«Чемодан без ручки»: Армении легче проиграть войну, чем подписать мир?

По понятным причинам, подробности переговоров президентов Азербайджана и Армении в Мюнхене остаются за закрытыми дверями. Официальные источники – а это и Минская группа ОБСЕ, и МИД Азербайджана – осторожно подтверждают, что был достигнут некоторый прогресс. Детали и суть, впрочем, раскрывать не торопятся ни посредники, ни участники.

Однако ни для кого не секрет, что от Армении более всего ждали подвижек в таком вопросе, как освобождение оккупированных азербайджанских районов. Именно этот вопрос обсуждался на переговорах. О том, что из этих районов придется уходить, прямо заявил Мэтью Брайза перед тем, как покинуть пост сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США. Сопредседатель от США сменился, но позиции в таких переговорах со сменой персоналий, как правило, не меняются.

При этом понятно и другое. Освобождение оккупированных районов – это тот вопрос, без решения которого продвижение карабахского урегулирования невозможно в принципе. Это, увы, давно не новость, и в течение более чем полутора десятков лет данное обстоятельство, увы, не заставило посредников, и прежде всего Минскую группу, перейти к более активной модели посредничества – той, которая обеспечила бы не дипломатический римейк мультфильма про кота Леопольда с его рефреном «Ребята, давайте жить дружно!», а реальные результаты и реальное продвижение диалога. Прежде всего, в таком вопросе, как возвращение беженцев.

Но перед тем, как посредники осторожно заговорили о «прогрессе» и «сдвигах» на переговорах, произошел другой «сдвиг». Если в те годы, когда Минская группа только разворачивала свою деятельность, вопрос возвращения беженцев к родным очагам волновал главным образом Азербайджан, то теперь на необходимость обеспечить безопасность на Южном Кавказе мир и, прежде всего, страны Европы и США, смотрят уже по-другому.

И к этому сдвигу привели в общем-то периодически возникающие трудности с обеспечением газа странами-транзитерами и августовские события в Грузии. Когда вдруг стало понятно, что «замороженные» конфликты могут без особого труда «размораживаться», а источники нефти и газа следует диверсифицировать, чтобы не остаться без тепла в разгар зимы.

И если даже на линии противостояния в Нагорном Карабахе внешне мало что изменилось, важные, революционные сдвиги произошли в другом: для Европы вопрос решения проблемы безопасности на Южном Кавказе стал вдруг куда важнее, чем прежде.
Потому как именно через этот регион проходят те самые «альтернативные транспортные коммуникации», и, прежде всего, нефте- и газопроводы.

Именно Азербайджан остается главными, и по сути дела единственными «воротами» из Европы в Центральную Азию, не контролируемыми. Без решения проблемы безопасности невозможна долгосрочная реализация Nabucco, TRACECA, множества других проектов, которым в ЕС придают достаточно важное значение. И самое главное, Европа не получит те самые «альтернативные» энергоносители, на которые спрос после возникавших ранее проблем с обеспечением газа возрос многократно.

Проще говоря, на переговорах произошел своеобразный «сдвиг ветра». Армению призывают вывести войска с оккупированных азербайджанских районов уже давно. Соответствующие резолюции СБ ООН были приняты еще в 1993-94-х годах. Но, судя по многим косвенным признакам, дипломатическое давление на Ереван в последние месяцы возросло многократно. Армянские СМИ, и оппозиционные, и околоправительственные, уже проговариваются: на официальный Ереван «давят» как никогда, и нещадно критикуют за это собственный МИД, который, дескать, не оказывает достаточно эффективного сопротивления.

Только вот как в этом случае должен «сопротивляться» МИД нищей и голодной страны, которая к тому же захватила чужие земли – это вопрос, который в Ереване продолжают обходить стороной. Выдерживать возросший дипломатический прессинг более чем непросто.

Но сильнее любого прессинга – и в правительстве Армении этого тоже не могут не осознавать – «давит» экономика. Та самая, простая и прозаичная экономика, где Армения побила все рекорды падения и, по выражению одной местной проправительственной газеты, «сильно стукнулась о дно». И оживить которую без решения карабахской проблемы вряд ли возможно.

Не срабатывает даже прежний «последний клапан»: по подсчетам армянских экономистов, на 50-60% снизился в последние месяцы поток частных трансфертов из-за рубежа – то есть переводов от работающих за границей родственников, за счет чего в Армении выживало до трети семей.

Наконец, если еще совсем недавно в Армении серьезные надежды возлагали на открытие границы с Турцией (насколько бы это помогло развитию армянской экономики в реальности – другой вопрос), то сегодня уже понятно: официальная Анкара на всех уровнях подтвердила и продолжает подтверждать, что и тут без решения карабахской проблемы никакого продвижения ждать не следует.

А тогда уже становится понятным, что те самые оккупированные районы, захват которых в Ереване еще недавно считали своим крупным военным успехом, теперь превратились в классический «чемодан без ручки». Который бросить жалко, а нести уже сил не хватает. К тому же изменить расстановку сил на переговорах в свою пользу Армении вряд ли удастся. Во время своей предвыборной кампании сторонники Сержа Саргсяна, конечно, могли обещать «сделать Азербайджан более сговорчивым, продолжив наступление до Евлаха и Мингячевира», но сегодня в Ереване вряд ли заблуждаются: на подобные заявления в ходе предвыборной кампании еще могли «не среагировать», но вот если попробовать применить их на практике, еще неизвестно, чем все закончится. И мировое сообщество может «не понять», и военный бюджет Азербайджана в последние годы превышал весь госбюджет Армении, так что вопли «у Армении армия, а у Азербайджана вооруженные формирования» могут и не подтвердиться.

Но, так или иначе, синхронно с мюнхенской встречей в армянских политических и околополитических кругах уже поднялась форменная буря под лозунгом «Не отдадим Азербайджану «освобожденные», то есть оккупированные территории, в частности, вокруг Нагорного Карабаха.

Подвергают обструкции и обвиняют в предательстве политиков, которые посмели напомнить армянской аудитории о том, что, каким бы не оказался в конце концов временный статус Карабаха, Горадиз и Агдам останутся за Азербайджаном (Горадиз сегодня уже освобожден, причем не путем переговоров, но в Армении на это предпочитают не обращать внимания). Иные, особо активные лидеры сепаратистов, договариваются до того, что термин «освобожденные территории» надо вообще забыть и вписать их в карабахскую «конституцию» в качестве «неотъемлемой части» этого, по выражению российского депутата Маргелова, «недогосударства».

А армянские оппозиционные партии, тесно связанные с зарубежной диаспорой, уже пытаются провести через парламент закон или заявление, которые отрежут власти даже теоретический путь к отступлению и в прямом, и в переносном смысле. Плюс ко всему сегодня практически вся политическая элита Армении – это люди, которые сколотили себе политический капитал на так называемом «карабахском движении», то есть территориальных притязаниях к Азербайджану. Причем это в равной степени касается и правящей команды, и оппозиции. Но так как оппозиция, по большому счету, не несет ответственности за положение в стране, и прежде всего в экономике и дипломатии, и имеет куда больше возможностей набирать очки на псевдопатриотической риторике, то ситуация становится понятной.

А тогда уже остается открытым вопрос: даже если переговорный процесс будет развиваться с необходимым прогрессом, и там будут достигнуты взаимоприемлемые договоренности, хватит ли у сегодняшних армянских лидеров политического веса для того, чтобы «продавить» требуемые уступки в собственной стране? Тем более что путей срыва достигнутых договоренностей не так уж и мало: от задействования военного потенциала, «записанного» на карабахских сепаратистов, до объявления Сержа Саргсяна «нелегитимным президентом», который не имел права ничего подписывать.

И, судя по всему, официальный Баку не зря предупреждал, что наша страна не исключает и других способов восстановить свою территориальную целостность. В конце концов, в нынешней ситуации властям Армении легче проиграть войну, чем подписать мир.

Нурани, Day.Az

«Мистраль» - чемодан без ручки»
Европе предлагают выкупить построенные французами вертолетоносцы, чтобы те не достались России Запад вновь поднял тему вертолетоносцев типа «Мистраль», которые Франция по контракту строит для нужд Военно-Морского флота России.

Свой среди чужих-7. Английский чемодан без ручки
Лето 1942 года.

Постапрелиум
В ходе боевых действий со 2 по 5 апреля этого года азербайджанская сторона, используя ограниченный контингент подразделений, поставленных при этом в жесткие временые рамки общим геополитическим контекстом региона и интересами…

Украина как дипломатический шедевр США
Чтобы лучше понять идею, прежде всего следует посмотреть на карты Евразии: карту полезных ископаемых, карту плотности населения, карту расположения индустрии и т.

Хроника катастрофы: как США проиграли войну во Вьетнаме в 1965–1975 годах
Хроника катастрофы: как США проиграли войну во Вьетнаме в 1965–1975 годах.


  • геополитика,
  • война,
  • Нагорный Карабах
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: