Центральная Азия: слишком много общего, чтобы быть вместе

Директор Бишкекского филиала Института стран СНГ анализирует основные тенденции развития стран Центральной Азии в 2008 году на фоне глубинных общественно-политических процессов, без знания которых затрудняется адекватное восприятие Востока.

На рубеже 1991-1992 годов на карте мира, помимо иных, возникли пять протогосударственных образований, рассматриваемых уже привычно (хотя и не совсем научно) под объединительным этнонимом «Центральная Азия». Многими экспертами, особенно западными, тут же была подхвачена идеологема об обязательной интеграции региона. Дескать, интеграционной основой для стран Центральной Азии может служить историческая общность различных народов, проживающих здесь в течение многих веков, их культура, язык, религия, традиции, родственные связи.… Не могут эти признаки, далеко не всегда и во всем объединяющие даже титульные этносы региона, быть базисом объединения. Во второй половине ХХ и в начале XXI века складывается новая геоэкономическая реальность: национальное государство как специфическая единица исторического процесса перестает быть субъектом стратегического пространства для функционирования экономики и развития технологий. Прошедшие годы отчетливо демонстрируют такую потрясающую и все более усиливающуюся разность между республиками, что и просто рассматривать их развитие приходится, увы, поодиночке.

Уходящий год в Казахстане прошел под знаком преодоления мирового кризиса. Стратегия рыночных реформ в Казахстане изначально предусматривала формирование социально ориентированной рыночной экономики, основанной на сочетании государственной, кооперативной и частной собственности. Одновременно были декларированы намерения по осуществлению программы освоения инвестиций в базовые отрасли экономики с тем, чтобы в течение 8-10 лет преодолеть однобокость ее развития (сырьевая и добывающая отрасли) и войти в число индустриальных стран с развитой рыночной инфраструктурой и конкурентоспособной экономикой.

При этом Казахстан, характеризующийся наибольшим уровнем развития рыночных институтов, наличием мощного промышленного комплекса, развитой банковской системой, обладающий значительными инвестиционными ресурсами, больше всего пострадал от проявлений финансового кризиса. Более развитая и интегрированная в мировой финансовый рынок банковская система страны активно использовала современные формы ипотечного кредитования, инвестиций в рынок ценных бумаг и в первую очередь пострадала от финансовых потрясений на мировом рынке. В результате Казахстан имеет серьезные проблемы, связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовым банкротством, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенного на рынке ценных бумаг. От серьезных социальных потрясений республику удерживает лишь разумная политика президента и правительства, вовремя оценивших такую опасность и предпринявших ряд мер по смягчению социальных последствий кризиса. Прогностика – дело неблагодарное, но, тем не менее, можно предполагать, что значительная часть амбициозных задач, декларировавшихся ранее, будет к посткризисному времени благополучно забыта. Тем более, помимо кризиса, и не менее, чем кризис политически неравнодушную часть казахстанского общества серьезно волнует проблема государственно-политической преемственности.

Изменения в конфигурации властвующей элиты – тема для восточной страны традиционно закрытая. И понятно, что речи о противостоянии идейных платформ не идет вовсе. Напротив – внимание людей с активной гражданской позицией приковано в большей степени к персонам высшего эшелона власти по совокупности связей и интересов: родовых, экономических и политических. И по их перспективности с точки зрения влияния на формирование структур власти, на курс страны в самом общем виде, в ситуации полной неясности возможных сценариев в этом поле.

Ближе к осени склонная к аналитичности казахстанская пресса отметила ослабление так называемой «группы «Казахмыса». Группа Тимура Кулибаева (зятя президента), премьер-министра Карима Масимова и главы Национального банка Григория Марченко (с примкнувшими к ним руководителем администрации президента Асланом Мусиным и руководителем КНБ Амангельды Шабдарбаевым) заметно потеснила некогда всесильного друга и соратника президента Назарбаева Владимира Ни и его партнеров – Владимира Кима, Руслана Юня и других. Если взглянуть на эту «борьбу бульдогов под ковром», становится несколько грустно задумываться о будущем Казахстана. Можно согласиться с вполне правомочным мнением А.Д. Богатурова, отрицающего наличие политических элит на постсоветском пространстве: «Вы просто посчитайте количество образованных людей, желательно из тех семей, где фундаментальное образование было доступно хотя бы на протяжении нескольких поколений. Многочисленной окажется данная прослойка? Образованность, воспитанность и истинная культура должны генетически откладываться в людях, претендующих на роль элиты. Сегодня практически во всех постсоветских республиках даже среди представителей правящего класса не найти людей, которые могли бы похвастаться подобными успехами. Из этой касты еще только через два или три поколения сформируется некая прослойка, которую можно будет без натяжек называть национальной элитой. Как можно говорить о том, что за какие-то 10 – 15 лет независимости могла появиться новая элита? Откуда? Если для этого мало даже 80 – 90 лет. Я настаиваю на том, что никакой новой элиты не существует».

Несмотря на пятнадцатилетний опыт преобразований, во всех центральноазиатских странах экономика во многом продолжает иметь распределительный характер. Это определяет характер борьбы за власть: за распределение внешних (кредиты) и внутренних (передел собственности) ресурсов. Простая логика определяет растущее обострение борьбы между элитными группировками: это недостаточность местных ресурсов и ограниченность внешних инвестиций. Среди актуализировавшихся традиционных качеств особенно характерно усиление трайбалистских и клановых отношений, произошедшее в результате «регенерации»

Министр финансов Украины уверен в восстановлении дружеских отношений с Москвой
Новый глава Минфина Украины Александр Данилюк считает, что, несмотря на разногласия между Украиной и Россией, у обеих стран слишком много общего, чтобы игнорировать друг друга.

Министр финансов Украины уверен в восстановлении дружеских отношений с Москвой
Новый глава Минфина Украины Александр Данилюк считает, что, несмотря на разногласия между Украиной и Россией, у обеих стран слишком много общего, чтобы игнорировать друг друга.

Необъяснимая гибель туристов на перевале Дятлова раскрыта
Исследователям удалось приподнять завесу тайны над гибелью туристических групп на перевале Холат-Чахль. По легендарному маршруту группы Игоря Дятлова прошла международная экспедиция, которая в точности восстановила события 1959 года.

Келли Осборн выходит замуж за повара
Дочь знаменитого рокера, основателя легендарной группы Black Sabbath Оззи Осборна, выходит замуж. Ее избранник Мэтью Мосхарт, который работает шеф-поваром, наконец-то сделал ей предложение.

Германия хочет, чтобы страны Центральной Азии сохраняли дистанцию по отношению к России
На минувшей неделе министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, председательствующий сейчас в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), совершил трёхдневную поездку по странам Центральной Азии.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6Дальше »
  • Бишкек,
  • Баткен,
  • Казахстан,
  • кризис,
  • ВВП,
  • Узбекистан,
  • Таджикистан
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: