Покорная, просящая, прощающая..

Покорная, просящая, прощающая..«Горькое отчаяние буквально через год после замужества. Позвонила бывшему однокласснику с мольбой забрать от мужа», — чуть таясь, начала свой рассказ Назрин [имя изменено по этическим соображениям], мать двоих сыновей, так и нашедшая в себе мужество уйти от нелюбимого и…

Зарина Ахмедова

«Горькое отчаяние буквально через год после замужества. Позвонила бывшему однокласснику с мольбой забрать от мужа», — чуть таясь, начала свой рассказ Назрин [имя изменено по этическим соображениям], мать двоих сыновей, так и нашедшая в себе мужество уйти от нелюбимого и нелюбящего мужа.

Назрин 27 лет, из них в браке она 11-й год. Замуж вышла по настоянию родителей. Выдали, не особо интересуясь ее мнением. Просто решили, что 29-тилетний обеспеченный мужчина — достаточно выгодная партия для их 16-летней дочери.
Со своим будущим мужем она встречалась 21 день.

«Однажды вечером отец позвал меня и поговорил со мной. Это был самый горький, самый мучительный разговор в моей жизни, — вспоминает она. — Через несколько месяцев после школьного „последнего звонка“ я стала замужней женщиной. С мужем заключили кябин [брак по исламу], так как официальный брак с несовершеннолетней заключать было нельзя».

Совершеннолетие она справила в семье мужа через три месяца после свадьбы, тогда и расписались в районном загсе.

Браки с несовершеннолетними в Азербайджане не регистрируются государственными органами, и именно по этой причине для их заключения используют кябин, то есть религиозный брак. И это несмотря на то, что в Азербайджане представителям духовенства запрещается заключать кябин между сторонами, если у них отсутствует официальное свидетельство о заключении брака.

По словам председателя Женского кризисного центра Матанет Азизовой, во многих азербайджанских семьях, особенно в сельской местности, родители не просто советуют, а принимают за своих детей решение, с кем им связать свою судьбу. Принудительные ранние браки — нередкое явление в Азербайджане. «Руководствуясь традициями, родители рано выдают замуж девушек», — сказала Trend Азизова.

В бакинских селениях Маштага, Нардаран, Кюрдаханы, Фатмаи девушек, не достигших даже совершеннолетия, выдают замуж из религиозных соображений, говорит Азизова. «В большинстве таких семей девочкам внушают, что все должно быть исключительно так, как сказал отец, а потом, уже будучи замужем, они так же беспрекословно слушаются мужей».

Назрин была послушной дочерью, сегодня она — послушная и покорная жена с двумя детьми, без образования, без профессии и средств к существованию, целиком находящаяся на попечении мужа. Она при нем что-то вроде служанки, «подай-принеси». При этом он никогда не скажет спасибо.

«Он страшный крикун, выходит из себя по любому поводу, требует подчинения во всем и всегда. Никогда не откроет передо мной дверь, не подаст пальто в гостях… Не пожалеет, не приласкает, — рассказывает она. — Он меня не любит», — добавляет уже почти шепотом.

Все чаще не стесняясь в выражениях, муж разговаривает с ней грубо, может поднять руку, но при родственниках, напротив, всегда приветлив. Когда она впервые заикнулась о разводе, он, придя в ярость, ударил Назрин.

В таких семьях «маленькие женщины», вчерашние школьницы, сталкиваются с серьезными психологическими проблемами. Униженные, они вынуждены терпеть, поскольку зависят от мужей материально. Если даже их бьют мужья, они категорически отказываются обращаться в правоохранительные органы — страх, что близкие не поймут, а мужья после отыграются. Общественность узнает о таких случаях лишь тогда, когда женщины попадают в больницу с увечьями от побоев, или умирают от них, говорит Азизова.

Сегодня Назрин некуда уйти, отец погиб — несчастный случай, мать не может принять ее с детьми — не позволяют жилищные условия. Да к тому же в отчий дом уже вернулась старшая сестра, у которой неудачно сложился брак.

Назрин терпит и молчит. Она свыклась с ролью покорной, просящей и прощающей женщины.

Ее муж считает себя не деспотом, а вполне хозяйственным человеком, который хорошо содержит семью. Он не видит ничего плохого в том, что во всем контролирует жену, которая без его разрешения не может и ногой ступить. «Муж отвадил всех моих подруг. По его мнению, у них на уме лишь парни и тряпки», — рассказывает Назрин.

По ее словам, многие из ныне бывших ее подруг вышли замуж по завершении учебы в университетах, некоторые из них — успешные деловые женщины.

«Если бы не мой покойный отец, сделавший за меня выбор, я бы тоже пошла учиться, работать, а не была бы заключена в четырех стенах в неполные 17 лет», — с горечью говорит она.

Ранние браки создают много проблем. Еще одна — это рост количества детей, считающихся до поры внебрачными, ведь браки с несовершеннолетними запрещены по закону. В прошлом году в Азербайджане родились 155 тысяч детей, 29 тысяч из них — каждый пятый — являются внебрачными.

Девушки, выходящие, вернее, выдаваемые замуж в юном возрасте, испытывают проблемы и другого рода: беременность и роды у 15-17-летних нередко бывают осложненными, ведь их организм еще не готов физиологически к вынашиванию и рождению ребенка. Оптимальный же возраст для зачатия и рождения ребенка — 19-25 лет.

Первого своего сына Назрин родила в 17 лет, роды у молодой мамы проходили очень тяжело. «Врачи сказали, что мой организм не успел „накопить“ нужный запас сил, необходимых для развития ребенка, — рассказала она. — Был велик риск, что тяжелые осложнения во время родов могут стать причиной патологических заболеваний и даже смерти ребенка ».

По мнению руководителя Объединения содействия женщинам «Чистый мир» Мехрибан Зейналовой, лишь принятие радикальных мер в отношении родителей и близких родственников, принуждающих девушек к ранним бракам, может решить эту проблему. «Привлечение к административной ответственности, большие штрафы могут как-то образумить родителей, выдающих своих дочерей замуж в раннем возрасте», — сказала она Trend.

И такие меры принимаются. Отныне в Азербайджане девушки могут вступать в брак только по достижении 18 лет. Соответствующие изменения в Семейный кодекс внес 16 ноября парламент страны. Ранее брачный возраст девушек, по законодательству Азербайджана, начинался с 17 лет.

Параллельно законодатели внесли изменения и в Уголовный кодекс. Согласно им, принуждение женщин к браку будет наказываться штрафом от двух до трех тысяч манатов, или двумя годами лишения свободы. За те же действия в отношении девушек, не достигших совершеннолетия, предусматривается штраф до 4 тысяч манатов, или лишение свободы на срок до четырех лет.

В Азербайджане немало девушек, которые так же, как Назрин, в самом раннем возрасте положили свои души, свои тела на алтарь несчастливых браков только потому, что взрослые посчитали — «Так нужно».

Их либо принуждают к браку, либо они сами стремятся как можно раньше выйти замуж.

«Нельзя сказать, что всех девочек выдают замуж насильно, — говорит Азизова. — Нередко они сами мечтают о раннем замужестве, им с детства внушается, что цель их жизни — побыстрее выйти замуж и родить детей, поэтому и выходят замуж в 14, 15, 16 лет».

По ее словам, ранний брак — это нарушение прав человека, наиболее распространенная форма сексуальной эксплуатации девушек. На Западе подобное «официальное» сожительство с несовершеннолетней карается реальным тюремным сроком, говорит она.

Пока же, несмотря на то, что предпринимаются серьезные меры по решению проблемы ранних браков, в Азербайджане сотни, тысячи девушек, так же, как Назрин, не достигнув совершеннолетия, продолжают повторять ее путь.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта UNICEF и агентства Trend.

Источник: www.trend.az

О том, как искусство перестало быть народным
Времена «кровавого совка», когда творческую интеллигенцию советская власть кормила с ложечки, а в случае отступления от линии партии лупила по башке половником, прошли.

Разноцветные облака
Этот текст посвящен столетию со дня первого массового применения на войне отравляющих газов: в апреле 1915 года близ Ипра, в мае – возле Воли-Шидловской.

Он не садист, он — доминант, или Чем опасна женская покорность
Девушки предпочитают подчиняться, отдавая контроль за своей жизнью партнеру, а также возлагая на него всю ответственность за принятие ключевых решений.

Русский характер: чёрное и белое
Доктор психологических наук, профессор, заведующая отделом этносоциологии и этнопсихологии Института этнологии и антропологии РАН Надежда Лебедева в статье «Русский национальный характер», построенной на материалах книги «Эмиграция и репатриация в России» (В.


  • Назрина,
  • Девушка,
  • Азербайджан,
  • БРАК,
  • Азизов
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: