Белорусы стали рабами потребления

Многие белорусы стремятся жить своей обычной жизнью, не думая о том, что такая жизнь, по сути, является полужизнью. А нынешняя власть делает всё, чтобы эта полужизнь не стала полноценной жизнью, когда частная «свобода» становится нормой общественного устройства.

У группы «RockerJoker» есть несколько талантливых песен, рассказывающих о белорусской действительности не менее интересно и талантливо, чем их нашумевший хит «Саня останется с нами».

Песня «Саня останется с нами» была в ротации на протяжении всего периода избирательной «кампании», теперь она вызывает исключительно неприятные воспоминания. Изначально ироничная песня превратилась в инструмент электоральной поддержки существующей власти, и сами музыканты ничего не смогли с этим поделать, также превратившись — по своей воле или нет — в такой инструмент. Основатели группы «RockerJoker» при этом всегда утверждали, что они «вне политики».

Это, между прочим, характерная черта нашей действительности — быть «вне политики». Черта, появившаяся не сейчас, а ещё в советскую эпоху.

Не так давно была издана книга Александра Юрчака, посвящённая «последнему советскому поколению» людей, основной характеристикой поведения которых являлась, как пишет автор, «вненаходимость». Что это такое?

Советские люди пытались сохранить небольшую автономию своей частной «нормальной» жизни, стараясь не быть «за» и не быть «против». Они не объявляли себя яростными приверженцами господствующей идеологии и не выступали в качестве диссидентов, они пытались себя вести так, как если бы они были свободными, осуществляя какие-то личные проекты и желания. Но поскольку власть контролировала общество на предмет его лояльности, то эти же граждане, хоть и старались отвоевать себе немного свободы, одновременно делали всё, чтобы их нонконформистское поведение не имело масштабных последствий.

«Свобода» была, конечно, иллюзией, потому что все эти автономные области частной жизни изолировались при помощи цензуры и контроля. Это была, как говорят исследователи советской истории, «частная публичная сфера», имеющая вполне конкретные границы.

Такой была картина жизни в позднем СССР, ряд черт которой сохраняется в постсоветской Беларуси: многие белорусы стремятся жить своей обычной, «нормальной» жизнью (границы автономии которой, правда, расширились по сравнению с советской эпохой), не думая о том, что эта жизнь, по сути, является полужизнью, основанной на иллюзии свободы. Вездесущее государство делает всё, чтобы эта полужизнь не стала полноценной жизнью, чтобы частная «свобода» не превратилась в норму общественного устройства.

Можно говорить, что находишься «вне политики», но это будет придуманным для самих себя объяснением нежелания взглянуть правде в глаза.

Между тем, у группы «RockerJoker» есть ещё несколько талантливых (это я говорю без всякой иронии) песен («Америка» и «Курица-гриль»), рассказывающих о белорусской действительности не меньше, чем их главный хит. В этих двух песнях есть прямые отсылки к двум гимнам эпохи перестройки: песне «Гуд бай, Америка» группы «Наутилус Помпилиус» и «Мы ждём перемен» Виктора Цоя.

Один из основателей группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов рассказывал, что при написании своей песни «Гуд бай, Америка» он «воспринимал Америку как легенду, как определенный миф. Миф, который мы сами себе и придумали, потому что реально не представляли себе, что там». Песня «Америка» группы «RockerJoker» рассказывает о двадцатилетней, постсоветской судьбе мифа об «Америке» (куда можно включить и наши представления о Западе и Европе) в белорусском контексте.

Миф этот для нас, к великому сожалению, так и остался мифом, хотя мы приблизились к «американской мечте», как это многим может показаться, довольно близко — в Минске даже есть «Макдоналдс».

Но чего в Минске нет, так это другой составляющей американской мечты, вернее, условий, благодаря которым она периодически осуществляется, — демократии и свободы. И как бы ни иронизировали сегодня над идеей демократии наши идеологи, но именно она «дополняет» потребление, о котором когда-то грезили советские люди.

Визуальный и словесный ряд клипа «Америка» иллюстрирует идею о том, как мы сегодня оказались в ловушке прежней мечты о благополучии, как мы получили то, что хотели, но не получили чего-то большего, что могло бы дать нам не только удовлетворение базовых желаний.

Песни эпохи перестройки чаще всего писались идеалистами. В этом ключевое отличие эпох — сегодняшней и той, перестроечной. В современной же Беларуси идеалистов больше не осталось. Суть, однако, не в том, чтобы опять превратиться в наивных мечтателей, как это было двадцать лет назад, а в том, чтобы вернуть в жизнь ценности более высокого порядка, чем потребительские.

Отсутствие этих ценностей, кстати, объясняет и то, почему песня «Саня останется с нами» была воспринята «прямо». Потому что вместе с потерей ценностей более высокого порядка мы во многом потеряли и способность фантазировать и иронизировать на социальные и политические темы: реальность стала настолько плоской, что любой художественный жест обречен в ней на пропаганду или утилитарное использование.

Многие люди сегодня утратили то ощущение свободы и то чутьё к происходящему в обществе, которое позволило бы не поддаться «чарам» власти, не поддаться искушению игнорировать собственную подчинённость. Тем более, что эта подчинённость сегодня облечена в форму конструируемого властью мифа о белорусском «потребительском рае», в котором всё «не хуже, чем в Европе».

«Курица-гриль» — один из образов этого нового мифа, нашего с трудом достигнутого постсоветского благополучия. В песне «Курица-гриль» группы «RockerJoker» говорится об «организме», желающем совокупиться с Суперменом, чтобы встать с колен и создать «расу гриле-людей», «кишки которых требуют перемен». Сложно не сравнить этот образ организма, едва имеющего силы на перемены и ожидающего чуда, со всем известными словами из песни Цоя о том, что «всё находится в нас», и хотя «вдруг нам становится страшно что-то менять», но «перемен требуют наши сердца».

Не хочет ли группа «RockerJoker» сказать, что сегодняшнее белорусское общество, обменяв «сердца» на «кишки», на перемены не способно?

Иван Карабасов, «Новая Эўропа»,Belaruspartisan.org

Белорусы стали меньше заводить домашних животных
Белорусы стали меньше заводить домашних животных. Об этом сегодня журналистам поведала консультант управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси В. Андрианова.

Белорусы стали есть больше овощей, мяса и овсянки
По данным Белстата, белорусы покупают примерно поровну продовольственных и непродовольственных товаров. При этом в магазины мы ходим чаще, чем на рынки или в торговые центры.

С наступлением кризиса белорусы стали меньше официально сдавать жилье
В столице сейчас официально сдают квартиры 46,5 тысячи минчан. Цифра достаточно солидная.

Треть белорусов живет на 300 рублей в месяц
Порядка 34% белорусов имеют менее 300 рублей (3 млн старыми) среднедушевых располагаемых ресурсов в месяц.

Билеты на автобусы до Чернигова распроданы: белорусы рванули за покупками в Украину
Пока проблема работы рынков в Беларуси остается нерешенной — из-за запрета торговать без сертификатов рынки опустели — белорусы закупаются к весеннему сезону в соседней Украине.


  • постсоветское пространство,
  • Саня остается с нами,
  • выборы в Белоруссии
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: