СССР не отпускает

Ошская резня снова показала, что распад СССР далёк от завершения. И уж точно он не является мирным и бескровным. Наследие СССР еще не поделено, и процесс этого передела не стал полностью необратимым.

В июне 2010 года в системном внутриполитическом кризисе в Киргизии актуализировались новые интриги. Помимо проблемы нелегитимной смены власти (второй за последние пять лет) и раскола страны по региональному принципу о себе во весь голос заявили межэтнические противоречия, находившиеся в «спящем состоянии» в течение 20 лет.

Сегодня вряд ли кто-то с полной уверенностью скажет, был ли у организаторов узбекских погромов специальный умысел приурочить их к двадцатилетию «ошской резни» июня 1990 года, когда в городах Узген и Ош, а также сёлах Ошской области в результате столкновений между узбеками и киргизами погибло 1,2 тыс. человек. Это немногим больше, чем количество погибших во время первого грузино-осетинского вооружённого конфликта 1991—1992 годов. Однако при любом раскладе зловещая символика присутствует.

В июне 2010 года определить число погибших в «ошской резне-2» практически невозможно. Слишком уж много интерпретаторов. Но какие бы версии по этому поводу ни высказывались, очевидно, что по своим геополитическим последствиям нынешний конфликт может оставить далеко позади противостояние двадцатилетней давности. «Кровавый июнь» 2010 года поставил слишком много острых вопросов, требующих незамедлительного ответа уже в самое ближайшее время.

Во-первых, ошская резня 2010 года снова показала, что распад СССР далёк от своего завершения. И уж точно он не является мирным и бескровным. Да, в формально-юридическом смысле Советский Союз не существует, но его наследие далеко ещё не поделено. И самое главное, процесс этого передела не стал полностью необратимым. В самих республиках бывшего СССР и за их пределами есть немало заинтересованных игроков в создании новых политических конфигураций. И такой интерес тем легче подогревать, чем более неэффективной является политика по формированию новых политических наций на обломках «нерушимого Союза».

Июнь 2010 года снова показал, что называться «независимым Кыргызстаном» — это вовсе не то же самое, что быть им. Для того чтобы им быть, нужна адекватная политика по государственно-национальному строительству, которой не было ни при Акаеве, ни при Бакиеве. Достаточно сказать, что после «тюльпановой революции» 2005 года только один узбек был представлен ненадолго на губернаторском уровне. Добавим к этому непростую ситуацию в Баткентской области юга страны, где 7% составляют таджики, также практически исключённые из политических процессов страны. При этом и узбеки, и таджики играют немалую роль в социально-экономических процессах. Не решался системно и другой, раздирающий страну вопрос «киргизско-киргизского диалога» и адекватного представительства различных частей страны во власти.

В итоге данная проблема решалась либо нелегитимным использованием силы (как это было в ходе «революции тюльпанов»), либо попыткой консолидации на негативной основе (против чужаков, представляющих иные этнические группы, как это случилось в 1990-м и в 2010 годах). Как результат, отсутствие главной предпосылки для эффективного управления — интегрированной политической нации, без чего деградация власти и коллапс являются лишь вопросом времени.

Рассмотрение нынешнего киргизского кризиса в более широкой перспективе позволяет нам сделать вывод о том, что это явление и события в Грузии, Молдавии, Азербайджане, Таджикистане, России (Северный Кавказ) представляют собой звенья одной цепи, которая имеет вполне определённое название — «провальное государственно-национальное строительство».

Во-вторых, весь киргизский внутриполитический кризис продемонстрировал чрезвычайно узкий коридор возможностей для «транзита» государств Центральной Азии. Он зафиксировал, что в этом регионе речь в ближайшие годы должна идти не о выборе между демократией и авторитаризмом, а о наличии власти как таковой. Безвластие в стране — гораздо более лёгкий путь к этническим столкновениям, погромам и афганизации, чем предсказуемая авторитарная власть.

Впрочем, доведённая до абсурда авторитарная система часто сама провоцирует конфликты, поскольку попросту перестаёт быть адекватной. И здесь нелёгкий выбор между двумя крайностями — полный хаос или неадекватный авторитаризм. Для политических элит Казахстана, Узбекистана и Таджикистана появляется возможность на ошибках соседа проанализировать возможные издержки для «транзита» своих стран.

Как бы то ни было, а сверхзадачей для киргизской элиты (если она не желает превратить страну во второй Афганистан или пойти по таджикскому пути образца 1990-х годов) является создание эффективных властных структур. Только такие институты смогли бы предотвратить дальнейшую эскалацию насилия, которая возможна не только в этнической сфере (и уж точно не только в отношениях между узбеками и киргизами). Киргизское временное правительство во главе с Розой Отунбаевой широко вещает о трансформации государства в парламентскую республику.

Но при низком уровне интеграции страны, низкой легитимности самого правительства и тотальной нестабильности это несёт с собой огромные риски. Кто сказал, что новый парламент станет аналогом американского конгресса или французской Национальной ассамблеи? Скорее всего, новый парламент станет неким рынком для согласований, который может как перевести противостояние в политический торг, так и, напротив, спровоцировать новое насилие из-за разногласий по «цене вопроса».

Оказывается в СССР не было не только секса, но и ресторанов и даже пивных
В одной из серий «Ментов» один из жуликов, объясняя свой сволочизм говорит примерно следующее: «Распределили меня в 1986 в НИИ, оклад 85 рэ.

Великолучанам советуют не отпускать домашних животных в свободный выгул
Великолучанам советуют не отпускать домашних животных в свободный выгул, так как по закону любая собака, находящаяся на улице без хозяина, считается безнадзорной и подлежит отлову.

Жителей карельской столицы попросили не отпускать собак
В столице Карелии начался отлов безнадзорных животных. Отлов будет вестись утром и вечером. До конца 2014 года будет отловлено 280 бродячих животных.

Глава крымских татар: Путин назвал выход Украины из СССР «не совсем законным»
Лидер крымских татар рассказал о беседе с Путиным. В ней он попросил президента России не нарушать территориальную целостность Украины.

Назад в СССР – или вперед в СССР?
Советский проект надо понимать как систему – и только под таким углом рассматривать его плюсы и минусы.


  • постсоветское пространство,
  • беспорядки в Киргизии,
  • распад СССР
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: