Зафар Гулиев: «Геноцид» как инструмент политического давления

Зафар Гулиев: «Геноцид» как инструмент политического давленияПостоянные притязания на роль высших арбитров в вопросах демократии, гуманности, прав человека и конъюнктурные манипуляции этими бесспорными ценностями для реализации своих прагматических политических целей стало, по сути, визитной карточкой официального Запада.

Для каждой страны, представляющей для конъюнктурных планов Запада особую геополитическую значимость и не вписывающейся в предписанные ей роли, отыскивается соответствующий компромат («уязвимая точка»), позволяющий при необходимости осуществлять долгосрочное политическое давление.

В отношении стремительно развивающейся и наращивающей самостоятельность Турции в качестве такой «уязвимой точки» уже давно используется тема «армянского геноцида», которую политические круги США и ведущих европейских стран (прежде всего Франции) превратили в конъюнктурное средство периодического политического шантажа официальной Анкары. Каждый раз, когда возникает необходимость усмирить строптивый нрав Анкары или побудить её к тем или иным шагам, официальный Запад вытаскивает из своего политического сундука старую мифологему об «армянском геноциде», вооружается пацифистской или демократической риторикой и начинает стращать Турцию ритуальными угрозами возможности его признания.

По сути, с начала 80-х годов 20 века каждый год в преддверии 24 апреля в прессе и в политических кругах США начинается очередная кампания по устрашению Турции фактом возможного признанию «геноцида армян». Сформировалась даже традиция ежегодного апрельского телеобращения президента США к армянам, ажиотажная интрига которого сводится к вербальным ожиданиям употребления или избегания слова «геноцид». «Геноцидный прессинг» США на Турцию в последние годы обрел дополнительное и более внушительное политическое измерение — стал предметом ежегодных весенних обсуждений в Конгрессе. И это несмотря на то, что на протяжении полувека Турция была самым надежным юго-восточным бастионом североатлантического альянса. Впрочем, о «геноциде армян» политики США и ряда других стран вспоминают обычно лишь в периоды избирательных кампаний или во время обострения отношений с Турцией, что в лишний раз подтверждает политическую подоплеку этих акций.

Что касается Европы, то вопрос «геноцида армян» долгое время не находил здесь широкого политического применения. Однако в 1987 г., когда Турция подала заявку на вступление в ЕС, ситуация кардинально изменилась. Европарламент принял решение о признании «геноцида армян» в Османской империи 1915-1917 годов и об обращении в Совет Европы для оказания давления на Турцию. Одномоментно Совет Европы принял решение, согласно которому отказ Турции признать «геноцид армян» становился непреодолимым препятствием на пути её вступления в ЕС. Именно после этого как по мановению волшебной палочки в парламентах целого ряда стран ЕС стали приниматься резолюции по «геноциду армян». Застрельщиком выступила Государственная Дума России в 1995 году. За ней последовали парламенты Греции, Бельгии, Франции, Швеции, Италии, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Германии, Литвы, Польши и т.д. И это несмотря на то, что в конце 2004 года страны Европы все же согласовали рамки переговоров с Турцией о её вступлении в ЕС. Эти переговоры начались в 2005 г. и ведутся без особого энтузиазма и успеха по сей день.

Историкам и политикам, конечно же, прекрасно известно, что «армянский вопрос» был инспирирован Европейскими державами и Россией еще во второй половине XIX века с целью раздела «Османского наследства». Позже «армянский вопрос» наряду с «курдским» использовался СССР для оказания давления и ослабления Турции. В конце XX столетия армяне вновь оказались востребованы — на этот раз, для развала СССР в период горбачевской «перестройки» была инспирирована карабахская проблема. Позже, Россия стала активно использовать армянский фактор для сохранения своего контроля на Южном Кавказе, а страны Запада — в качестве мощного инструмента давления на Турцию. Понятно, что в мире имеются влиятельные политические силы, незаинтересованные в развенчании мифов об «армянском геноциде», поскольку, деактуализация «армянского вопроса», ведет к утрате одного из рычагов воздействия на современную Турцию.

Несколько лет назад в деле «геноцидного давления» на Турцию был сделан очередной и крайне одиозный с точки зрения либеральных ценностей шаг: в парламентах ряда стран (Швейцарии, Бельгии, Франции) стали выноситься на обсуждение предложения по криминализации факта отрицания «геноцида армян». И вот уже Сенат Франция — страны, которая по Индексу демократии впервые опустилась в группу недостаточно демократических государств — вчера принял нелепый законопроект, предусматривающий крупные штрафы и уголовную ответственность за отрицание факта «геноцида армян».

К слову сказать, прецедент подобной нелепой практике был положен несколькими годами ранее (Франция вновь была в числе первых), когда ряд стран Евросоюза приняли решение об уголовном наказании лиц, оспаривающих исторический факт Холокоста. Дело тут вовсе не в Холокосте и «геноциде», а в том поистине абсурдном и страшном тоталитарном прецеденте, который «либеральная» Европа заложила как норму в практику собственной общественной жизни. Фактически, это уголовное наказание за инакомыслие. И какая разница, что является предметом ограничения свободы слова и мысли — политические спекуляции вокруг исторических фактов или идеологические расхождения? Ведь резонен вопрос, почему именно Холокосту, а теперь и «армянскому геноциду» в иерархии ценностей Европы (в частности Франции) отдана приоритетная роль? Выходит, можно безнаказанно подвергать сомнению существование самого господа бога, можно безнаказанно проповедовать расистские, фашистские, сатанинские и прочие взгляды, можно даже публичными карикатурами безнаказанно глумиться над личностью пророка и чувствами миллиарда верующих, поскольку свобода слова и мысли, принцип плюрализма — это наивысшие и непререкаемые ценности, основа европейской цивилизации?! А вот ставить под сомнение факт Холокоста или мифического «армянского геноцида» никак нельзя — моментально последует уголовная расплата. А как же в этом случае с критерием плюрализма, с принципами свободы слова и мысли?

Этот опасный тоталитарный прецедент уже даёт зловещие всходы и грозит изнутри полностью подорвать основы западного либерального миропорядка. С «нелегкой руки» некоторых стран Евросоюза законотворческий процесс в направлении откровенного глумления над основополагающими либеральными ценностями уже пошел. Кто осудит теперь парламенты других стран, если и они продолжат подобную практику удушения свободы мысли посредством манипулирования историей? Ведь история полна масштабных кровавых событий и поле для подобных опасных инициатив безгранично

Следует отметить, что в устойчивости «геноцидной» политической игры, повторяющейся из года в год и периодически наращиваемой, во многом повинна сама Анкара. Подобные акции политического давления и шантажа только в том случае обретают перманентный характер, если они достигают определенной цели. Турция, вместо того, чтобы открыто демонстрировать непреклонность и даже некоторый «пофигизм» к теме «геноцидного шантажирования», почему-то с самого начала избрала пугливую и защитную модель поведения. Ради вступления в Евросоюз, ублажения Запада и нейтрализации угроз «геноцидного признания» Анкаре то и дело приходилось идти на те или иные уступки по различным вопросам своей внешней и внутренней политики, а это ещё больше вдохновляло официальные круги США и ведущих европейских держав (в частности, Франции) на повторное использование данного инструмента политического шантажа.

Прошлогодняя угроза Саркози возымела действие и «материализовалась» во многом благодаря чрезмерно нервной реакции властных структур самой Турции. Официальная Анкара, под стать своему новому «великодержавному» политическому курсу, могла бы демонстративно игнорировать очередную угрозу «геноцидного давления», придерживаясь известного восточного принципа: «собака лает, караван идет». Или могла бы предпринять ряд атакующих превентивных мер, способных создать серьезные проблемы самой Франции. Но вместо этого вновь были мобилизованы все политические, дипломатические и лоббистские ресурсы страны для того, чтобы не допустить принятия в Сенате Франции соответствующего законопроекта. К сожалению, сама Турция давно уже стала заложником этой мифической «геноцидной угрозы» и каждый раз наступает на одни и те же грабли. Понятно, что активные усилия Анкары (как это уже было ранее) способны вдруг привести к «спасительному» результату: президент Франции может наложить временное вето на законопроект. Но за это, видимо, Турции придется платить определенную политическую цену, поскольку согласованная игра Саркози и Сената Франции, вполне возможно, изначально предусматривала именно такой вариант развития ситуации. Угроза временно минует, официальная Анкара с облегчением переведет дух, полагая, что отделалась маленькими потерями. Но через определенное время всё вновь повторится — во Франции, США или иной стране, в той или иной форме…

Между тем, в экспертных и общественных кругах самой Турции уже зреет понимание того, что такая сугубо защитная модель поведения крайне ущербна и бесперспективна для страны. Всё чаще раздаются призывы к тому, чтобы не идти на поводу «геноцидной угрозы» Запада. Ну, пусть примет Сенат Франции или Конгресс США законопроекты и резолюции по «армянскому геноциду», пусть глава Белого Дома наконец-то произнесет это слово — и что с того? Что реально выиграет Запад и что реально проиграет Турция? Одно очевидно, что в этом случае игра фактически утратит смысл, поскольку ресурсы «геноцидного шантажа» постепенно сойдут на нет. Как бы то ни было, самой Турции уже давно пора вырастать из «коротких штанишек» форпоста США в данном регионе и осваивать новую — более весомую, принципиальную и самостоятельную — модель поведения, для ведения которой у этой страны есть все необходимые условия и ресурсы.

Источник: www.regnum.ru

Ислам как инструмент политического пиара: власть и религия в Центральной Азии
Как власти Центральной Азии используют религию (в первую очередь — мусульманскую идентичность) в качестве бренда во взаимоотношениях с исламским, а также с немусульманским миром — этому феномену была посвящена конференция…

Путин призвал восстановить устойчивые темпы развития Союзного государства
На заседании Высшего Госсовета Союзного государства в Минске президенты России и Белоруссии обсудили, как вернуть рост товарооборота и укрепить координацию на международной арене. Резервов достаточно, убежден Владимир Путин.

Карело-Финская ССР
Вокруг фонтана Дружбы народов в Москве стоят скульптуры, символизирующие союзные республики СССР.


  • Франция,
  • США,
  • Армянин,
  • Турция,
  • Страна
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: