Китайские инвесторы превращают искусство в золото

Екатерина ДробининаБизнес-корреспондент Би-би-си, Киев Каждая третья фамилия в списке участников биеннале современного искусства, проходящего в Киеве, — азиатская. Учитывая то, какую роль за последние три года Китай стал играть на мировом арт-рынке, – ничего удивительного, говорят в один голос эксперты. На этой неделе в украинской столице открылась первая биеннале современного искусства. Ее куратор Дэвид Эллиотт говорит, что хотел показать, какое место занимает Украина на современном арт-рынке.

Каждая третья фамилия в списке участников биеннале современного искусства, проходящего в Киеве, — азиатская. Учитывая то, какую роль за последние три года Китай стал играть на мировом арт-рынке, – ничего удивительного, говорят в один голос эксперты.

На этой неделе в украинской столице открылась первая биеннале современного искусства.

Ее куратор Дэвид Эллиотт говорит, что хотел показать, какое место занимает Украина на современном арт-рынке. Место Украины на карте – на Шелковом пути — определило выбор художников, объяснил Эллиотт.

Вероятно, сказалось еще и то обстоятельство, что на Китай приходится треть мирового арт-рынка. В списке самых дорогих художников XX века по данным сайта Artprice из первой десятки половина – китайские художники.

Один из самых популярных художников Китая, Ай Вэйвэй (на биеннале он представлен инсталляцией «Круг Животных»), в списке 500 самых дорогих современных художников, согласно экспертам Artprice, находится на 131-м месте.

Например, его фарфоровые семечки (общим весом в 100 кг) были проданы за 559 тысяч долларов на лондонских торгах аукционного дома Sotheby’s.

Самый дорогой китайский художник, по мнению Artprice, Цзэн Фанчжи. До кризиса его «Серии масок» были проданы за 8,6 млн долларов.

По мнению некоторых экспертов, ажиотажный спрос китайских инвесторов вредит и самим художникам, и галеристам.

«Часть рынка современного искусства приобрела характер метастазы», — считает искусствовед Екатерина Деготь.

В поисках надежных и нетрадиционных инструментов для инвестиций китайские инвесторы обратились к предметам искусства и вину. В 2012 году 8% инвестиций состоятельных людей будут направлены в такие активы, посчитали составители исследования Capgemini/Merrill Lynch.

В 2010 году, согласно этому исследованию, пятую часть альтернативных инвестиций составляли предметы искусства.

В результате рост цен происходит буквально на глазах. Например, по данным Skate’s Art Market Research, в 2009 году доля китайского искусства на мировом рынке была гораздо меньше доли Великобритании или США. В 2010 году она составила 649 млн долларов, а годом позже – в два раза больше, слегка уступив британскому рынку.

В списке Skate’s Art Market Research, состоящем из 5000 работ, совокупная стоимость всех работ китайских художников — 1,15 млрд долларов. Общая рыночная стоимость всех работ – 30,5 млрд долларов. Все работы американских художников, которые попали в этот список, – 947 млн долларов.

Китайское искусство покупают в основном китайские коллекционеры, как русское искусство покупают российские коллекционеры, а индийское – индийские.

При этом еще до недавнего времени сами китайцы не верили в то, что современное искусство, которое создается в их же стране, может расти в цене, говорит Патти Вонг, директор азиатского отделения аукционного дома Sotheby’s.

Многие западные арт-издания и критики со снобизмом говорят о том, что китайские коллекционеры покупают искусство во имя инвестиционных целей, а не ради создания коллекции. Дорогая картина, как предмет одежды класса люкс, для китайских состоятельных людей является необходимым атрибутом для создания имиджа.

Вероятно поэтому, выбирая из западных художников, китайские покупатели отдают предпочтение Пикассо, говорят галеристы.

Но по мнению куратора первой биеннале современного искусства в Киеве Дэвида Эллиотта, «покупают то, что блестит» не только китайцы, но и американцы, и русские, и арабы.

«Такие инвесторы были в XIX веке и в Америке, и в Британии», — рассказывает Эллиотт.

Эксперты отмечают, что вкусы (и кошельки) коллекционеров (или инвесторов) из Гонконга отличаются от вкусов тех, кто живет в материковом Китае или на Тайване.

По мнению некоторых европейских галеристов, покупатели искусства из Гонконга – коллекционеры, а из КНР – инвесторы.

В 2009 году стоимость всех проданных работ в Гонконге составлял 53 млн долларов против 17 млн в КНР. В 2011 году в КНР было продано предметов искусства на 852 млн долларов – в 2,3 раза больше, чем в Гонконге, посчитали аналитики Skate’s Art Market Research.

Источник: www.bbc.co.uk

«Китайские инвесторы работают в России по африканской модели»
Препятствием для развития партнерства между Россией и азиатскими странами является разница культур ведения бизнеса.

Китайские инвесторы будут занимать в России ниши европейцев
Китайские инвесторы воспользуются новыми возможностями, которые открываются для них в России в связи с уходом с нашего рынка западных компаний.

Приморье представило китайским инвесторам более 100 проектов
Более 100 проектов презентовал китайским инвесторам Приморский край в ходе встречи представителей бизнеса в китайской провинции Цзилинь, сообщила пресс-служба администрации Приморья.

Приморье представило китайским инвесторам более 100 проектов
Владивосток. 9 апреля. ИНТЕРФАКС — ДАЛЬНИЙ ВОСТОК — Более 100 проектов презентовал китайским инвесторам Приморский край в ходе встречи представителей бизнеса в китайской провинции Цзилинь, сообщила пресс-служба администрации Приморья.


  • Искусство,
  • Доллар,
  • Художник,
  • Миллион,
  • Биеннал
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: