этими процессами, особенно в нынешней позиции «Процветающей Армении», кроется совершенно другой контекст. Дело в том, что в настоящий момент в Армении сложилась почти идентичная предвыборному 2007 году (имеется ввиду парламентские выборы) ситуация, когда в силу большого абсентеизма и поляризации электората в политическом спектре (как и сейчас), был запущен проект «Процветающая Армения» для заполнения образовавшегося вакуума и охвата «свободных голосов» из поля абсентеизма.

История в каком-то смысле повторяется, и теперешнее позиционирование ПА в политическом спектре по крайней мере свидетельствует о том, что партия намерена перетянуть голоса из оппозиционного поля и возбудить интерес к себе находящихся в абсентеизме граждан. ПА критикует власть иногда устами экс-главы МИД Армении Вардана Осканяна (он не давно в ступил в партию), а иногда стоит рядом «с оппозиционными баррикадами», (тем самым ослабляя их и повышая свой электоральный капитал).

Партии пока что удается сбалансировать между двумя полюсами и прагматично продвигать свои интересы. С учетом того, что ПА в принципе не светит перспектива оппозиционной силы, нынешнее ее позиционирование, способствующее абсорбции протестных настроений, выгодно правящей Республиканской партии. Несмотря на критику «Процветающей Армении», глубинных разногласий между ПА и РПА не существует, и они пойдет на выборы сообща. Об этом также свидетельствует последнее заявление лидеров коалиционных сил, где подчеркивается «важность единства и сплоченности коалиционного партнерства» в ходе избирательных процессов.

Аршалуйс Мгдесян

Источник: www.regnum.ru

Предвыборная Армения: новая поляризация политического поля и битва экс-глав МИД
Оппозиционная партия «Наследие» претендует занять в новом парламенте Армении место, доселе принадлежавшее партии «Процветающая Армения» (ППА) — «младшему партнеру» правящей Республиканской партии Армении (РПА) по коалиции власти. Это стало достаточно очевидным после того, как зампред «Наследия» Рубен Акопян заявил, что представляемая им сила отказывается от участия в работе совместного штаба по контролю за выборами.

России не нравится воодушевление Еревана европейскими перспективами — интервью с экс-министром иностранных дел Армении
Наша беседа с депутатом парламента Армении от фракции оппозиционной партии «Наследие» Александром Арзуманяном началась с оценки сложившейся после выборов внутриполитической обстановки.

Предвыборная Армения: как «добро» может превратиться в «зло» — грузинские уроки
Рабочий визит президента Армении Сержа Саргсяна в Брюссель 5-7 марта очертил не только, а может, и не столько перспективы процесса евроинтеграции Армении, сколько ближайшие тенденции внутриполитической жизни республики. Напомним, что во время поездки лидер Армении провел переговоры практически со всеми европейскими руководителями первого эшелона — президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, президентом ЕС Германом Ван Ромпеем, председателем Европарламента Мартином Шульцем, генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, еврокомиссаром по...

Предвыборная Армения: как «добро» может превратиться в «зло» — грузинские уроки
Рабочий визит президента Армении Сержа Саргсяна в Брюссель 5-7 марта очертил не только, а может, и не столько перспективы процесса евроинтеграции Армении, сколько ближайшие тенденции внутриполитической жизни республики. Напомним, что во время поездки лидер Армении провел переговоры практически со всеми европейскими руководителями первого эшелона — президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, президентом ЕС Германом Ван Ромпеем, председателем Европарламента Мартином Шульцем, генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, еврокомиссаром по...


  • Армения,
  • Выбор,
  • Момент,
  • Власть,
  • ПОЛЬ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: